Для более ясного и системного представления о профессиях вообще и конкретных профессиях, в частности, обратимся к вариантам классификации их по различным основаниям.
В зависимости от основания классификации профессии объединяются в разные группы. Наиболее общие основания классификации вытекают из структуры самой профессиональной деятельности, которая характеризуется особенностями конкретного вида труда и требованиями к тому, кто его осуществляет. Поэтому общими классификационными основаниями являются характеристика объекта труда и характеристика его субъекта.
При характеристике объекта труда профессии делят на группы в соответствии с наиболее частными основаниями: по предмету, целям, средствам, условиям, характеру и составу действий. Рассматривая субъект труда, профессии также делят на группы в зависимости от психофизиологических особенностей и степени необходимой квалификации.
Любая профессия, таким образом, может быть комплексно описана, так как она находит свое место в каждой классификации, получая характеристику по тому или иному основанию.
|
|
Общее основание классификации | Частное основание классификации | Группа профессий |
Характеристика труда | По предмету | Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-знаковая система, Ч- художественный образ |
По целям | Гностические (следователь, синоптик) Преобразующие (педагог, швея, повар) Изыскательные (сценарист, научный работник, художник) | |
По средствам | Профессии ручного труда (гончар, краснодеревщик) Профессии машинно-ручного труда (ткач, водитель) Профессии, связанные с применением автоматизированных систем (оператор, системный администратор) Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда(психолог, научный работник) | |
По условиям | Профессии, связанные с работой в микроклимате, близкому к бытовому (ювелир, настройщик пианино) Профессии, связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (дворник, геодезист) Профессии, связанные с работой в необычных и экстремальных условиях(пожарный, летчик-испытатель) Профессии, связанные с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (врач, учитель) | |
По составу действий | Двигательные(грузчик, спортсмен) Познавательные (микробиолог, астроном) Действия межличностного общения(педагог, психолог) Действия по согласованию усилий(диспетчер, администратор) | |
По характеру действий | Профессии с преобладанием повторяющихся монотонных операций(сборщик, упаковщик) Профессии с вариативными действиями по заданным алгоритмам, требующие элементов творческого подхода (терапевт, учитель) | |
Характеристика субъекта труда | По психофизиологическим особенностям | Профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности, например быстроты реакции, высокого уровня специальных способностей(водитель, спортсмен, музыкант) Профессии, требующие относительной профессиональной пригодности, где отсутствие некоторых качеств может быть компенсировано мотивацией, опытом и т.д.(инженер, лифтер) |
По степени необходимой квалификации | Профессии, требующие высококвалифицированного труда и длительной подготовки (врач, психотерапевт, юрист) Профессии с простым квалифицированным трудом(продавец, воспитатель, секретарь) Профессии с неквалифицированным трудом, не требующие специальной подготовки(уборщица, гардеробщица) |
|
|