ТЕСТЫ ПО ФИЛОСОФИИ
Предмет философии
1. Системно-рационализированное мировоззрение называют:
А) рефлексией
Б) философией
В) религией
Г) искусством.
2. Рациональная составляющая любого типа мировоззрения называется:
А) гипотезой
Б) парадигмой
В) картиной мира
Г) законом.
3. Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе:
А) повседневного опыта
Б) Священного писания
В) мифологических представлений
Г) философских идей.
4. Для научной картины мира характерно:
А) безоговорочное влияние идей ведущих учёных
Б) отождествление веры и знания
В) уверенность в существовании Мирового разума
Г) истинное знание причины.
5. Проблемы, решаемые философией, носят __________ характер.
А) частный
Б) стандартный
В) конечный
Г) всеобщий, предельный.
6. Теоретический характер анализа всеобщих связей системы «человек-мир» является отличительной особенностью:
А) мифологии
Б) религии
В) науки
Г) философии.
7. Философия отличается от религии тем, что:
А) познавательная функция для неё является ведущей
Б) обладает большим гуманистическим потенциалом
В) она вырабатывает определенную систему ценностей
Г) она является формой мировоззрения.
8. Гносеология – это философское учение о:
А) познании
Б) природе
В) бытии
Г) человеке.
9. Исследованием сферы прекрасного и искусства занимается такая философская дисциплина, как:
А) этика
Б) эргономика
В) эстетика
Г) экономика.
10. Философия, исследуемая в процессе ее предыстории, возникновения, становления и развития, есть:
А) культурология
Б) история философской мысли
В) эпистемология
Г) онтология.
11. Что такое материализм?
а) учение, считающее первичной материю;
б) учение, считающее первичным сознание;
в) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями.
12. Что такое идеализм?
а) учение, считающее первичной материю;
б) учение, считающее первичным сознание;
в) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями.
13. Что такое дуализм?
а) учение, считающее первичной материю;
б) учение, считающее первичным сознание;
в) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями.
14. Что такое монизм?
а) учение, считающее, что существует только одна субстанция;
б) учение, считающее, что существует две субстанции;
в) учение, считающее, что есть три и больше субстанций.
15. Что такое плюрализм?
а) учение, считающее, что существует только одна субстанция;
б) учение, считающее, что существует две субстанции;
в) учение, считающее, что есть три и больше субстанций.
16. Что такое субъективный идеализм?
а) учение, считающее первичным внечеловеческую духовность;
б) учение, считающее первичной человеческую духовность;
в) учение, считающее первичным материальный мир.
17. Что такое объективный идеализм?
а) учение, считающее первичным внечеловеческую духовность;
б) учение, считающее первичной человеческую духовность;
в) учение, считающее первичным материальный мир.
18. Что такое агностицизм?
а) учение, считающее, что человеческому познанию нет границ;
б) учение, считающее, что в мире есть области, недоступные для познания;
в) учение, полагающее, что проблема познания мира не имеет значения.
19. Что такое метафизика?
а) учение, познающее мир в его изменении;
б) учение, познающее мир помимо его изменения;
в) философия, стоящая над физикой.
20. Что такое диалектика?
а) учение, познающее явления в их связи друг с другом;
б) учение, познающее явления вне их связи друг с другом;
в) учение, считающее развитие мира целенаправленным.
21. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность, природе или духу, философы делятся на:
А) диалектиков и метафизиков
Б) материалистов и идеалистов
В) сенсуалистов и рационалистов
Г) монистов и дуалистов.
22. Философское направление, считающее духовное начало основной бытия, называется:
А) дуализмом
Б) плюрализмом
В) идеализмом
Г) материализмом.
23. Философская позиция дуализма выражается в признании:
А) первичности материи
Б) тождества мышления и бытия
В) первичности идеального
Г) мышления и материи независимыми субстанциями.
24. «Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа - это лишь фантастическое отражение нашей собственной сущности» заявляли:
А) дуалисты
Б) идеалисты
В) материалисты
Г) интуитивисты.
25. Сторонники ______________ считают сознание воплощением мирового разума.
А) объективного идеализма
Б) материализма
В) плюрализма
Г) субъективного идеализма.
26. Утверждая, что мир есть проекция комплекса человеческих ощущений, философ выступает с позиции:
А) субъективного идеализма
Б) объективного идеализма
В) дуализма
Г) материализма.
27. Утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень желчь», отражает теорию:
А) субъективных идеалистов
Б) умеренных материалистов
В) объективных идеалистов
Г) вульгарных материалистов.
28. Метод философского мышления, объясняющий мир в его единстве, противоречивости и динамике называют:
А) метафизическим
Б) аксиоматическим
В) диалектическим
В) телеологическим
29. Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется:
А) методологической
Б) критической
В) аксиологической
Г) прогностической.
30. Эвристическая функция философии связана с ___________ значением философии.
А) гуманистическим
Б) практическим
В) методологическим
Г) культурно-воспитательным.
31. Содержание __________ функции философии составляет формирование у человека и общества ценностных ориентаций и идеалов:
А) критической
Б) интегральной
В) аксиологической
Г) логической.
32. Функция философии «подвергать всё сомнению» именуется:
А) культурно-воспитательной
Б) критической
В) аксиологической
Г) мировоззренческой.
33. Формируя целостную картину мира и бытия человека в нем, философия выполняет _____________ функцию.
А) практическую
Б) мировоззренческую
В) методологическую
Д) гносеологическую.
34. Функция философии, заключающаяся в разработке основных методов познания окружающей действительности, называется:
А) гносеологической
Б) мировоззренческой
В) методологической
Г) критической.
35. Философия, помогая индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях, выполняет свою _______________ функцию.
А) теоретическую
Б) гуманистическую
В) критическую
Г) методологическую.
36. Функция философии, состоящая в культивировании гуманистических ценностей и идеалов, утверждении моральных норм, помогающая человеку адаптироваться в окружающем мире, называется:
А) воспитательно-гуманитарной
Б) критической
В) мировоззренческой
Г) гносеологической.
Онтология
1. Поиск и нахождение всеобщих оснований бытия считается предметом:
А) истории
Б) философии
В) искусства
Г) мифологии.
2. Онтологией в философии называется учение о:
А) бытии
Б) законах мышления
В) боге
Г) морали и нравственности.
3. Предельно общие характеристики всего сущего выражаются в категории:
А) бытие
Б) взаимодействие
В) жизнь
Г) сущность.
4. Первоначально, причина и носитель всего сущего – это:
А) элементарные частицы
Б) субстанция
В) вселенная
Г) природа.
5. Категория «субстанция»:
А) Обозначает совокупность всего существующего
Б) Обозначает духовный мир человека
В) Обозначает чувственно-воспринимаемый мир
Г) Выражает идею единства бытия.
6. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В.И. Ленину, называется:
А) материей
Б) субстанцией
В) миром
Г) природой.
7. Модель реальности, в которой создаётся эффект присутствия в ней человека, называется:
А) актуальной
Б) объективной
В) виртуальной
Г) субъективной.
8. Что обозначается категорией движения?
а) любое изменение;
б) пространственное перемещение;
в) развитие.
9. Категорией, обозначающей длительность существования и последовательность смены состояний материальных объектов, является:
А) количество
Б) пространство
В) движение
Г) время.
10. С точки зрения философии, развитие:
А) присуще природе, обществу и сознанию
Б) характерно только для материальных систем
В) характерно только для социума
Г) наблюдается только в живых системах.
11. Согласно диалектике, источником развития выступает:
А) любое изменение объекта
Б) разрешение внутренних противоречий
В) внешнее воздействие на объект
Г) стремление к установлению равновесия.
12. Общие, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи между явлениями и процессами обозначаются понятием:
А) закон
Б) необходимость
В) отношение
Г) связь.
13. Качество предмета, с точки зрения диалектики, есть:
А) внешние признаки предмета
Б) то, что можно измерить
В) система необходимых свойств предмета
Г) то, что никогда не изменяется в предмете.
14. Что утверждает закон взаимопревращения количественных и качественных изменений?
а) причиной саморазвития вещи является ее внутренняя противоречивость;
в) развитие осуществляется путем накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка;
г) форма развития спиралеобразна.
15. Что утверждает закон единства и борьбы противоположностей?
а) причиной саморазвития вещи является ее внутренняя противоречивость;
б) развитие осуществляется путем накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка;
в) форма развития спиралеобразна.
16. Что утверждает закон отрицания отрицания?
а) причиной саморазвития вещи является ее внутренняя противоречивость;
б) развитие осуществляется путем накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка;
в) форма развития спиралеобразна.
17. Внутренне упорядоченное множество взаимосвязанных элементов называется:
А) совокупностью
Б) интегралом
В) моделью
Г) системой.
18.Изменения системы в сторону повышения уровня упорядоченности, организованности, сложности характеризуют как:
А) онтогенез
Б) движение
В) прогресс
Г) редукцию.
Сознание и познание. Научное познание
1. При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с материальным носителем нередко происходит подмена философского и ___________ взгляда на сознание:
А) мифологического
Б) естественно-научного
В) обыденного
Г) эстетического.
2. Что такое отражение?
а) форма мышления, фиксирующая общие и отличительные признаки предметов и явлений;
б) свойство материи воспроизводить предметами признаков других предметов;
в) приобретение человеком знаний о мире.
3.Способность человека целенаправленно и обобщенно отражать и воспроизводить действительность в идеальной форме называется:
А) эмоцией
Б) сознанием
В) раздражимостью
Г) чувствительностью.
4. Под сознанием в философии понимают:
А) форму непосредственного слияния человека и мира
Б) продукт общественной деятельности людей
В) совокупность различных идеальных процессов
Г) высшую форму психического отражения действительности
Д) всю совокупность присущих человеку психических явлений, состояний и действий.
5. Сознание и бессознательное:
А) взаимосвязаны
Б) взаимодействуют между собой и способны достигать единства
В) изолированы друг от друга
Г) абсолютно противоположны
Д) являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека.
6. Креативность сознания выражается в:
А) способности создавать нечто новое
Б) придании смысла предмету сознания
В) отсутствии способности создавать нечто новое
Г) отсутствии смысла в действиях.
7. В структуру сознания включается:
А) темперамент
Б) воля и эмоции
В) рефлексы
Г) инстинкты.
8. Сознание и мышление:
А) взаимосвязаны
Б) активны
В) противоположны друг другу
Г) идеальны
Д) тождественны.
9. Что такое идеальное?
а) способ бытия объекта в психическом мире субъекта;
б) предмет, выступающий представителем другого предмета;
в) способ передачи информации от предмета к предмету.
10. Источник целеполагающей активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания есть:
А) труд
Б) бог
В) ноумен
Г) субъект познания.
11. Источником содержания сознания для материалистов выступает:
А) бессознательное
Б) Бог
В) объективный мир
Г) ощущение.
12. Вся совокупность достоверных сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которой располагает общество или отдельный индивид, есть:
А) представление
Б) концепция
В) познание
Г) знание.
13. По мнению представителей _____________ «знания о вещах изменчивы и текучи, поэтому о всякой вещи можно сказать двояко и противоположным образом».
А) гносеологического оптимизма
Б) скептицизма
В) догматизма
Г) агностицизма.
14. Необязательность предварительных систем доказательств, опора на здравый смысл отличает __________ знание.
А) паранаучное
Б) квазинаучное
В) научное
Г) обыденное.
15. Процесс постижения смысла чего-либо есть:
А) интуиция
Б) понимание
В) знание
Г) интроспекция.
16. Придавать смысл вещам и процессам может:
А) само их существование в мире
Б) природа, взятая вне человека
В) лишь человек
Г) все существующие в природе живые существа.
17. Способность человеческой психики в процессе познания формировать идеальные модели реальности связана с:
А) восприятием
Б) экспериментом
В) сознанием
Г) интуицией.
18. Способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями, есть:
А) предсознание
Б) чувственно-аффективный уровень сознания
В) абстрактное мышление
Г) ценностно-волевой уровень сознания.
19. Что такое представление?
а) результат непосредственного воздействия предмета на органы чувств;
б) образ отдельных чувственных признаков предмета;
в) чувственный образ непосредственно не данных предметов.
20. Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений, называется:
А) понятием
Б) переживанием
В) словом
Г) знаком.
21. Что такое эмпирический уровень познания?
а) познание, опирающееся на теоретические конструкции и их же представляющее;
б) познание на основе непосредственного изучения предметов;
в) познание на основе интуиции.
22. К эмпирическому уровню познания относится:
А) построение теории
Б) выдвижение гипотез
В) построение картины мира
Г) анализ фактов.
23. К теоретическому познанию относится:
А) измерение
Б) эксперимент
В) формализация
Г) наблюдение.
24. Что такое рациональное познание?
а) познание в виде живого созерцания предметов и явлений;
б) отражение содержания предметов в обобщенных абстрактных образах;
в) вывод из одних суждений других суждений.
25. К формам рационального познания не относится:
А) восприятие
Б) теория
В) гипотеза
Г) умозаключение.
26. Систему приемом, процедур, правил, применяемых для получения достоверного знания, называют:
А) экспериментом
Б) методом
В) теорией
Г) парадигмой.
27. Проблема соответствия знаний объективной реальности характеризуется в философии как проблема:
А) истины
Б) соотношения субъекта и объекта познания
В) человека
Г) метода.
28. Согласно классической позиции, истина есть:
А) то, что признается таковым большинством
Б) теоретическая конструкция, позволяющая добиться успеха в данной ситуации
В) правда
Г) соответствие знаний объективной действительности.
29. Современная диалектико-материалистическая трактовка истины предполагает, что:
А) истина есть процесс
Б) абсолютной истины не существует
В) истина неразрывно связана с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой
Г) истина всегда субъективна
Д) в познании следует стремиться к вечной абсолютной истине.
30. Что такое объективная истина?
а) неопровергаемое знание, полностью отражающее свой предмет;
б) содержание знания, не зависящее от сознания субъекта;
в) знание, которое частично сохранится и в будущем.
31. Зависимость знаний от условий, места и времени выражается в понятии:
А) заблуждение
Б) абсолютность
В) конкретность
Г) абстрактность.
32. Основой преемственности истин является:
А) конкретность истины
Б) относительность истины
В) догматизм
Г) объективность истины.
33. Непреднамеренное искажение знания есть:
А) относительная истина
Б) заблуждение
В) ложь
Г) фантазия.
34. Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как:
А) ложь
Б) фантазия
В) объяснение
Г) заблуждение.
35. Что такое заблуждение?
а) знание, рассматривающее предмет в реальных условиях;
б) знание, абсолютизирующее отдельные стороны предмета;
в) предметно-чувственная деятельность человека.
36. Главным критерием истины для диалектического материализма является (-ются):
А) чувственные переживания
Б) самоочевидность и достоверность
В) практика
Г) логические построения.
37. К формам практики как критерия истины не относится:
А) социально-политическая деятельность
Б) идеология
В) общественное производство
Г) научно-экспериментальная деятельность.
38. Наука становится определяющим фактором развития всех сфер общественной жизни в (во):
А) период великих географических открытий
Б) аграрном обществе
В) время первой научной революции XYII века
Г) постиндустриальном обществе.
39. В научном познании выделяют два уровня:
А) эмпирический и теоретический
Б) новаторский и репродуктивный
В) диалектический и метафизический
Г) эклектический и монистический.
40. На эмпирическом уровне научного познания:
А) обосновываются теории
Б) формулируются законы
В) выдвигаются гипотезы
Г) выявляются внешние связи между предметами.
41. К методам теоретического уровня познания не относится:
А) системный подход
Б) эксперимент
В) структурно-функциональный анализ
42. Форма научного знания, содержащая предположение и нуждающаяся в доказательстве, есть:
А) закон
Б) принцип
В) теория
Г) гипотеза.
43. Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта, есть:
А) теория
Б) факт
В) гипотеза
Г) обобщение.
44. Что такое научный факт?
а) изучение предмета таким, каким он дан в восприятии;
б) реальное явление, выступающее основой теоретического обобщения;
в) знание об объекте, воспроизводящем признаки другого объекта.
45. Что такое научная проблема?
а) предположение о чем-либо, достоверность чего должна быть установлена позднее;
б) исследование на основе замещения предмета его аналогом;
в) система вопросов, решение которых важно для науки.
46. Что такое дедукция?
а) изучение предмета путем расчленения его на части;
б) знание, полученное путем обобщения исходных знаний;
в) знание, полученное на основе вывода по законам логики.






