В отличие от прибыли организации показывающей эффект предпринимательской деятельности, рентабель-ность характеризует эффективность этой деятельности

Определение прибыли на основе эффекта производственного рычага.

Планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага т.е. того запаса финансовой прочности, при котором пред-приятие может позволить себе снизить объем реализа-ции, не приводя к убыточности.

Эффект производственного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие дан-ного эффекта связано с непропорциональным воздей-ствием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается.

Эффект операционного рычага рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к прибыли.

Любое изменение выручки влечет за собой изме-нение прибыли в пропорциях. При снижении выручки от реализации сила операционного рычага возрастает, что влечет за собой серьезное снижение прибыли.

Причины распределения прибыли предприятия. Управление формированием, распределением и использованием прибыли.

Механизм воздействия финансов на хозяйство нахоится не в самом производстве, а в распределительных дене-жных отношениях. Прибыль распределяется между госу-дарством, собственниками предприятия и предприяти-ем. Взаимоотношения между государством и пред-приятием по поводу прибыли строятся на основе налого-обложения прибыли. На предприятии распределению подлежит прибыль после уплаты налогов и выплаты дивидендов.Некоторые аспекты распределительного пр-оцесса фиксируются в уставе предприятия. В соответ-ствии с уставом или решением распорядительного ор-гана на предприятии создаются фонды: 1. накопления - используется на научно-исследовательские работы, про-ектные, конструкторские, разработку и освоение новых видов продукции, техническое перевооружение и рекон-струкция действующего производства, на погашение долгосрочных ссуд и уплаты процентов и налогов по ним, финансирование прироста оборотных средств; 2. потребления - используется на социальное развитие и социальные нужды, за счет него финансируются расхо-ды по эксплуатации обьектов социально-бытового наз-начения, находящиеся на балансе хозяйствующего суб-ъекта, строительство объектов непроизводственного назначения; 3. проведение оздоровительных и культур-но-массовых мероприятий; 4. выплата премий, оказа-ния материальной помощи; 5. резервных фондов - он обеспечивает резер-вный капитал.

В рыночной экономике отчисления в резервный капитал носят первоочередной характер. Его величина харак-теризует готовность предприятия к страхованию риска, связанного с предпринимательской деятельностью.

При распределении пересекаются интересы как общества в целом в лице государства, так и предпри-нимательские интересы хозяйствующих субъектов и их контрагентов. Объектом распределения прибыли реали-зуется в части, поступающей в федеральный бюджет в виде налогов. Распределение оставшейся части прибыли является прерогативой хозяйствующего субъекта фиксируется в его учетной политике. При распределении прибыли осуществляется: а) перво-очередное выполнение обязательств перед бюджетом; б) прибыль, остающаяся в распоряжении хозяйству-ющего субъекта, распределяется на накопление и потребление.

19. Показатели рентабельности и их использование в финансовом планировании.

В отличие от прибыли организации показывающей эффект предпринимательской деятельности, рентабель-ность характеризует эффективность этой деятельности.

Рентабельность - относительный показатель, отража-ющий степень доходности предприятия. В рыночной эко-номике существует система показателей рентабель-ности. Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. - Рентабельность всей реализованной продукции определяется как: 1) % отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию; 2) % отношение чистой прибыли к затратам на ее производство и реализацию. – Рента-бельность отдельных видов продукции зависит от цены ее реализации и полной себестоимости и определяется как процентное отношение цены реали-зации единицы продукции за вычетом ее полной себе-стоимости к полной себестоимости единицы продукции. Эти показатели отражают эффективность затрат орга-низации. - Рентабельность продаж можно опреде-лить как: 1)% отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции; 2) % от-ношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции; 3) % отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции. Эти показатели дают пред-ставление об эффективности ценовой политики организации. - Рентабельность производственных активов определяется как: 1) % отношение валовой прибыли к сумме производственных активов; 2) % отношение чистой прибыли к сумме производственных активов. Эти показатели характеризуют степень отдачи от вложенных в производство активов. – Рентабель-ность вложений определяется как: 1) % отношение валовой прибыли к стоимости имущества по балансу; 2) % отношение чистой прибыли к стоимости имущества по балансу; 3) % отношение выручки от реализации продук-ции к стоимости имущества по балансу; 4) % отношение чистой прибыли к стоимости собственных средств по ба-лансу организации, отражающее рентабельность собст-венного капитала; 5) % отношение доходов от долго-временных к общему обьему долгосрочных финансовых вложений. Этот показатель отражает эффективность долгосрочных вложений. Показатели рентабельности являются индикаторами конкурентоспособности предприятия.




double arrow
Сейчас читают про: