Анализ работы службы снабжения стоит проводить в следующей последовательности:
1. Организационная структура управления снабжением
Описать организационную структуру службы закупок (снабжения). Определить принципы её построения (географический, товарный и т.д.). Определить и описать используемые методы определения потребностей в материальных ресурсах (для промышленных предприятий) и методы определения объемов закупаемой продукции (для оптовых организаций).
2. Процедура поиска поставщиков
Описать практику установления коммерческих связей с поставщиками (на выставках-ярмарках, на основе рекламной информации в СМИ и т.д.). Методы закупок (оптовые закупки, регулярные закупки мелкими партиями, закупки по мере необходимости, прямые закупки, встречные закупки и т.д.).
Выявить рейтинг поставщиков, сформулировав критерии выбора и реализовав оценку их значимости. Результаты представить в форме таблицы 3.
Таблица 3
Расчет рейтинга поставщиков
| Критерий выбора поставщика | Вес критерия | Оценка критерия по 10-балльной шкале | Произведение веса критерия на оценку | ||||
| поставщик 1 | поставщик 2 | поставщик 3 | поставщик 1 | поставщик 2 | поставщик 3 | ||
| 1. Цена | |||||||
| 2. Качество товара | |||||||
| 3. Надежность поставщика | |||||||
| 4. Удаленность поставщика | |||||||
| 5. Форма оплаты и условия платежа | |||||||
| 6. Организация доставки | |||||||
| 7. Дополнительные услуги | |||||||
| … | |||||||
| Итого: | 1,0 |
На примере конкретной товарной группы необходимо определить оптимальную партию поставки и интервал между поставками.
3. Анализ динамики и структуры закупок
Осуществить анализ динамики и структуры поставок сырья, материалов, готовой продукции на предприятие по формам снабжения и видам хозяйственных связей, по поставщикам, по номенклатурным или ассортиментным группам.
Таблица 4
Динамика и структура поступления товаров на предприятие
по поставщикам за 2010 – 2012 гг.
| Поставщики | 2010 г. | 2011г. | 2012 г. | Отклонение по годам (+, -) | Темп роста, % | ||||
| 2011 г. от 2010 г. | 2012 г. от 2011 г. | 2012г. от 2010г. | 2011 г. к 2010 г. | 2012 г. к 2011 г. | 2012 г. к 2010 г. | ||||
| 1. Производители | |||||||||
| 1.1… | |||||||||
| 1.2… | |||||||||
| Прочие | |||||||||
| 2. Оптовые посредники | |||||||||
| 2.1… | |||||||||
| 2.2… | |||||||||
| Прочие | |||||||||
| Годовой объем поступления товаров |
Примечание: структура таблицы остается неизменной. Меняется названия первого столбца и строк в первом столбце на анализируемую структуру.
4. Анализ договорных отношений с поставщиками
Охарактеризовать работу с поставщиками по следующим критериям:
1. Планомерность, ритмичность и оперативность поставок.
2. Возможность внеплановых поставок.
3. Финансовые условия поставок, касающиеся цен и формы расчетов, возможность предоставления кредита.
Провести анализ выполнения договоров по количеству (суммарно по всем поставщикам) за последний квартал. Результаты представить в виде таблицы 5.
Таблица 5
Оценка выполнения обязательств по поставкам
| Период | План поставок, тыс.руб. | Фактически поставлено, тыс.руб. | Выполнение плана поставок, % |
| Январь Февраль Март |
Проанализировать выполнение договоров номенклатуре (ассортименту). Результаты оформить в виде таблицы 6.
Таблица 6
Оценка выполнения обязательств по ассортименту товаров
| Товарные группы | Планы поставки по договору, ден.ед. | Фактически поставлено, ден. ед. | Выполнение плана поставок, % | Зачисляется на счет выполнение обязательств |
| Макаронные изделия в том числе: - Лапша -Рожки -Спагетти -Гребешки |
Проанализировать выполнения плана по поставщикам (на примере одной ассортиментной группы). Результаты оформить в виде таблицы 7.
Таблица 7
Анализ выполнения договорных обязательств на поставку макаронных изделий
| Поставщики | План поставок 2012год, тыс.руб. | Фактически поставлено за 2012 г., тыс.руб. | Отклонение от договоров поставки (+/-), тыс.руб. | ||||||||||||
| Всего | В том числе по кварталам | Всего | В том числе по кварталам | Всего | В том числе по кварталам | ||||||||||
| I | II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV | ||||
| 1. ООО «Верола» 2. ОАО «Челябинская макаронная фабрика» 3. Прочие | |||||||||||||||
| Итого |
Провести анализ структуры недопоставок. Результаты оформить в виде таблицы 8.
Таблица 8.
Структура недопоставок товаров по договорам (по вине поставщиков)
| Причины недопоставок | Недопоставок товаров | |
| тыс.руб. | % к итогу | |
| 1. Нарушение сроков поставки 2. Поставка товаров в меньшем количестве 3. Нарушение ассортимента поставки 4. Низкое качество 5. Недостача товаров по сравнению с количеством, указанным в сопроводительных документах 6. Отсутствие договоров на поставку | ||
| Итого |
Оценить организацию претензионной работы организации с поставщиками по следующим факторам:
1. Сроки и качество удовлетворения поставщиками предъявляемых им претензий и рекламаций.
2. Процедура решения вопросы обмена и возврата товаров с истекшим сроком хранения.
3. Наличие случаев одностороннего отказа от исполнения полностью или частично договора поставки, или одностороннего его изменения в случае существенного нарушения условий.
Для промышленных предприятий следует дополнительно рассмотреть вопросы питания цехов материалами, практику диспетчирования и практику подготовки материалов к непосредственному производственному потреблению.






