Раздел 7Информация о товарах
Лекция27Виды информации о товаре
Виды товарной информации
Требования к товарной информации
В условиях рыночных отношений возрастает роль информации о товарах, поскольку потребителю трудно разобраться в многообразии существующих и новых товаров и сделать правильный выбор. С другой стороны, информация необходима и для производителя продукции. Он должен отслеживать изготовление новых товаров, их конкурентоспособность для принятия решений о прекращении производства отдельных товаров и разработке новых.
Существуют разные виды и формы информации. Товарная информация делится на следующие виды:
- основополагающую,
- коммерческую,
- потребительскую информацию.
Товарная информация предоставляет сведения о товаре и предназначена преимущественно для коммерческой деятельности. Источниками такой информации служат производители товаров, которые информируют продавцов и потребителей о производимых товарах. От качества оказываемых информационных услуг зависит скорость продвижения, интенсивность сбыта продукции, симулирование продаж и создание потребительских предпочтений.
|
|
К основополагающей товарной информации относится вид и наименование товара, его качественные характеристики, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок годности и период хранения.
Коммерческая информация содержит основные сведения о товаре, которые дополняют основную информацию; она предназначена и для изготовителей, и для поставщиков, и для продавцов. Этот вид информации содержит сведения о посредниках, о наличии нормативных документов по качеству товаров, сведения о товаре по ОКП и др. (например, штрихкод, который содержит важные сведения о товаре и его производителе).
Потребительская информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товара, его функциональном назначении, способах эксплуатации, надежности и безопасности применения. Важную роль играют красочные изображения на товаре и его упаковке, которые оказывают положительное воздействие на покупателя.
Товарная информация может использоваться в следующих формах:
- словесной,
- цифровой,
- изобразительной,
- символической.
Словесная форма информации о товаре представлена на языке страны-изготовителя и ряда других стран, что позволяет знакомить с ней широкий круг потребителей. К недостаткам такой информации следует отнести неудобство ее размещения на товаре, поскольку она требует значительного места на упаковке или самом товаре.
Цифроваяформа информации о товаре дополняет словесную какими-либо количественными сведениями о товаре, об объеме, весе (нетто, брутто), длине, дате и сроках выпуска. Эта информация отличается четкостью изображения, единообразием и лаконичностью. В некоторых случаях она доступна только профессионалам в установлении ассортиментных номеров продукции, расшифровке номеров предприятий с помощью Общероссийского классификатора продукции. Однако потребителям продукции она бывает непонятна, поскольку они недостаточно владеют этими методами распознавания.
|
|
Основное значение изобразительной формы информации — создать потребительские предпочтения, удовлетворяя эстетические потребности покупателей. Эта форма предоставления информации обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью различных художественных и графических изображений непосредственно на товаре. Важное достоинство изобразительной информации заключается в том, что она наглядна и доступна для восприятия. Такая информация должна дополнять словесную и цифровую информацию, предоставляя дополнительные разносторонние сведения о товаре. Вместе с тем возможности изобразительной информации довольно ограниченны.
Символьная форма информации передает сведения о товаре с помощью различных символов, знаков, характеризующих отличительные свойства товара или изделия. Например, на товаре может быть этикетка с изображением символов «стирать при температуре не более 40 градусов», «боится влаги» и др. Символы должны быть однозначными и лаконичными. Иногда для восприятия требуются профессиональные знания.
Широкое распространение получила штриховая информация.
К товарной информации предъявляют следующие основные требования: достоверность; доступность; достаточность. Эти требования можно обозначить как «Три «Д»
Первое «Д» — достоверность — предполагает правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие дезинформации и субъективизма в их представлении, вводящих пользователей информации в заблуждение.
Наиболее часто недостоверна информация о фальсифицированных товарах, так как ассортиментная и качественная фальсификации обязательно сопровождаются информационной.
Следовательно, недостоверность информации в большинстве случаев может быть квалифицирована как информационная фальсификация. Недостоверная информация может быть вызвана недостаточными профессиональными знаниями субъектов, ее представляющих, или нечеткими требованиями к определенным сведениям.
Второе «Д» — доступность — связано с принципом информационной открытости сведений о товаре для всех пользователей.
В свою очередь, общее требование доступности информации можно подразделить на ряд частных.
Языковая доступность означает, что информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей части потребителей, для которых этот товар предназначен. В Законе РФ «О защите прав потребителей» указывается, что сведения о товаре должны быть на русском языке.
Востребованность — требование, закрепляющее право потребителя на необходимую информацию и обязанность изготовителя или продавца ее предоставлять по первому требованию, регламентируется Законом РФ «О защите прав потребителей».
Понятность — требование, предполагающее использование общепринятых понятий и терминов, определения которых приводятся в федеральных законах, терминологических стандартах,
словарях и справочниках или которые относятся к общепринятым, а потому не требуют определений и пояснений.
К общепринятым понятиям следует отнести наименования известных видов потребительских товаров (хлеб, овощи, плоды, масло сливочное, сыр сычужный, маргарин и т. п.). Однако не все наименования товаров, особенно новых или марочных, могут быть понятны покупателю (например, маргарин Солнечный или масло бутербродное), что требует поясняющей информации в устной или письменной форме (например, устная консультация продавца, аннотация или разъясняющий текст на маркировке).
|
|
Третье «Д» — достаточность информации — может трактоваться как рациональная информационная насыщенность, что исключает предоставление как неполной, так и излишней информации.
Неполная информация — это отсутствие определенных сведений о товаре. Зачастую неполнота информации обусловливает ее недостоверность. Например, на российском потребительском рынке встречаются товары, произведенные совместными предприятиями в России или странах ближнего зарубежья, без указания страны происхождения или наименования изготовителя. Эта неполная информация одновременно является и недостоверной, а товары, выдаваемые за изделия из стран дальнего зарубежья, фальсифицированными.
Излишняя информация — это предоставление сведений, дублирующих основную информацию без особой необходимости или не представляющих интереса для ее пользователей. Избыток информации также вреден, поскольку в современных условиях информационных перегрузок бесполезные сведения о товаре могут вызвать раздражение потребителя и побудить его к отказу от покупки.
Для успешной работы на рынке предприятиям, прежде всего, необходима оперативная информация по отдельным товарам, статистическая информация, а также информация по группам взаимозаменяемых товаров. При выходе на международные рынки требуется информация о потенциальных конкурентах. Информация о товарах и товаропроизводителях содержится в специализированных каталогах, газетах, журналах, отраслевых справочниках и каталогах, посвященных отраслевым и международным выставкам. Создаются базы данных в крупных консалтинговых компаниях, специализирующихся на производстве и сбыте программных продуктов. Предоставлена возможность получать огромный массив информации через Интернет и электронные порталы и базы данных.
|
|
Одна из важных задач предприятий — сбор, обработка и доведение до потребителей оперативной информации о выпускаемой продукции. С этих позиций наиболее эффективна система каталогизации продукции, которая создается для автоматизированного учета номенклатуры производимой продукции в целом по стране и по регионам, обеспечения органов государственного и местного самоуправления аналитической информацией о производимой продукции, ее характеристиках, об ассортименте продукции и нормативных документах, которые регламентируют выпуск той или иной продукции.