Номенклатура показателей качества товаров. Раздел 2 Потребительские свойства продовольственных и непродовольственных

Раздел 2 Потребительские свойства продовольственных и непродовольственных

Товаров

Лекция 6 Классификация потребительских свойств товаров

Потребительские свойства товаров: понятие, классификация

Номенклатура показателей качества товаров

 

Потребительная стоимость, или потребительская ценность товара, показывает степень удовлетворения конкретных нужд человека своими свойствами. Потребительские свойства товара — это свойства, которые обуславливают его полезность в процессе эксплуатации и потребления. Номенклатура потребительских свойств и их показателей определяется особенностями и назначением товара. В зависимости от особенностей потребительские свойства и показатели качества подразделяются на группы: по назначению, надежности, эргономическим, эстетическим, экологическим, по безопасности и по другим признакам.

По своему назначению потребительские свойства товара бывают функциональными, социальными, классификационными и универсальными.

Функциональные свойства обуславливают использование изделия по назначению, а показатели функциональных свойств характеризуют техническую сущность продукции, способность продукции выполнять свои функции.

Свойства социального назначения зависят от многих факторов, например, от сезонности товара, направления моды и стиля жизни.

Свойства классификационного назначения позволяют использовать их в качестве классификационных признаков.

Свойства универсального назначения характеризуют способность некоторых свойств и показателей товаров удовлетворять различные потребности.

К показателям надежности можно отнести безотказность в работе изделия, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. Показатели надежности характеризуют продолжительность и полноту действия конкретного изделия при его использовании. Они сохраняют свои свойства во времени, а безотказность в работе и долговечность позволяют им выполнять заданные функции в течение заданного срока службы.

Ремонтопригодность — это свойство товара, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта.

Сохраняемость — это способность товара сохранять в заданных пределах значения параметров, характеризующих способность товара выполнять требуемые функции, в течение и после хранения и/или транспортирования. Сохраняемость характеризуется показателем «срок хранения» в днях, месяцах и др.

Все возможные факторы, непосредственно влияющие на формирование потребительских свойств, можно разделить на три группы:

1) сырье, конструктивные особенности изделия и качество технологических процессов;

2) факторы, стимулирующие потребительские свойства — материальная заинтересованность работников, эффективность производства, санкции за выпуск некачественной продукции;

3) факторы, обеспечивающие сохранение потребительских свойств при соблюдении надлежащих условий хранения, транспортировки и реализации товаров.

Показатели качества отражаются в стандартах Системы показателей качества продукции, нормированные значения показателей качества отражаются в стандартах Общих технических условий или Технических условий.

Показатель качества товара — это количественная характеристика одного или нескольких свойств товара, составляющих его качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления. Номенклатура показателей качества зависит от назначения товара. У товара многоцелевого назначения эта номенклатура может быть очень многочисленной.

Показатели качества товаров по количеству характеризуемых свойств могут быть: единичными и комплексными.

Единичный показатель качества — это показатель качества, относящийся только к одному из свойств объекта.

Комплексный показатель качества — это показатель качества объекта, относящийся к нескольким его свойствам. Например, целостность композиции, комфортабельность, безопасность, надежность товара.

Показатели качества классифицируются по различным признакам (таблицы 1).

 

 

Таблица 2.1- Классификация показателей качества

Первый признак классификации показателей качества характеризует свойства товара, входящие в состав его качества, и служит для выбора и обоснования номенклатуры показателей качества, соответствующей потребностям людей, народного хозяйства, обороны страны. Группы показателей качества по этому признаку классификации применяются для включения в научно-техническую документацию, технические задания на разработку продукции, в планы научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских работ, при контроле качества и испытаниях товара, для оценки технического уровня и качества товара на всех стадиях его жизненного цикла.

Второй признак классификации показателей качества служит для технико-экономического анализа качества, при котором важно знать полезный эффект каждого свойства, выраженный как в натуральных, так и в стоимостных единицах. При этом количественные характеристики рассматриваемых свойств остаются показателями качества и не являются экономическими показателями (под экономическими показателями товара понимаются суммарные затраты на создание и эксплуатацию или потребление продукции).

Третий признак служит для применения показателей качества в различных методах оценки технического уровня и качества товара. Единичные показатели качества применяются в дифференциальном методе, комплексные показатели качества товара — в комплексном методе, совместно единичные и комплексные показатели качества товара — в смешанном методе оценки качества.

Четвертый признак классификации показателей качества служит для выбора базовых образцов товара при сравнении значений показателей качества оцениваемого товара и базового образца.

Пятый признак классификации показателей качества товара служит для учета особенностей оценки качества товара на различных стадиях его жизненного цикла.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: