Цель и задачи научно-исследовательской работы

ПРОГРАММА

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

(наименование учебной дисциплины)
40.04.01 Юриспруденция
(код и наименование направления подготовки, специальности)
 
 
Нормотворческая деятельность
(наименование профиля подготовки, узкой специализации)
Магистр
(квалификация (степень) выпускника)

 

 

Владимир, 2016

Программа научно-исследовательской работы «Программа НИР» – Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2016. – 39 с.

 

Рабочая программа составлена с учетом требований федерального
государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «Магистр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. № 1763.

 

Разработчики программы:

заведующий кафедрой теории и истории государства и права факультета права и управления ВЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент Т.Е. Зяблова.

 

Рецензенты программы:

заведующая кафедрой теории и истории государства и права юридического института им. М.М. Сперанского Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых доктор юридических наук, профессор И.Д. Борисова;

заместитель начальника ВЮИ ФСИН России по научной работе доктор юридических наук, профессор Р.Б. Головкин.

 

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры теории и истории государства и права, протокол № 6
от 9 июня 2016 г., заседании Методического совета ВЮИ ФСИН России, протокол № 12 от 15 июня 2016 г.

 

ã ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», 2016.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...4

1. Цель и задачи научно-исследовательской работы………………………….5

 

2. Планируемые результаты научно-исследовательской работы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы…………………………………………………………………………7

 

3. Место научно-исследовательской работы в структуре ООП……………..10

 

4. Объем научно-исследовательской работы…………………………………10

 

5. Структура и содержание научно-исследовательской работы………….....11

 

6. Формы отчетности по научно-исследовательской работе………………..15

 

7. Фонды оценочных средств промежуточной аттестации по научно-исследовательской работе………………………………………………………16

 

8. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.……………………………………………………21

 

9. Учебно-методическое и информационное обеспечения научно-исследовательской работы………………………………………………………22

 

10. Материально-техническое и программное обеспечение научно-исследовательской работы………………………………………………………23

 

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….25

 


 

Введение

Научно-исследовательская работа (далее – НИР) является обязательным компонентом общеобразовательной программы подготовки обучающихся и направлена на формирования общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция.

НИР предполагает исследовательскую работу, направленную на развитие у обучающихся способности к самостоятельным теоретическим и практическим суждениям и выводам, умения давать объективную оценку научной информации и свободно осуществлять научный поиск, стремление к применению научных знаний в практической и образовательной деятельности.

НИР обучающихся проводится на выпускающей кафедре теории и истории государства и права.

Роль научно-исследовательской работы по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция – развитие у обучающихся опыта самостоятельной исследовательской и аналитической деятельности в правотворческой сфере. В процессе научно-исследовательской работы происходит закрепление и углубление компетенций, сформированных в ходе теоретической подготовки магистрантов.

Содержание НИР обучающихся определяется в соответствии с содержанием основной профессиональной образовательной программы магистратуры и закрепляется в индивидуальном плане студента-магистранта.

Место прохождения научно-исследовательской работы определяется индивидуально с каждым магистрантом, исходя из тематики выпускных квалификационных работ (далее – ВКР) (магистерской диссертации). Прохождение НИР возможно как на базе ВЮИ ФСИН России, так и на базе любой образовательной организации высшего образования, либо органа государственной власти, предприятия, учреждения, осуществляющего научно-исследовательскую и (или) практическую деятельность в области нормотворчества, где возможно изучение и сбор материалов, связанных с выполнение магистерской диссертацией.

НИР проводится с обучающимися индивидуально, в составе учебных групп, подгрупп, творческих коллективов. Сроки и продолжительность НИР устанавливаются в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса.

По результатам научно-исследовательской работы за весь период обучения обучающихся должен иметь не менее двух публикаций в журналах, сборниках научных работ или представить результаты своей научно-исследовательской деятельности не менее чем на двух научных конференциях и круглых столах.

Цель и задачи научно-исследовательской работы

Составным элементом подготовки обучающихся в области юриспруденции является НИР, которая способствует закреплению и углублению теоретических знаний обучающихся, полученных при обучении, уметь ставить задачи и анализировать полученные результаты.

НИР имеет большое значение для выполнения магистерской диссертации. Тематика исследований обучающихся должна соответствовать профилю образовательной программы (Нормотворческая деятельность) и научному направлению работы кафедры теории и истории государства и права.

Целью научно-исследовательской работы является формирование у обучающихся навыков творческого профессионального мышления путем овладения научными методами познания и исследования, обеспечение единства образовательного процесса и профессиональной деятельности юриста, а также создание и развитие условий, обеспечивающих возможность для каждого обучающегося реализовывать свое право на творческое развитие личности, участие в научных исследованиях и научно-техническом творчестве – полноценное, равное и доступное для каждого в соответствии с его потребностями, целевыми установками и способностями, а так же демонстрировать сформированность компитенций.

Задачами НИР в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности являются:

- постановка задач исследования;

- проведение библиографической работы с привлечением современных электронных технологий;

- накопление и анализ экспериментального (теоретического) материала;

- подготовка и оформление отчета о проделанной работе;

- формирование представления об основных направлениях научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции и нормотворческой деятельности;

- изучение нормативной правовой базы, регламентирующей функции и структуру организации, осуществляющей различные аспекты нормотворческой деятельности;

- приобретения навыков коллективной научной работы, продуктивного взаимодействия с другими научными группами (подразделениями) и исследователями;

- выработка способности и умения анализировать и представлять полученные в ходе исследования результаты в виде законченных научно-исследовательских разработок (отчеты о НИР, научные статьи, презентации, тезисы докладов на научных конференциях, магистерская диссертация);

- приобретение опыта в исследовании научных проблем в области нормотворчества;

- изучение особенностей юридической техники в организациях государственной и муниципальной службы;

- освоение отдельных этапов юридической техники и нормотворческой деятельности;

- развитие умений формировать базы знаний, осуществлять верификацию и структуризацию информации, осуществлять научно-исследовательскую и инновационную деятельность в целях получения нового знания, систематически применять эти знания для экспертной оценки нормотворческой деятельности;

- формирование способности создавать новое знание, соотносить это знание с имеющимися отечественными и зарубежными исследованиями, использовать знание при осуществлении экспертных работ в целях практического применения методов и теорий;

- выявление и формулирование актуальных научных проблем;

- разработка и реализация планов научных исследований;

- овладение необходимыми навыками и умениями по избранному направлению подготовки.

 

Указанные задачи реализуются в следующих видах деятельности:

а) правотворческая деятельность:

- подготовка нормативно-правовых актов, регулирующих различные сферы взаимоотношений;

б) правоприменительная деятельность:

- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а так же совершение действий, связанных с реализацией правовых норм, регулирующих деятельность государственных и муниципальных органов власти;

- составление нормативных правовых актов, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов субъектов правоотношений;

в) правоохранительная деятельность:

- обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, государства;

- охрана общественного порядка;

- защита частной, муниципальной и иных форм собственности;

- предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

- защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

г) экспертно-консультативная деятельность:

- оказание юридической помощи, консультирование по вопросам применения нормативных правовых актов;

- осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов, а так же оценки регулятивного воздействия нормотворческой деятельности;

д) организационно-управленческая деятельность:

- осуществление организационно-управленческих функций: участие в разработке управленческих решений, оценке юридических последствий реализованных управленческих ситуаций; определение оптимального набора юридических действий для реализации принятых управленческих решений;

е) научно-исследовательская деятельность:

- проведение научных исследований по проблемам нормотворческой деятельности;

- участие проведение научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

ж) педагогическая деятельность:

- преподавание юридических дисциплин, в том числе касающихся нормотворческой деятельности;

- осуществление правового воспитания.

2. Планируемые результаты научно-исследовательской работы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Коды компетенции Результаты освоения ООП Содержание компетенций Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-4 способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения Знать: лексический и грамматический материал в объеме, необходимом для осуществления профессиональной и научно-исследовательской деятельности; функциональные особенности устных и письменных профессионально-ориентированных текстов;   Уметь: осуществлять устную коммуникацию профессиональной направленности в монологической и диалогической форме (доклад, сообщение, презентация, дискуссия); работать с аутентичной литературой профессионально ориентированного характера и обрабатывать полученную информацию; составлять тезисы докладов и выступлений;   Владеть: основами профессиональной коммуникации при осуществлении научно-исследовательской деятельности.
ОК-5 компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом знать: принципы профессионального осмысления правовой реальности; методологию юриспруденции как самостоятельную область познания; методологию юридических исследований, стандарты научности; различные стили и образы юридического познания.   уметь: применять полученные знания для понимания закономерностей развития научной мысли в сфере юриспруденции; понимать содержание правовых теорий, обоснованно сопоставлять и показывать их сходство и различие; аргументированно судить о критериях научности юридического знания. владеть: методикой изучения и анализа явлений правовой действительности; основными навыками организации и проведения исследовательской работы; навыками оценки и разъяснения актуального значения конкретных правовых установлений коллективу.
ПК-7 Способность квалифицированно толковать нормативно-правовые акты Знать: понятие, виды, способы, основные правила толкования в праве; положения действующего отечественного законодательства и правовую доктрину в сфере толкования нормативно-правовых актов; основы делопроизводства;   Уметь: определять видовую принадлежность и структурное остроение интерпретируемых норм, анализировать волевое, социальное и специально-юридическое содержание правовых норм, устанавливать цели, функции, генетические, системные и иные связи интерпретируемых норм; применять на практике знания о толковании нормативных правовых актов; Обосновывать применение конкретных видов и способов толкования нормативно-правовых актов в своей научно-исследовательской деятельности.   Владеть: навыками использования приемов толкования, технологией толкования различных нормативно-правовых актов, навыками подготовки актов толкования. – новейшими тенденциями развития законодательства и практики его применения в целях учета при толковании нормативных правовых актов при проведении научного исследования; – навыками доктринального толкования нормативных правовых актов, необходимых при осуществлении научно-исследовательской работы.
ПК-8 Способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности Знать: - понятие и виды нормотворческих ошибок и иных технико-юридических дефектов нормативно-правовых актов; - научные основы проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов; - научные основы противодействия коррупции; - научные основы подготовки юридических заключений и консультаций.   Уметь: - проводить юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов с учетом новейших достижений юридической науки; - применять положения юридической науки в целях противодействия коррупции как на стадии разработки нормативных правовых актов, так и в процессе правоприменения; - вырабатывать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности;   Владеть: – навыками сбора и анализа научного материала для подготовки и проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов; - навыками изложения результатов научной деятельности, в том числе, подготовки экспертных и юридических заключений, а также письменных и устных консультаций.
ПК-10 Способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности Знать: приемы и способы проведения научных исследований в области права; порядок оформления результатов научных исследований в области права.   Уметь: анализировать актуальные проблемы и процессы в сфере управления, в том числе, с учетом норм законодательства и положений юридической науки; учитывать положения действующего законодательства и юридической науки при выработке управленческих решений; разрабатывать и обосновывать варианты оптимальных юридически обоснованных управленческих решений.   Владеть: навыками практического применения управленческих инноваций; навыками оформления управленческой документации с учетом требований законодательства; навыками использования возможностей техники и технологий для решения профессиональных задач; навыками самостоятельного овладения управленческими инновациями и их внедрения; навыками обоснования применения или отклонения предложений по организации управления.
ПК-11 Способность квалифицированно проводить научные исследования в области права Знать: знать современное состояние науки в выбранной области; порядок оформления результатов научных исследований в области права. уметь: рационально организовывать научную работу в выбранной области; применять политико-правовые концепции (доктрины) и полученные знания в рамках проводимых научных исследований; аргументировано выбирать виды, приемы и способы проведения научных исследований в области права. владеть: навыками поиска и критического анализа информации по тематике проводимых исследований; навыками оценки достоверности научных исследований в области права; правилами оформления, распространения и применения результатов научных исследований в области права.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: