Требования к товарной информации. Раздел 7Информация о товарах

Раздел 7Информация о товарах

Лекция27Виды информации о товаре

 

Виды товарной информации

Требования к товарной информации

В условиях рыночных отношений возрастает роль информации о товарах, поскольку потребителю трудно разобраться в многообразии существующих и новых товаров и сделать правильный выбор. С другой стороны, информация необходима и для производителя продукции. Он должен отслеживать изготовление новых товаров, их конкурентоспособность для принятия решений о прекращении производства отдельных товаров и разработке новых.

Существуют разные виды и формы информации. Товарная информация делится на следующие виды:

- основополагающую,

- коммерческую,

- потребительскую информацию.

Товарная информация предоставляет сведения о товаре и предназначена преимущественно для коммерческой деятельности. Источниками такой информации служат производители товаров, которые информируют продавцов и потребителей о производимых товарах. От качества оказываемых информационных услуг зависит скорость продвижения, интенсивность сбыта продукции, симулирование продаж и создание потребительских предпочтений.

К основополагающей товарной информации относится вид и наименование товара, его качественные характеристики, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок годности и период хранения.

Коммерческая информация содержит основные сведения о товаре, которые дополняют основную информацию; она предназначена и для изготовителей, и для поставщиков, и для продавцов. Этот вид информации содержит сведения о посредниках, о наличии нормативных документов по качеству товаров, сведения о товаре по ОКП и др. (например, штрихкод, который содержит важные сведения о товаре и его производителе).

Потребительская информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товара, его функциональном назначении, способах эксплуатации, надежности и безопасности применения. Важную роль играют красочные изображения на товаре и его упаковке, которые оказывают положительное воздействие на покупателя.

Товарная информация может использоваться в следующих формах:

- словесной,

- цифровой,

- изобразительной,

- символической.

Словесная форма информации о товаре представлена на языке страны-изготовителя и ряда других стран, что позволяет знакомить с ней широкий круг потребителей. К недостаткам такой информации следует отнести неудобство ее размещения на товаре, поскольку она требует значительного места на упаковке или самом товаре.

Цифроваяформа информации о товаре дополняет словесную какими-либо количественными сведениями о товаре, об объеме, весе (нетто, брутто), длине, дате и сроках выпуска. Эта информация отличается четкостью изображения, единообразием и лаконичностью. В некоторых случаях она доступна только профессионалам в установлении ассортиментных номеров продукции, расшифровке номеров предприятий с помощью Общероссийского классификатора продукции. Однако потребителям продукции она бывает непонятна, поскольку они недостаточно владеют этими методами распознавания.

Основное значение изобразительной формы информации — создать потребительские предпочтения, удовлетворяя эстетические потребности покупателей. Эта форма предоставления информации обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью различных художественных и графических изображений непосредственно на товаре. Важное достоинство изобразительной информации заключается в том, что она наглядна и доступна для восприятия. Такая информация должна дополнять словесную и цифровую информацию, предоставляя дополнительные разносторонние сведения о товаре. Вместе с тем возможности изобразительной информации довольно ограниченны.

Символьная форма информации передает сведения о товаре с помощью различных символов, знаков, характеризующих отличительные свойства товара или изделия. Например, на товаре может быть этикетка с изображением символов «стирать при температуре не более 40 градусов», «боится влаги» и др. Символы должны быть однозначными и лаконичными. Иногда для восприятия требуются профессиональные знания.

Широкое распространение получила штриховая информация.

К товарной информации предъявляют следующие основные требования: достоверность; доступность; достаточность. Эти требования можно обозначить как «Три «Д»

Первое «Д» — достоверность — предполагает правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие дезинформации и субъективизма в их представлении, вводящих пользователей информации в заблуждение.

Наиболее часто недостоверна информация о фальсифициро­ванных товарах, так как ассортиментная и качественная фаль­сификации обязательно сопровождаются информационной.

Следовательно, недостоверность информации в большинст­ве случаев может быть квалифицирована как информационная фальсификация. Недостоверная информация может быть вы­звана недостаточными профессиональными знаниями субъек­тов, ее представляющих, или нечеткими требованиями к опре­деленным сведениям.

Второе «Д» — доступность — связано с принципом инфор­мационной открытости сведений о товаре для всех пользовате­лей.

В свою очередь, общее требование доступности информации можно подразделить на ряд частных.

Языковая доступность означает, что информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей час­ти потребителей, для которых этот товар предназначен. В Зако­не РФ «О защите прав потребителей» указывается, что сведе­ния о товаре должны быть на русском языке.

Востребованность — требование, закрепляющее право по­требителя на необходимую информацию и обязанность изго­товителя или продавца ее предоставлять по первому требова­нию, регламентируется Законом РФ «О защите прав потреби­телей».

Понятность — требование, предполагающее использование общепринятых понятий и терминов, определения которых при­водятся в федеральных законах, терминологических стандартах,

словарях и справочниках или которые относятся к общеприня­тым, а потому не требуют определений и пояснений.

К общепринятым понятиям следует отнести наименования известных видов потребительских товаров (хлеб, овощи, плоды, масло сливочное, сыр сычужный, маргарин и т. п.). Однако не все наименования товаров, особенно новых или марочных, мо­гут быть понятны покупателю (например, маргарин Солнечный или масло бутербродное), что требует поясняющей информа­ции в устной или письменной форме (например, устная кон­сультация продавца, аннотация или разъясняющий текст на маркировке).

Третье «Д» — достаточность информации — может тракто­ваться как рациональная информационная насыщенность, что исключает предоставление как неполной, так и излишней ин­формации.

Неполная информация — это отсутствие определенных сведе­ний о товаре. Зачастую неполнота информации обусловливает ее недостоверность. Например, на российском потребитель­ском рынке встречаются товары, произведенные совместными предприятиями в России или странах ближнего зарубежья, без указания страны происхождения или наименования изготови­теля. Эта неполная информация одновременно является и не­достоверной, а товары, выдаваемые за изделия из стран дальне­го зарубежья, фальсифицированными.

Излишняя информация — это предоставление сведений, дуб­лирующих основную информацию без особой необходимости или не представляющих интереса для ее пользователей. Избы­ток информации также вреден, поскольку в современных усло­виях информационных перегрузок бесполезные сведения о то­варе могут вызвать раздражение потребителя и побудить его к отказу от покупки.

Для успешной работы на рынке предприятиям, прежде всего, необходима оперативная информация по отдельным товарам, статистическая информация, а также информация по группам взаимозаменяемых товаров. При выходе на международные рынки требуется информация о потенциальных конкурентах. Информация о товарах и товаропроизводителях содержится в специализированных каталогах, газетах, журналах, отраслевых справочниках и каталогах, посвященных отраслевым и международным выставкам. Создаются базы данных в крупных консалтинговых компаниях, специализирующихся на производстве и сбыте программных продуктов. Предоставлена возможность получать огромный массив информации через Интернет и электронные порталы и базы данных.

Одна из важных задач предприятий — сбор, обработка и доведение до потребителей оперативной информации о выпускаемой продукции. С этих позиций наиболее эффективна система каталогизации продукции, которая создается для автоматизированного учета номенклатуры производимой продукции в целом по стране и по регионам, обеспечения органов государственного и местного самоуправления аналитической информацией о производимой продукции, ее характеристиках, об ассортименте продукции и нормативных документах, которые регламентируют выпуск той или иной продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: