Цель: формирование умений решать простейшие экологические задачи.
Оборудование и материалы: сборник учебных экологических задач,
справочники и энциклопедии по экологии.
Ход работы:
1. Ознакомьтесь с перечнем и типологией рассматриваемых реальных
экологических задач: по общей экологии, прикладной и синэкологии.
2. Решите экологические задачи по алгоритму:
а) выявление факторов, определяющих рассматриваемое экологическое явление;
б) анализ этапов развития экологического явления и нахождение системообразующего фактора;
в) проведение сравнительного анализа в случае устранения или отсутствия функционирования выявленных фактов;
г) выдвижение гипотез о способах преобразования среды или социума;
д) моделирование экологических изменений во времени и в пространстве.
3. Составьте методику решения экологических задач с использованием графиков и схем.
4. Оформите ход решения экологических задач в тетрадях и сделайте
выводы.
Образец решения экологической задачи по общей экологии:
Почему на пшеничном поле видовое разнообразие меньше, а биомасса
фитофагов выше, чем на соседнем участке степи?
Дано: Пшеничное поле – биомасса фитофагов больше, степь – меньше.
Вопрос: Почему?
Ход решения:
а) экологическое явление – увеличение биомассы фитофагов;
б) системообразующим фактором увеличения биомассы энтомофагов
являются экологические условия пшеничного поля;
в) в агроэкосистемах могут обитать насекомые с высокой скоростью
развития и миграционными способностями;
Ответ: Экологические условия агроэкосистемы населяют не многие
виды, поэтому меньше конкуренции, а в степи много энтомофагов.
Задача №1.
Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.
Задача №2.
Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?
Задача №3
Чем определяется устойчивость естественных экосистем?
Задача №4
Чем отличается наземно-воздушная среда от водной?
Задача №5
Чем структура биоценоза смешанного леса отличается от структуры биоценоза березовой рощи?
Задача №6
Почему отношения между собакой и таежным клещом считают примером паразитизма?
Задача №7
Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок?
Задача №8
Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?
Задача №9
Почему сов в экосистеме леса относят к консументам второго порядка, а мышей к консументам первого порядка?
Задача №10
Составьте пищевую цепь, используя все названные ниже объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консумента третьего порядка в составленной цепи.
Задача №11
Почему отношения между щукой и окунем в экосистеме реки считают конкурентными?
Задача №12
Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб?
Задача №13
Что служит основой формирования разнообразных сетей питания в экосистемах?
Задача №14
Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?
Задача №15
Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее 3-х изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут.
Задача №16
В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление.
Задача №17
Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса?
Задача №18
В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.