Задание: создание диагностического инструментария по теме диссертационной работы

Моя тема: «Развитие коммуникативных способностей у подростков средствами арт-журналистики в организациях дополнительного образования».

1. Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие 1. динамику и эффективность успешности приобретения знаний и 2.формирования навыков (каких?), а также выработку на творческой основе 3.умений установления и поддержания взаимодействия на партнерской основе [1].

Подростковый возраст - период онтогенеза (от 10-11 до 15 лет), соответственный переходу от детства к юности. В историческом плане выделение возраста подросткового как особой возрастной ступени в становлении человека произошло в промышленно развитых странах в ХIХ-ХХ вв. Возраст подростковый относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Он характерен бурным ростом человека, формированием организма в ходе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на кои накладывается половое влечение, часто неосознанное. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности - учебной, производственной, творческих занятий, спорта и пр. Определяющая особенность общения подростков - его ярко выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, с ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира[2].

2. В развитии коммуникативных способностей три основных компонента выделил А.А. Леонтьев. К ним относятся информационно-коммуникативные, когда личность способна начать и поддержать беседу. А также высказывать свое мнение, полагаясь на знания об окружающем мире. Следующий компонент представляет собой аффективно-коммуникативной, когда личность проявляет эмпатию, отзывчивость. Человек может распознать эмоциональное состояние собеседника и вести беседу по заданным условиям общения. Последний компонент – это регулятивно-коммуникативный. Когда личность уже умеет регулировать конфликты с помощью компромиссов, а также устанавливает отношения сотрудничества во время общения [3, с.94].

3. Методологическую основу исследования составляют системный, личностно-деятельностный подходы, концептуальные положения, касающиеся психологии коммуникации (А.А. Леонтьев, А.И. Рыданова и др.), теории и практики журналистики (Е.А. Каверина, Т.А. Курышева и др.).

Методы исследования: теоретические методы исследования - методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и др.); изучение литературных источников, интернет-материалов.

4. Образовательная программа по арт-журналистике для Малой Академии Искусств им. М.А. Балакирева «Знакомство с журналистикой. Основы арт-журналистики» (находится в разработке).

5. В форме лекции, тренингов, а также внеаудиторные занятия. Например, поход на спектакль для написания рецензии.

6. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество: учебное пособие, Мясникова М.А. Практическая подготовка арт-журналистов в рамках профессионального медиаобразования, Корконосенко С.Г. «Основы творческой деятельности журналиста», Лазутина Г.В. «Основы творческой деятельности журналиста», Свитич Л.Г. «Профессия: журналист.

7. Способы проверки – это тест на знание теории, для практических занятий - проведение интервью, опросы.

 

Литература:

1. https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-opredelenii-ponyatiya-kommunikativnye-sposobnosti-lichnosti

2. https://vocabulary.ru/termin/vozrast-podrostkovyi.html

3. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М. К. Кабардова. - 2-е изд., перераб. и дополн. - М., - Нальчик: б.и., 1996. - 96 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: