Факторами являются:
общественная цена производства (издержки производства, средняя прибыль);
состояние денежной сферы (покупательная способность денег, валютный курс);
соотношение спроса и предложения;
конкуренция (ценовая, неценовая),
государственное регулирование цен (прямое, косвенное),
монопольное регулирование цен (прямое, косвенное);
качество товаров,
объем поставок,
отношение продавец – покупатель,
условия поставок,
франкирование цены.
22
Закон Стоимости
экономический закон, согласно которому производство и обмен товаров происходят на основе их стоимости, величина которой определяется общественно необходимыми затратами труда.
23
Капита́л — совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства.
Под денежным капиталом понимают деньги, с помощью которых приобретается физический капитал. Направление материальных и денежных средств в экономику, в производство, называют также капиталовложениями или инвестициями
Сущность: На поверхности явлений капитал выступает в виде совокупности вещей: золота и серебра, сырья, машин и оборудования, готовой продукции. Однако капитал не является совокупностью вещей.В процессе движения меняются вещественные формы проявления капитала, но сам капитал при этом остается одним и тем же. Например, у текстильщиков капитал в 100 млн. руб. сначала находится в форме денег, затем принимает форму хлопка, пряжи, машин, станков, в форме рабочей силы ткачей и т, д. Этот же капитал принимает форму готовых тканей. И, наконец, после их продажи на рынке капитал вновь приобретает форму денег
Возникновение:
Во времени Маркса, мнение состоит в том, что капиталы, появляющиеся с XV-XVI вв. Создались из прибыли, вырученной в торговле и в кредитных операциях. Зомбарт выставил новое положение: появляющиеся в Италии уже в XV в., а затем в XVI в. В крупные капиталы, могли образоваться у городских и сельских собственников земли как результат накопленной ими земельной ренты, которую они теперь стали помещать в торгово-промышленных операциях.
Основной капитал — это средства труда, участвующие в процессе производства и переносящие свою стоимость на продукт производства длительное время.
Оборотный капитал- часть производительного капитала,стоимость которого полностью переносится на созданный продукт и возвращается в денежной форме в течении 1 года..
Человек в процессе трудовой деятельности использует свою рабочую силу. В условиях рыночной экономики рабочая сила рассматривается как товар со всеми присущими этой категории понятиями. Рабочая сила — это физические и умственные возможности и навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ с необходимым уровнем производительности труда и качества изготавливаемой продукции (услуг). Термин "рабочая сила" представляет собой экономическую категорию, которая характеризует совокупность способностей человека, необходимых для осуществления процесса труда.
Рабочая сила хотя и считается товаром, но в отличие от любого другого товара имеет две особенности:
· универсальность — это означает, что человек, способный к работе, может заниматься различными видами деятельности, т. е. его способность к труду универсальна. Он может стать водителем, врачом или художником, а может заниматься этими видами деятельности в разное время, исходя из собственной потребности или потребности общества. В условиях рынка особенно часто возникают ситуации, когда человек вынужден переучиваться или приобретать новую профессию, более необходимую в данное время. Универсальность рабочей силы помогает ему в этом;
· стремление владельцев рабочей силы к социальной справедливости.Человек — существо разумное, и это в огромной мере влияет на товар "рабочая сила". Человеку присущи чувства справедливости, равенства, братства и гуманности, поэтому он будет стремиться их отстаивать в своей трудовой деятельности. Этой цели служат профсоюзы, которые помогают работникам защищать и отстаивать свои интересы.
· 25
· НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА - превращение прибавочной стоимости в капитал, происходящее в процессе расширенного воспроизводства
· Органическое строение капитала - стоимостное строение капитала; отношение постоянного капитала к переменному капиталу.
· Сдвиги в Органическое строение капитала сопровождаются ростом безработицы, ухудшением положения рабочего класса
· 26
· кругооборот капитала -это один цикл его движения, который охватывает процесс производства и обращения создаваемых товаров и завершается возвращением капитала в его исходную днежную форму.
· Движение капитала через 3 стадии представляет собой кругооборот капитала:
· Первую стадию капитал проходит в сфере обращения, там денежный капитал превращается в производительный.
· Вторая стадия протекает в сфере производства, там производительная форма капитала превращается в товарную.
· Третья стадия относится к сфере обращения, там товарный капитал с возросшей стоимостью вновь превращается в денежный капитал, содержащий прибыль.
· Оборот капитала –непрерывно происходящее круговое движение капитала
· чтобы капитал смог полностью совершить оборот требуется время оборота
· общее время оборота капитала уменьшается благодаря улучшению состава производительного капитала.
· 27Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях:
А) Экономических:
1) Интегрирующая (соединение сферы производства, потребления, а также торговцев-посредников)
2) Регулирующая (рынок воздействует на все сферы экономики)
3) Стимулирующая (состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции)
4) Ценообразующая (в зависимости от спроса и предложения)· 5) Контролирующая (является главным контролером конечных результатов производства)
6) Посредническая (обеспечивает встречу обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами)
7) Информационная (дает участникам рынка объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке)
8) Санирующая (очищает общественное производство от экономически неустойчивых хозяйственных производств)
Б) Социальных (заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производительных способностей работников)
· В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ.
·· 28
· А)1) Рынок сельскохозяйственных и промышленных товаров (представлен: государственной торговлей, потребительской кооперацией, коммерческой торговлей, колхозными рынками, этот рынок имеет дело с промышленными и сельскохозяйственными товарами)
2) Рынок услуг (призван охватить бытовые, транспортные, образовательные услуги населению)
3 )рынок средств производства (состоит из 2-х частей: а)представлен предметами труда в виде сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов б) обращаются орудия труда в виде производственных зданий и сооружений, приборов и т.д….продает средств производства)
4) рынок капитала и инвестиций (средства для строительства, расширения и проведения реконструкции)
5) рынок денег, валют, ценных бумаг (продажа и покупка валют, ценных бумаг или фондовый рынок. Виды ценных бумаг:акции,облигации,чеки,аккредитивы,векселя,сертификаты,бонны
6 )рынок труда (продается и покупается рабочая сила)
7) рынок недвижимости (используются для проведения сделок по купле продажи недвижимости)
8) рынок инноваций (видеться торговля техническими и экономическими изобретениями)
Б) по масштабу:
-мировой рынок
-национальный
· -региональный
С) по действующему законодательству:
-легальный
-нелегальный
D ) по уровню конкуренции:
-рынок совершенной конкуренции
-монополистическая конкуренция
-олигополия
-чистая монополия.
· Рынок факторов производства делится на рынок труда, рынок земли и природных ресурсов и рынок капитала.
·
Рыночная конкуренция то есть наличие большого числа независимых продавцов и
покупателей, обладающих свободой войти или покинуть рынок, ограничивает
разрушительную и сохраняет созидательную силу личного интереса, личной
выгоды.
Различают виды конкуренции, или так называемых форм рыночных структур:
Виды:
1)Совершенная (чистая) конкуренция
2) несовершенной:
чистая монополия-одна фирма или корпорация высокий контроль над ценами
-олигополия-небольшое количество фирм ограничена контролем над ценами в большой степени. Однородная продукция.
-монополистическая конкуренция-множество производителей дифференцированная продукция. Контроль над ценами очень слабый.
-Дуополия –Производство однородного продукта сосредоточенная на двух фирмах. Частичный контроль над ценами
формы конкуренции:
1 )ценовая конкуренция (борьба производителей за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижении цен)
2) неценовая конкуренция (борьба между субъектами рынка на основе технического производства, высокого качества и надежности, использования маркетинга и т.д.)
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных
элементов рынка: предложения, спроса, цены и конкуренции. Особенность
рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом
связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на
спрос, предложение и конкуренцию
Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров. Монополистическая конкуренция предполагает относительно свободный доступ на рынок.Примерами монополистических конкурентов служат небольшие сети магазинов, ресторанов, рынок сетевой связи и тому подобные отр.
Структура бизнеса – взаимоотношения в бизнесе, принцип отношений между заказчиками и исполнителями, а также между партнерами, система сложившихся взаимоотношений между различными юридическими и физическими лицами.
. 
Малое предпринимательство-это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.
После распада СССР начался процесс приватизации госпредприятий, активное участие принял малый бизнес. В начале 90-хгодов именно малый бизнес удержал экономику и позволил ей подстроиться под новые рыночные отношения. Большая часть неприватизированных госпредприятий не выдержали конкуренции и стали банкротами. Малый бизнес в открытой рыночной экономике является крайне гибким, легко приспосабливающимся к динамично меняющимся внешним условиям. Важной функцией малого бизнеса является создание новых рабочих мест, это обеспечивает трудовую занятость населения, уменьшает безработицу и создает средний класс-основу экономического развитого государства. Малый бизнес поддержал россиян,потерявших работу, в период перехода от плановой к рыночной экономике. Именно на малых предприятиях производительность труда больше. Именно малые предприятия трудоустраивают проблемные, в социальном плане, слои населения.
Для малого бизнеса характерно:
* юридическая независимость;
* управление предприятием собственником капитала или партнерами-собственниками с целью получения предпринимательского дохода;
* небольшие размеры по основным показателям деятельности субъекта хозяйствования: уставный капитал, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода);
* численность персонала.
33
Издержки производства – это затраты предприятия на производство и реализацию продукции
различают бухгалтерские (явные) и альтернативные (неявные) издержки
Бухгалтерские издержки –затраты предприятия на приобретения факторов производства,в их структуру входят: -материальные затраты
-затраты на оплату труда
-отчисления на социальные нужды
-амортизация
-прочие затраты: арендная плата и т.п.
Альтернативные издержки -затраты, которые фирма отвлекает от производства одного товара и использует для производства другого товара.
В краткосрочном периоде фирма рассчитывает следующие виды издержек:
1) постоянные (FC) –затраты фирмы, которые не зависят от количества выпускаемой продукции(аренда зданий, капитальные ремонт)
разновидностью постоянных издержек являютсясредние постоянные издержки (AFC),их величина зависит от объема выпускаемой продукции AFC=FC\Q
2) Переменные издержки (VC)- затраты величина которых изменяется в зависимости от изменения объема выпускаемой продукции(сырье, топливо)
Средние переменные издержки (AVC) определяются: AVC=VC\Q
3 ) Общие издержки (TC)- совокупность постоянных и переменных издержек фирмы
TC=FC+VC
4) общие средние издержки - позволяют рассчитать величину общей прибыли, (ATC) ATC=TC\Q
AFC+AVC=ATC
5) Предельные издержки (MC) –затраты, связанные с выпуском дополнительной единицы продукции
MC=lдельтаTC\дельтаQ
Факторы предложения: -цена продаваемого товара
-издержки производства
-уровень технологии
-наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров
-размер налогов,субсидий и дотаций
-кол-во продавцов данного товара
-инфляционные ожидания продавцов
-прочие факторы
34
В условиях частной собственности фирма сокращает издержки рыночного обмена, которые в противном случае несли бы индивидуальные, не объединенные втакого рода организации производители.
ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ- расходы, которые несут производители и потребители в связи со сбытом и приобретением товаров. При этом различают чистые И.о. (связанные непосредственно с куплей-продажей товара) и дополнительные И.о. (связанные с продолжением собственно производства в сфере обращения: доставка, фасовка, дополнительная обработка товара).
Издержки обращения по своему экономическому содержанию подразделяются на два вида:
1) издержки, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения.Они увеличивают стоимость товара. Возмещаются они за счет вновь созданной, присоединенной стоимости продукта.
2) издержки, непосредственно связанные с реализацией товара, с изменением формы стоимости, с превращением товарной формы продукта в денежную и денежной в товарную. Эти издержки непроизводительны. Возмещаются они за счет вновь созданной в сфере производства стоимости.
Структуры: показывает, что по экономическому содержанию издержки обращения объединены в пять основных групп: материальные затраты, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие издержки.
Материальные затраты объединяют расходы, связанные с использованием вещественного труда. В данную группу включаются потери товаров, потребление электроэнергии, транспортных средств, упаковочных, комплектующих материалов и некоторые другие. Величина расходов данной группы определяется основе норм и нормативов, тарифов, расценок.
Расходы на оплату труда отражают затраты живого труда, а величина их в значительной мере зависит от численности работников, производительности их труда, уровня работы по подготовке кадров и повышению квалификации работников.
Отчисления на социальные нужды включают затраты на государственное социальное страхование и обязательное медицинское страхование
Амортизация основных фондов включает затраты овеществленного труда на создание, развитие и управление материально-технической базы.
Прочие расходы —Данная группа расходов аккумулирует и материальные, и нематериальные затраты и стоимость услуг
Себестоимость — все издержки (затраты), понесённые предприятием на производство и реализацию (продажу) продукции или услуги.
-сумма явных издержек
При́быль — превышение в денежном выражении доходов (выручки от реализации товаров и услуг) над затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка – Затраты
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДУКЦИИ — отношение прибыли от реализации продукции к полным издержкам (себестоимости) ее производства и обращения
37
спрос -желание и способность потребителей купить определенный объем товаров
факторы: -цена товара
-доходы потребителей
-виды и предпочтения потребителей
-наличие товаров-заменителей (субинститутов)
-наличие дополняющих товаров(комплиментов)
-кол-во покупателей данного товара (размер рынка)
-ожидания покупателей(инфляционные и дефицитные)
-прочие факторы
предложение -это желание и способность продавцов(производителей) реализовать свой товар по определенной цене
Фактор: -цена продаваемого товара
-издержки производства
-уровень технологии
наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров
-размер налогов,субсидий и дотаций
-кол-во продавцов данного товара
-инфляционные ожидания продавцов
-прочие факторы
38
равновесие рынка - ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению
Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей.
39
доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от осуществления ими тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также при налогообложении которых применяется упрощенная система налогообложения и система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
Заработная плата — это доход в денежной форме, получаемый наемным работником за предоставление определенной трудовой услуги.
3 системы оплаты труда:1) Тарифная система оплаты труда(совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников в зависимости от: сложности выполняемой работы, условий труда и т п.)
2) Бестарифная система оплаты труда(заработок работника зависит от конечных результатов работы предприятия в целом, его структурного подразделения, в котором он работает, и от объема средств, направляемых работодателем на оплату труда.)
3) Смешанная система оплаты труда(Смешанная система оплаты труда имеет признаки одновременно и тарифной, и бестарифной систем)
2 формы оплата труда:
Повременная — это денежная оплата трудовой услуги наемного работника, рассчитываемая в зависимости от количества отработанного им времени (час, день, неделя, месяц).
Сдельная — это денежная оплата трудовой услуги наемного работника, рассчитываемая в зависимости от количества произведенной им продукции.
Номинальная- это заработная плата
Реальная заработная плата –это объем товаров и услуг которые можно купить на номинальную заработную плату
Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.
- во-первых, большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя. Если на рынке большинства потребительских товаров контакт продавца и покупателя мимолетен и заканчивается передачей прав собственности на объект торговли, то на рынке труда взаимоотношения продавца и покупателя длятся такое количество времени, на которое заключается договор найма работника. Длительность контактов продавца и покупателя является необходимым условием постоянного возобновления операций купли-продажи услуг труда;
- во-вторых, большая роль, которую играют на рынке труда не денежные факторы - сложность и престижность работы, условия труда, его безопасность для здоровья, гарантии занятости и профессионального роста, моральный климат в коллективе и др.;
- в-третьих, значительное воздействие, которое оказывают на рынок труда различные институциональные структуры - профессиональные союзы, трудовое законодательство, государственная политика занятости и профессиональной подготовки, союзы предпринимателей и другие.
Сельскохозяйственный рынок - рынок, на котором осуществляется реализация сельскохозяйственной продукции, в том числе изготовленной в личном хозяйстве, товаропроизводителями, а также осуществляется собственная торгово-закупочная деятельность
Природные ресурсы - это компоненты природы, которые на данном уровне развития производительных сил используется или могут быть использованы в качестве средств производства (предметов и средств труда) и предметов потребления
Основой капитал включает в себя активы (то есть то, что может принести доход) длительного пользования (здания, сооружения, машины, оборудование). \
Оборотный капитал целиком расходуется в течение одного производственного цикла (от начала производства благ до выпуска готовой продукции). Оборотный капитал тратится на приобретение средств для каждого цикла: сырья, основных, вспомогательных материалов труда и т.п.
Капиталом являются и денежные средства, которыми обладает фирма или потребитель. Денежные средства, на которые потребитель, например, может приобрести необходимые блага для последующего потребления, а фирма - ресурсы для производства благ.
Деньги (или финансовый капитал) могут как находиться в собственности потребителя или фирмы, так и берутся взаймы, то есть представляют собой заемный капитал.
- Первая форма – совершенная, это свободный рынок. Фирмы никак не могут влиять на цену своего товара, на рынке множество производителей и много потребителей. Цена складывается под влиянием спроса и предложения, вход на рынок свободный.
- Вторая форма – несовершенная конкуренция. Фирма может оказать влияние на цену своей продукции. Несовершенной конкуренции соответствуют три типа рыночных ситуаций. Вот они.
1. Чистая монополия. одна Фирма полностью контролирует цену товара и его стоимость.
2. Олигополия. Многочисленные покупатели сталкиваются с несколькими крупными продавцами (это самая распространённая на сегодняшний день ситуация).
3. Монополистическая конкуренция. Большое количество продавцов, которые предлагают однотипные, но несколько различающиеся по свойствам товары.
4 Дуопология - Это 2-фирмы,высокий барьер,частичный контроль над и ценой однородная продукция
46
РЕГУЛИРОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ — деятельность государства, направленная на предотвращение монополизации отдельными производителями тех или иных видов производств, нацеленная на защиту прав потребителей.
антимонопольная политика заключается в следующем:
предупреждение образования и сокращения существующей сферы монопольного ценообразования;
· разработка антимонопольного законодательства и применение его в хозяйственной практике;
· исключение условий для возникновения дефицита в экономике;
· проведение децентрализации ресурсов при их чрезмерной концентрации в одних руках;
принудительное разукрупнение фирм, монопольно контролирующих рынок
Снижение барьеров входа на товарные рынки
47
Конкурентный рынок — рынок, на котором много покупателей и продавцов, поэтому каждый из них оказывает незначительное воздействие на рыночную цену.
Формы рынка многообразны. Иногда рынки прекрасно организованы — на рынках многих сельскохозяйственных продуктов покупатели и продавцы встречаются в строго определенное время в заранее обусловленном месте, а специальные работники помогают им установить цены и оформить продажи.
Гораздо чаще рынки хаотичны. Рассмотрим рынок мороженого в определённом городе. Никто не в силах предсказать, когда именно покупателю захочется полакомиться мороженым, а его продавцов можно встретить в самых неожиданных местах, да и предлагают они несколько отличающиеся продукты. Отсутствует аукционист, который называет цены на мороженое. Каждый продавец вывешивает свой прейскурант на мороженое, а каждый покупатель самостоятельно решает, какое количество стаканчиков или пачек мороженого он приобретёт в магазине.
Городской рынок мороженого (не отличающийся организацией) формируют группы покупателей и продавцов мороженого. Каждый покупатель знает, что есть несколько продавцов, у которых он имеет возможность выбрать определенный сорт мороженого, а каждый продавец знает, что его товар почти не отличается от продукта, предлагаемого конкурентами. Цена на мороженое и количество проданного мороженого определяется не одним покупателем или продавцом. Как раз наоборот, цена и количество определяются всеми взаимодействующими на рынке покупателями и продавцами.
Рынок мороженого, как и большинство рынков в экономике, высоко конкурентный. Конкурентный рынок — рынок, на котором много покупателей и много продавцов, поэтому каждый оказывает незначительное воздействие на рыночную цену. Контроль каждого продавца мороженого над уровнем цены ограничен, потому что подобные продукты предлагают и его конкуренты. У продавца почти нет причин запрашивать цену меньшую, чем текущая цена, а если он установит большую цену, покупатели приобретут мороженое в другом месте. Аналогично, ни один покупатель не имеет возможности повлиять на его цену, потому что каждый приобретает одно-два мороженых.
Регулирование монополий
-Цены должны быть максимально приближены к придельным издержкам
-Регулирование доходности;
-Контроль отношений собственности
Естественная монополия - вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства.Чаще всего, естественные монополии - это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами (напр. системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).
49
Рынок товаров и услуг - это организованная структура,посредством которой спрос на товары со стороны домашних хозяйств и правительства встречается с предложением со стороны бизнеса
Функции: -удовлетворение потребностей домашних хозяйств
-получение дохода предпринимательской сектором
-создание общественных благ
значение: на нем потребляетяс основная часть ВНП
Характеристикой этого рынка является переход продукции из собственности производителя в собственность потребителя
50
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - чувствительность величины спроса и предложения товаров к изменению цен на эти товары. Эластичность измеряется относительным (в процентах, долях) изменением величины спроса и предложения, при изменении (как правило, увеличении) цены на один процент.
Коэффициент эластичности — мера измерения эластичности в микроэкономике.
Если Е>1, то спрос эластичен
Если 0<Е<1, то спрос не эластичен
Если E=1 (порог перехода), то это единичная эластичность






