Анализ стихотворения «Давнее» Роберта Рождественского

 

 

Роберт Рождественский - советский поэт и переводчик. Одной из основных тем его творчества была война. Литературная жизнь Роберта Ивановича началась во время Великой Отечественной Войны. Он опубликовал в стихотворение «С винтовкой мой папа уходит в поход…» в 1941 году, а свой первый гонорар перечислил в Фонд обороны. Тяжёлые воспоминания военных лет не могли не оставить навсегда глубокого впечатления в сознании мальчика. Тема войны прошла через всё творчество Роберта Рождественского. В числе прочих, Роберт Иванович написал стихотворение «Давнее». Мы его проанализируем.

«Давнее» написано пятистопным анапестом, белым стихом. Лирически герой (в дальнейшем- ЛГ) стихотворения говорит от первого лица.

В первой строке ЛГ сравнивает себя с партизанским блиндажом, приближая таким образом и связывая себя с войной.

Стихотворение – воспоминание:

«Но, оглянувшись,

очень отчетливо вижу»

Эта метафора и стоит в настоящем времени, чтобы приблизить читателей к происходящему в произведении. Причастие «оглянувшись», с одной стороны, говорит, что это воспоминание, а с другой - создаёт физическое движение, будто ЛГ поворачивается и видит то, что описано в следующих строках. Создаётся впечатление, что это не взгляд в прошлое, а описание реальной ситуации, реальной картины, которая происходит перед глазами сейчас, в данный момент.

«Падают мальчики,запнувшись за мину,как за порог,наткнувшись на очередь,будто на ленточку финиша»Глаголы, описывающие гибель солдат под обстрелом и на минных полях, - падать, запнуться, наткнуться - употреблены в метафорическом значении. Сами по себе не имеют в виду смерть. Мы понимаем, что происходит, только по общему контексту. Единственные слова, имеющие отношение к войне в этом отрывке и не иносказательно говорящие о ситуации - мина и очередь (сказано даже не «автоматная очередь», а просто «очередь»). Сравнения - «как за порог» и «будто на ленточку финиша» - очень простые, бытовые, и приобретают своё страшное значение только в контексте этого произведения. Такие сказуемые и средства художественной выразительности подобраны, чтобы казалось, что и смерть таких мальчиков - не беда, а повседневность. Страшные события описываются просто, как случающиеся каждый день: всего лишь падают, всего лишь запнулись. Трагедия-смерть описана не трагедией, а простым каждодневным происшествием, и от этого картинка предстаёт ещё более жестокой.«Падают мальчики,руки раскинув просторно,на чернозём,от безделья и кровижирный».Чернозём – особый, очень плодородный тип почвы, который используют обычно для земледелия. Теперь он «от безделья и крови жирный». Его не вспахали и не засеяли, потому что все ушли воевать, а теперь на него «падают мальчики, раскинув руки просторно». Деепричастный оборот, как и обороты в предыдущем отрывке, не описывает прямо происходящее, его значение мы понимаем из общей картины.«Падают мальчики,на мягких ладонях которых —такие прекрасные,такие длинныелинии жизни»Эпитет к ладоням - мягкие, мальчики ещё не успели натереть мозоли, кожа не успела огрубеть от возраста и тяжёлой работы, а они уже гибнут. Так опять подчёркивается трагизм происходящего. Всё стихотворение - о смерти, здесь впервые упоминается жизнь. «Линии жизни» продолговатой формы. Визуально они встают в оппозицию к другим вытянутым по форме образам стихотворения - порогу, автоматной очереди и ленточке финиша. Три последних описывают смерть, первая - жизнь. Эпитеты к линиям - прекрасные и длинные. Такой была бы жизнь мальчиков, если бы не случилось мин и автоматных очередей. Они будто бы перечеркнули эти линии-предсказания, нарушили должный ход судьбы.Анафора «падают мальчики» употреблена трижды и связывает отрывки, следующие за ней. Они описывают одну и ту же ситуацию с трёх разных ракурсов и с промежутком в несколько секунд, как три монтажных кадра, сделанные один за другим. Первый- взгляд со стороны, издалека: видны фигуры, взрывы от мин и падения. Второй - ближе: можно рассмотреть землю и позы («руки раскинув просторно»). И третий, с очень близкого расстояния - такого, что видны прожилки на ладонях. Единственный раз, когда средство художественной выразительности связано с военной темой напрямую, это сравнение «как блиндаж партизанский», то есть как сооружение, оставшееся с военных лет и ни для чего, кроме как для обороны и засады, не использовавшееся («травою пророс»). Так ЛГ описывает себя. Блиндаж напоминает о войне, он наполнен ей - так же, как ЛГ не может забыть картины, представленной в стихотворении, хотя прошли уже годы (об этом говорит и название - «Давнее»). «Давнее», но представленной так живо, будто произошло вчера! «Давнее», а подробно описаны линии на ладонях и кровь на земле! ЛГ не может забыть пережитое на войне даже через много лет, помнит всё до последней детали. Роберт Иванович посвятил это стихотворение своей жене- Алле Киреевской. И хотя в литературоведении не принято отождествлять лирического героя и автора, учитывая биографию Р. Рождественского и посвящение, можно предположить, что стихотворение «Давнее»- объяснение-рассказ своей жене об одной из самых сокровенных и болезненных впечатлениях своей жизни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: