Организация управления. Киевская Русь распадалась на земли-княжества («княжения»), которыми сначала правили местные князья (например

Князья

Киевская Русь распадалась на земли-княжества («княжения»), которыми сначала правили местные князья (например, Мал Древлянский), а затем – представители династии Рюриковичей. Они подчинялись великому князю Киевскому; при слабых великих князьях только формально; однако Русь сохраняла относительное единство. Князья обладали верховной властью в своих землях – издавали уставы (законы, указы), собирали налоги, назначали на должности, возглавляли правосудие, командовали войсками. Они были крупнейшими землевладельцами.

Дружина

Князья управляли с помощью дружины; дружинники были землевладельцами (владели селами). Дружина делилась на две части:

а) Старшая («старейшая») - это бояре княжеские («бояре болшие»), т.е. советники князя, с кем он решал («думал») государственные дела и которых назначал на главные должности (посадника, тысяцкого).

б) Младшая («молодшая») – это конные воины, состоявшие на княжеской службе («бояре меншие»). Они, в свою очередь, делились на две группы: 1) Воины, служившие при особе князя, т.е. при его дворе («гридни», «дворяне», «отроки»). Некоторые из них выполняли второстепенные государственные поручения. 2) Земские бояре, т.е. служилые землевладельцы княжеств (галицкие, киевские, новгородские и другие), не состоявшие при особе князя.

Существовали «старцы градские» (сотские, десятские) из «людей», участвовавшие в городском управлении наряду с княжескими служащими (посадником, тысяцким).

Церковь

Первоначально на Руси было язычество или многобожие (Перун, Велес, Даждьбог и др.), но в 988 г. великий князь Владимир (980-1015 гг.) принял христианство по византийскому (православному) образцу. Русскую православную церковь возглавлял митрополит Киевский, подчинявшийся патриарху Константинополя и назначавшийся им (как правило, из византийцев). Церковь выполняла не только религиозные, но и государственные функции – осуществляла правосудие. Под юрисдикцию церкви подпадали «богадельные люди» (духовенство, калеки и другие) по всем вопросам, а также все остальные миряне по ряду дел (семейным и другим). Таким образом, правосудие было основано на: 1) «Русской правде» великого князя Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.); 2) Церковных уставах (на основе ромейского «Номоканона») князей Владимира и Ярослава.

Порядок княжеского владения

Признаки очередного порядка

Считалось, что верховная власть на Руси принадлежит всему княжескому роду Рюриковичей; при этом каждый князь имел право на владение какой-либо частью Русской земли. После смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) законным признавался очередной порядок владения, т. е. князья не считались наследственными владельцами отдельных русских земель, а переходили из одной в другую по очереди старшинства в роде Рюрика. Великий князь Киевский должен был быть старшим среди Рюриковичей. Старшинство определялось по трем признакам: 1) близостью поколений к родоначальнику - старшинство поколений; 2) возрастом сыновей князя Ярослава Мудрого, от которых произошли линии-«племена» рода Рюриковичей (Мономаховичи, Ольговичи) – стар- шинство «племен»; 3) возрастом лиц в каждом поколении - старшинство по порядку рождения. Из очереди старшинства выбывали князья, отцы которых умирали при жизни поколения дедов; они получали отдельные области (Галич, Полоцк) и не участвовали в передвижении по землям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: