Способы и приемы работы актера над ролью

Содержание

Введение

1. Способы и приемы работы актера над ролью

2. Анализ предлагаемых обстоятельств жизни роли

Изучение обстоятельств жизни роли

Характер взаимоотношений с другими действующими лицами

Место персонажа в конфликте

3. Трактовка роли

Биография роли

Характеристика персонажа

Внешняя характерность роли

Композиция роли

Заключение

Список литературы

Приложение

 

Способы и приемы работы актера над ролью

Работа актера над ролью – это очень сложный процесс, направленный на создание совершенно другого человека, отличного от того, каким является актер. В ходе «выкраивания» другого человека, исполнитель сталкивается с множеством трудностей, одна из которых – понимание логики мышления персонажа. Это значит, что необходимо выяснить, что заставляет человека поступать так, а не иначе, почему он разговаривает с употреблением именно таких слов, какие цели он преследует.

Чтобы найти решение этой проблемы, обратимся к работе К.С. Станиславского «Работа актера над ролью». Она состоит из четырех периодов: познавания, переживания, воплощения, воздействия. Для решения задачи поиска логики мышления роли необходимо сделать разбор только первых трех периодов.

1. Период познавания

Является подготовительным периодом и начинается в момент первого знакомства с пьесой и ролью. Приобретенные на начальном этапе первые впечатления могут сильно помочь актеру в его дальнейшей работе. Далее артист должен приступить к анализу, но результатом его будет не мысль, а ощущение. Как писал К.С. Станиславский: «Цель анализа и заключается в том, чтоб подробно изучить и заготовить предлагаемые обстоятельства пьесы и роли и для того, чтобы через них инстинктивно почувствовать в последующем периоде творчества истину страстей и правдоподобие чувствований». То есть через анализ актер получает информацию об обстоятельствах жизни роли и эти полученные обстоятельства возбуждают в исполнителе увлечение ролью и пьесой. Следующим этапом в процессе познавания является создание и оживление внешних обстоятельств. Внешними обстоятельствами жизни роли называется комплекс предлагаемых обстоятельств, состоящий из фактов, комментариев, которые дает автор. Затем актер должен создать и оживить внутренние обстоятельства жизни роли. На этом этапе процесс познавания роли актером усугубляется: он познает роль не через слово автора, а через собственные ощущения. Для успешного познания внутренних обстоятельств жизни роли актеру необходимо поставить себя в центр событий, происходящих с персонажем и посмотреть на себя со стороны, будто бы ты – зритель. Об этой части первого периода познавания К.С. Станиславский пишет: «Этот важный творческий момент называется на актерском жаргоне «я есмь», то есть я мысленно начинаю «быть», «существовать» в жизни пьесы; я начинаю ощущать себя в самой ее гуще; я начинаю сливаться со всеми предлагаемыми поэтом и созданными артистом обстоятельствами, получать право жить в них». Результатом этой работы, этого перемещения в жизнь пьесы, станет оценка фактов и событий пьесы. Актеру снова предстоит вернуться к внешним фактам пьесы, но уже с багажом тех знаний, которые он получил на более поздних этапах исследования. В этой оценке выявляется влияние внешних факторов на внутренние, потому что вторые не существуют в персонаже без первых. Они, так или иначе, являются следствием, исходящими из внешних факторов пьесы. Оценить факты и события пьесы, значит найти и ощутить их скрытый смысл, внешнюю и духовную степени их воздействия. В этом этапе приходится делать чужие факты, события и всю жизнь своими собственными. Здесь заканчивается период познавания, но полученные в этом периоде знания и сведения о роли и пьесе не должны оставаться таковыми в конечном варианте. В процессе погружения в следующие периоды, результаты периода познавания будут меняться. Актер постоянно трансформирует роль, потому что он не может каждый день проходить по одному и тому же сценарию, манки и возбудители для актера устаревают, ему необходимо искать новые или трансформировать старые.

2. Период переживания

К.С. Станиславский пишет, что этот период является созидательным – «он воздает «душу роли», ее склад, внутренний образ, подлинные живые чувства и самую жизнь человеческого духа организма роли». Внутренние переживание побуждают стремление актера к действию. Стремление создается за счет реализации творческой задачи актера. «Задача – возбудитель творчества и его двигатель» (К.С. Станиславский). Задача может быть так рассудочной, так и бессознательной, но и та и другая выполняют функцию ограничителей и не дают творческому порыву актера уйти в другое русло, они являются рамками для исполнителя и подводят исполнителя к основной цели пьесы. Помимо творческих задач актеру необходимо простроить также физические и элементарно-психологические задачи своего персонажа. Под физическими задачами понимаются конкретные физические действия, направленные на совершение какого-либо поступка, а под элементарно-психологическими – процесс выстраивания действенных мыслей в одну цепочку. Затем все эти мелкие ответвления от роли Станиславский К.С. предлагает собрать и упорядочить под одним названием – душевная партитура роли – это совокупность всех задач, кусков, фактов, сцен, актов. По мере усложнения партитуры, за счет новых появляющихся фактов, куски ее сплавляются воедино и образуют собой сверхзадачу. Сверхзадача – главенствующая задача, объединяющая все остальные. В ней содержится вся сущность роли. Однако, сверхзадача это еще не конечная точка. Требуется так же найти сквозное действие роли, которое представляет собой совокупность сверхзадачи, непрерывном стремлении к ней и ее действенному выполнению. Сверхзадача должна обозначать путь, по которому движется персонаж к единственному своему высшему исходу.

3. Период воплощения

В этом периоде происходит непосредственное срастание личности исполнителя с личностью персонажа, поиск внешней выразительности роли. Можно отправляться на поиск совершенно необычных для себя новых привычек, внешности, манер, но раз уж актер действует, прежде всего, от своего лица, то в самом воплощении роли будут присутствовать черты личности актера. Потому что в процессе воплощения роли актер не должен становиться принципиально новым человеком, да и это против человеческой природы, ведь невозможно изменить себя со сто процентной тщательностью. В этом процессе должно произойти именно слияние актера и персонажа.

Соответственно на основе периодов можно вывести алгоритм работы актера над ролью:

1) читка пьесы, первое знакомство с ролью, фиксирование первых впечатлений от пьесы и роли;

2) компоновка впечатлений, вычленение собственного ощущения от роли и предлагаемых обстоятельств;

3) поиск новых фактов роли и предлагаемых обстоятельств пьесы за счет углубления в характер роли и историю событий, происходящих в пьесе, постановка своего «я» в эти обстоятельства, вычленение собственных ощущений;

4) углубление в образ роли, выявление психологических особенностей персонажа, поиск ответа на вопрос «Что он собой представляет как человек?»;

5) определение сверхзадачи и сквозного действия роли, написание биографии роли;

6) поиск и определение внешней характерности роли, исходя из психологических факторов, определенных на более ранних этапах.

 

2. Анализ предлагаемых обстоятельств жизни роли

2.1 Изучение обстоятельств жизни роли

Автор впервые упоминает Клеопатру Максимовну во втором действии, когда к Семену Подсекальникову начали приходить люди, чтобы попросить его застрелиться за их идеи. Эрдман Н. Р. Не дает описательных текстов для этого персонажа, но Серафима Ильинична, сообщив о приходе Клеопатры Максимовны, называет ее «дамой». На такое описание наталкивает ее внешний вид молодой, ухоженной и интеллигентной дамы. При знакомстве с Подсекальниковым Клеопатра Максимовна сама потягивает ему руку для поцелуя и разрешает ему называть себя Капочкой, такие движения говорят о том, что она знает как вести себя с мужчинами. Но сдержанность Клеопатры длится не долго – получив отказ от Семена Семеновича, Клеопатра Максимовна начинает расходиться в речах. Даже не узнав, кому Семен пообещал, Клеопатра сама делает вывод, что он собирается стреляться из-за Раисы Филипповны. Она тут же обозначает, что она лучше, чем Раиса, ведь она хочет обожать его душу, ведь она романтик. Не забывает упомянуть Олега Леонидовича, который является яблоком раздора между двумя женщинами. В общем, выгоднее будет застрелиться из-за нее. Когда мысли Семена относят его далеко отсюда, Клеопатра идет на радикальные меры. Перед фразой «Нет, нет, нет, не целуйте меня, пожалуйста» она сделала нечто такое, что смутит любого мужчину, и он уже не сможет ничего опровергнуть. Этим действием она не дает ему выхода или возможности выбора, и еще раз напоминает, что она лучше, чем Раиса. Узнав, что Подсекальников еще не видел Раисы, Клеопатра начинает выставлять ее с невыгодной стороны, и также не забывает упомянуть о своей красоте. Видя, что Семен Семенович включает перед ней дурака, Клеопатра предлагает пройти к ней домой на чашечку кофе, после которого Семен непременно напишет записку. Рассказывая вкратце о том, что должно быть в записке Клеопатра Максимовна говорит: «напишите все, что чувствуете. Что я вас раздавила своим обаянием, что на взаимность мою не надеетесь и поэтому даже, увы, стреляетесь». Клеопатра считает, что если у нее будет такая записка и именно по этой причине застрелится Семен, то Олег Леонидович бросит Раису Филипповну, ведь тогда она будет иметь намного больше преимуществ перед Раисой. Почти уведя Семена Семеновича из дома, на ее пути появляется новая помеха – женщина с тазом воды. Клеопатра упоминает, что хорошо она придумала – пройти к ней домой, ведь здесь сейчас будут мыть пол, можно убить двух зайцев сразу. Получив ответ, что она не права, Клеопатра Максимовна ударяется в оскорбления и спешит поскорее увести Семена из дома. После этот персонаж долго не участвует в сюжете. Упоминание о Клеопатре Максимовне появляется в массовой сцене, когда все у кого есть записки, приходят к Семену Семеновичу на подпись. Примечательно, что сама Клеопатра сюда не приходит, поскольку считает, что она сумела договориться с Подсекальниковым, и скорее всего уже похвасталась Раисе Филипповне, что стреляться будут именно из-за нее. Когда все собрались, самой последней вбегает Раиса и сразу с претензиями к Александру Петровичу Калабушкину «Вы мне что обещали, товарищ Калабушкин? Вы его для меня обещали использовать, а его Клеопатра Максимовна пользует». Калабушкин не подтверждает и не опровергает эту информацию, поскольку Клеопатра общалась к будущему покойнику не через посредника, а напрямую. Затем Клеопатра Максимовна появляется только в третьем действии в ресторанных сценах. Встретившись лицом к лицу со своей главной противницей – Раисой Филипповной – у двух дам начинается скрытое противостояние. Предполагаю, что между ними идет небольшой конкурс, кто больше соберет мужчин вокруг себя: Клеопатра резко начинает знакомиться с Егорушкой, а Раиса рассказывает Отцу Елпидию о своих преимуществах. Заведя беседу с Егором Тимофеевичем, Клеопатра откровенно скучает, а потом и вовсе оскорбляется, когда он называет ее «женщиной потустороннего класса». Но Клеопатра Максимовна не хочет проигрывать Раисе Филипповне, быстро прощает Егорушку и снова заводит с ним беседы. В последнем, пятом действии, Клеопатра Максимовна решает окончательно «сдаться в плен» Олега Леонидовича, при том, что он сам не очень этого и хочет. Она приводит его на кладбище и показывает свежевырытую яму. Олег ничего не знает об этой истории с Подсекальниковым, и поэтому не понимает ни слова, что говорит Клеопатра, и хочет поскорее от нее уйти, но Клеопатра Максимовна пускается в долгие объяснения. Олег решает, что даме плохо и вызывает отвезти ее домой, но она его постоянно останавливает, словно выжидает время. Предполагаю, что это новая часть спора с Раисой Филипповной, в которой последняя должна прийти у указанному времени и месту, и увидеть все своими глазами. Между тем, Клеопатра Максимовна продолжает обольщать Олега Леонидовича, рассказывая ему о своих прежних мужчинах и прося забрать ее к себе. Олег Леонидович начинает мягко отказывать Клеопатре, мол, ему несколько неудобно. Не дав договорить, Клеопатра Максимовна обрывает Олега Леонидовича и понимает, что тут Раиса Филипповна ее обошла. Клеопатра Максимовна бросает фразу «В таком случае, Олег Леонидович, я знаю, что мне остается сделать. Прощайте!», сказанную, словно ультиматум для мужчины, который, несомненно, знает истинное значение этих слов и бросается за ней вдогонку. Оказавшись перед гробом, а заодно и в после зрения Раисы Филипповны и Олега Леонидовича, Клеопатра Максимовна вновь становится зачинщицей перепалки между ней и Раисой Филипповной, куда оказалась втянута и жена Подсекальникова, повздорившая с Клеопатрой, когда Семен был жив. Яростно желая всем трем доказать свою исключительность, Клеопатра Максимовна во всеуслышание заявляет, что покойник застрелился из-за нее, поскольку хотел ее тело, но она ему отказала. Доказав всем свою правоту и превосходство, Клеопатра Максимовна до самого конца похорон больше ничего не произносит и теряется в толпе.

Разобрав обстоятельства жизни персонажа, описанные автором, можем переходить к обстоятельствам эпохи. Обратимся к исторической справке и соотнесем их с фактами жизни персонажа.

Клеопатра Максимовна самая молодая из всех действующих лиц, родилась в 1900 году. К первому большому событию двадцатого века – Русско-Японской войне – практически не имеет отношения. В хронологически рамках войны ей было 4-5 лет, все, что из тех лет она могла запомнить – ощущение тревоги, витавшее в воздухе среди мирных жителей. Следующее событие крупнее по масштабам – Первая мировая война 1914-1918 гг. В этот период Клеопатра Максимовна училась в гимназии, которую закрыли на время военных действий в городе. Многие люди становились заложниками тех стен, в которых они выросли, выходить из дома было очень страшно. Когда опасность стихала, возможно, Клеопатра устраивала концерты для жильцов дома. Война войной, но место развлечениям все-таки было. К 1917 году на международном уровне становилось немного легче, но война не спешила заканчиваться, она начала переходить в статус гражданской. Мирное население высказывало протесты власти, которые вылились в две революции – Февральскую и Октябрьскую. Все эти военные действия оставили свой отпечаток на Клеопатре: тревога, которую она ощущает на протяжении всей жизни, невозможность привыкнуть к мирному существованию и манера цепляться мертвой хваткой за любую возможность, которая вылилась в борьбу с Раисой Филипповной за Олега Леонидовича.

 

2.2 Характер взаимоотношений с другими действующими лицами

Со всеми действующими лицами Клеопатра Максимовна знакомиться по ходу пьесы. Два персонажа, известные ей с самого начала – Раиса Филипповна и Олег Леонидович. В виду своих идей она вынуждена сама прийти к Семену Подсекальникову, знакомится и общается с ним достаточно легко. Ей не надо прикладывать много сил, чтобы получить от Семена Семеновича то, что она хочет, поскольку Клеопатра Максимовна знает, как вести себя с мужчинами. Взаимоотношения с Марией Лукьяновной у нее напряженные. О том, что Мария Лукьяновна является женой Подсекальникова, Клеопатра узнает только на похоронах, но даже тогда она не придает Подсекальниковой большого значения. С Маргаритой Ивановной Пересветовой и Александром Петровичем Калабушкиным она не общается вообще, поскольку Клеопатра Максимовна обращалась со своей запиской напрямую к Подсекальникову. Во время поминок в ресторане она общается с Егором Тимофеевичем. Как я предполагаю, это было вынужденным общением, построенным против Раисы Филипповны, которая обхаживала вниманием Отца Елпидия. Раиса Филипповна – ярко выраженный противник Клеопатры Максимовны. Цель каждой из них – заполучить Олега Леонидовича. А Олег Леонидович – не желает быть, ни с Клеопатрой, ни с Раисой, ему вообще хочется поскорее отсюда уйти, но зная безрассудство этих двух женщин, он остается и не допускает крайностей. Конфликт этого треугольника не разрешается и продолжается за пределами пьесы.

 

2.3 Место персонажа в конфликте

В пьесе Н.Р. Эрдмана эпицентром борьбы является «вопиющая несправедливость». В самом конфликте между собой борются: страх быть уничтоженным и оскорбленное достоинство. Если персонаж выражает страх быть уничтоженным, то по ходу пьесы он закапывает свое достоинство и превращает его в разменную монету. Если же по-другому, персонаж считает свое достоинство оскорбленным, то он захочет справиться со своим страхом и вступит в решительный бой. Обе стороны этого конфликта выражают сквозное действие пьесы – протест против несправедливости.

В пьесе присутствуют такие группировки, как: бунтовщики, провокаторы, сторонние наблюдатели, доносчики, мирные демонстранты.

Такой персонаж как Клеопатра Максимовна поносится к группировке «провокаторы». Эту группировку не всегда можно причислить к позициям конфликта пьесы, поскольку она стоит как бы в отдельности от него. Члены этой группировки более всех других выражают собственное «я» и меньше, чем все остальные видят общественность. Им как никому другому нужно повернуть все в свою сторону, и поэтому действовать они будут сами, отдельно ото всех. Если член этой группировки будет пойман с поличным, то основной конфликт пьесы получит новое ответвление. Именно поэтому эти люди называются провокаторами, они могут перевести внимание всех совершенно в другое русло, сами спровоцировав проблему или ситуацию.

 

Трактовка роли

3.1 Внешняя характерность роли

Автор не дает описательных характеристик роли Клеопатры Романовны. Мне она представляется молодой, статной и красивой девушкой. В ее движениях присутствует легкость, плавность, а в ее выражении лица – мечтательность. Но вместе с тем, она может быстро «вернуться на землю», «прийти в себя» в какой-нибудь крайне критический момент. Внешность Клеопатры Максимовны немного расходится с ее характером. Чуть детсковатое лицо с большими распахнутыми глазами и доброй улыбкой, но твердым характером и совершенно четкими намерениями.

Тип темперамента у Клеопатры Максимовны смешанный. В ней преобладают черты холерика и меланхолика. От холериков в ее характере частая несдержанность, вспыльчивость. Ее эмоциональные проявления похожи на зажигание факела – мгновенно и несдержанно. В общении так же присутствуют черты резкости. От меланхоликов Клеопатра Максимовна почерпнула глубину чувств и переживаний, которые она испытывает. Внешне, как и меланхолики, Клеопатра Максимовна часто напоминает воздушное и эфемерное создание, которое не очень приспособлена к жизни, но стоит немного пошатнуть ее равновесие, как тут же можно встретиться с другой чертой Клеопатры, более холерической.

3.2 Характеристика персонажа

Именно имя обязывает Клеопатру Максимовну преподносить себя с достоинством. Чувство собственного достоинства у нее развито очень сильно. Она – самодостаточная и уверенная в своих силах девушка. Любит риск, приключения и азарт. Своему легкому общению с людьми она обязана своей интуиции – благодаря ней Клеопатра Максимовна практически безошибочно оценивает людей и ситуации, и быстро находит и подход и выход. Характер Клеопатры построен на крайностях и противоречиях. Она достаточно энергична и в любом начинании будет добиваться успеха. Для нее не существует препятствий, а если и существуют, то небольшие помехи, которым Клеопатра быстро дает отпор и идет легкой походкой дальше. В жизни Клеопатры Максимовны отдельное место занимает любовь. Любовь она воспринимает, как один из самых больших источников вдохновения, соответственно имеет много романов.

Зерно роли – самопровозглашенная фарфоровая кукла.

3.3 Биография роли

Меня зовут Клеопатра Максимовна, для друзей просто Капа. Я родилась в Москве, в 1900 году. Моего отца звали Максим Егоров. Его отец, то есть мой дед, был знаменитым трактирщиком Егоровым. У него было два трактира. Один в собственном доме, в Охотном ряду, а другой в доме миллионера Патрикеева, на углу Воскресенской и Театральной площадей. С последним деду пришлось расстаться. В 1868 году приказчик Гурина уговорил Патрикеева отобрать трактир у Егорова и отдать ему. И, к сожалению, Патрикеев согласился, и уже через некоторое время на вывеске трактира скромно внизу появилась надпись: «И.Я. Тестов». Но мой дед был не из тех людей, кто унывает и вложил все свои силы в Трактир в Охотном ряду.

Постепенно, когда подрастал мой отец, дед приучал его к работе и после смерти деда, отец стал хозяином трактира. Вскоре, он познакомился с певицей Патриной, которая была из цыганского табора. Она очаровала его сердце, и он был вынужден отдать его ей. Он полюбил цыганскую культуру так же сильно, как полюбил Патрину. И свадьба их прошла по цыганским обычаям. Через год родился сын, Михаил. Папа с самого рождения сына знал, что это наследник его дела. Через 10 лет в этой семье родилась прекрасная дочь, и назвали ее Клеопатрой в честь бабушки. Папа сразу сказал, что я копия тещи. Вот так началась история прекрасного музыканта-флейтиста Егоровой Клеопатры Максимовны.

Моим воспитанием занялась маменька. А воспитанием Михаила занялся папа. Он ездил с ним на охоту, на рынок, постепенно приучал к управлению трактира, так же как и его отец.

Мой брат рос копией папы, но в его глазах, иногда, я видела проблески маминой души. Михаил очень смелый и отважный. Вот, помню, однажды, когда мне было лет восемь на меня напала бродячая собака. Она начала бежать за мной и уже хотела меня покусать. А мой брат меня спас. Он взял палку и откинул ее. После этого я всегда знала, что мой брат сможет меня защитить.

А мама, в свою очередь с самого детства внушала мне мысль о том, что душа самое важное в человеке. Я запомнила, что «тело – это всего лишь оболочка, а оболочка не важна, если внутренний мир человека ужасен».

Первое чему учила меня мама – это музыке. В пять лет я уже умела играть на пианино и петь. А еще, втайне от папы, мы с мамой играли на гитаре и пели цыганские песни. Папа не разрешал маме играть на гитаре, и, тем более, не разрешал мне учиться…. Но, цыганская кровь всегда давала знать о себе.

Но музыка, это не единственное, чем я увлекалась. В моей жизни появился ещё один предмет обожания – Павел. Он был похож на Ивана Алексеевича Бунина. У Павла были такие же голубые глаза и темные волосы. Папенька утверждал, что у них нет ничего похожего, но что мой папа понимал в настоящей красоте. Меня в Павлуше привлекала душа. Я помню, как мы с ним играли в салочки, правда, когда он был «водой», он никогда меня не ловил, просто он очень застенчивый и стеснялся своих чувств. Как-то я решилась помочь ему признаться мне в любви. Я одела свое самое красивое платье, сплела венки для нас, и пришла к нему. Он играл с мальчишками в «Казаки-разбойники». Подошла к нему и пригласила его собирать одуванчики, а он с криками: «Капа – дура! Ты мешаешь мне. Уйди!» Эти слова очень ранили мои чувства, с тех пор я в мужчинах ценю душу, только душу, душу и душу!

Но, я немного отвлеклась, итак, у нас был большой дом. В нем было два этажа. На первом папа держал свой трактир. А на втором был наш дом. Дома всегда было шумно, приходило много людей разных сословий. Приходили так же и музыканты. И мама вместе с ними пела, а я им подпевала.

Как-то в трактир пришел человек с новым для меня инструментом – это была флейта. Я влюбилась в нее. Его звали Александр Алексеевич, он был высокий и полный мужчина, носил длинную бороду, фамилию я правда так и не узнала, но музыкант он был искусный. В тот же день я заявила, что флейта, это моя стихия, это мой инструмент. Папенька, конечно, посмеялся надо мной, но мама меня поддержала. И вот я уже сидела с флейтой и ждала своего учителя. Мама договорилась с этим странным человеком, чтобы он меня учил.

Уроки музыки довались мне легко, Александр Алексеевич говорил мне: «Капочка, у тебя есть талант. Ты можешь стать великим музыкантом. Ведь главное в музыке – это душа. А душа у тебя музыкальна». После этих слов я твердо решила стать великим музыкантом.

Чем старше я становилась, тем сильней росла моя любовь к музыке, и, тем чаще отец внушал мне, что я обязана работать в трактире, так как там начались финансовые проблемы. Он боялся лишиться своего трактира и использовал любой шанс, дабы поднять дело всей своей жизни с колен. Поэтому вечно упрекал меня в том, что я не благодарна, что мне пора взять пример с брата и перестать заниматься глупостями, а, наконец, начать работать в семейном деле.

К 10-ти годам меня отправили учиться в Московскую гимназию. Директором гимназии был Артур Августович Грунау. С этой гимназии вышло много высоко духовных людей, таких, как Дмитрий Сергеевич Усов. Уникальный человек, поэт и переводчик. Благодаря ему проявился мой интерес к литературе и поэзии.

Конечно, любимым предметом у меня была музыка, литература и французский язык. Ведь это язык души. Но такие предметы как, Закон Божий, русский язык, математика, история всеобщая и русская, география, естествоведение, чистописание, черчение и рисование мне не очень удавались. А глупые простофили меня дразнили, называли «глупой», но я им пыталась объяснить, что музыканту не нужны земные предметы. Я всегда считала их абсолютно лишними для тонкой натуры. Ведь главное в человеке душа, а не знания!

Отец ругал меня за это. Но мама меня защищала. Я любила маму. Но в 1914 году маменька скончалась от сердечного приступа.

Поле ее смерти папенька стал абсолютно холодным ко мне, мы почти не общались. Брат говорил, что ему просто нужно время. Но время шло и ничего не менялось. С братом мы тоже стали меньше общаться. Он уже окончил реальное училище и теперь занимался семейным делом. Папенька обожал его за это. Он все чаще меня упрекал в том, что я совсем не интересуюсь делами семьи.

Конечно, я попыталась работать в трактире. Сначала папа отправил меня помогать на кухню, но для музыканта кухня – не место! Я – слишком тонкая натура, а на кухне работают абсолютно бездушные люди. Потом папа отправил меня помогать в зал, заодно он хотел вывести меня в свет, чтобы ко мне присмотрелся какой-нибудь богатый человек и взял меня в жены. Но, я сразу же решила играть в оркестре и присоединилась к игре. Ох, и влетело мне тогда от папеньки. Он был против музыки и сказал, что его дочь не будет играть в оркестре. И тогда, я твердо решила, что в трактире рядом с отцом я работать не буду, но буду заниматься музыкой!

Наступил 1917 год, революция. Большевики захватили Зимний дворец, убили царскую семью и захватили власть. Уже в начале ноября в Кремле находились большевики, а Москва была объявлена столицей России. А вслед за революцией началась гражданская война: грабежи, разбои. Из дома выходить было страшно. Гимназии закрыли, дома превращались в коммуны. Людей убивали за то, что у них был достаток. Все, кто мог себе это позволить, уехали за границу.

Отец и брат согласились работать с большевиками. Стали членами большевистской партии. И трактир «Егорова», стал рестораном «Красный Октябрь».

А я устроилась работать в оркестр Городского Дома культуры. И мне как работнику культуры дали комнату в коммуналке. Я, наконец-то занялась любимым делом. Я занималась музыкой и еще получала за это деньги! Ведь нет ничего прекрасней этого!

Отношение с папой так и не наладились, и мне пришлось собрать вещи и переехать туда. А с братом мы уже стали почти чужими и больше не общались. Хотя, при встрече он был очень рад мне.

Мне представилась возможность продолжать учебу без «ненавистных» мне предметов. Таким образом, я стала посещать различные курсы и повышать свой духовный уровень.

Но получка в оркестре была крошечной, а платить за уроки нужно было чем-то. Тогда я и еще несколько моих знакомых музыкантов организовали свой собственный маленький оркестр. Мы выступали на городских праздниках и в ресторанах.

И вот однажды, когда мы играли в музее изящных искусств, я повстречала его – человека, который стал моей музой, стал моей жизнью, моей душой – Олега Леонидовича. Мы с ним познакомились очень романтично, как и полагается знакомиться двум тонким натурам. В перерыве нашего выступления, меня привлекла картина Доминико Фетти «Спящая девушка». Эта картина заинтриговала меня своей простотой. Я стояла и погружалась в быт этой девушки и вдруг я услышала мягкий голос. Это был Олег Леонидович. Он спросил, не помешает ли он мне, и тоже стал рассматривать эту картину. После я спросила, как ему наш оркестр, он мне ответил похвалой и в результате, мы проговорили с ним весь перерыв. После этой увлекательной беседы я поняла вот он, человек, у которого душа эстета, романтика. Мы стали много гулять по вечерам, говорили об искусстве, о литературе, о музыке, о театре, он провожал меня домой, стал ухаживать, дарил цветы и покупал мороженое.

А мои соседи стали сплетничать. Сказали, что «это не по-людски». Мои соседи это … своеобразные люди.

Наш «управдом» – очень странный мужчина. Высокий, худой, курит как паровоз и сплетни по всему дому собирает. Еще у него жена есть, полная женщина, с кривой улыбкой, всегда молчит и печет пироги, которые абсолютно безобразны.

В этой же коммуналке проживает Степан – курсист, как и я. Приятный молодой человек, на Бунина похож, но он не сравниться с Олегом. Хотя он тоже пытался ухаживать за мной, но я сразу дала ему понять, что не стоить мучить свое сердце.

Вообще у меня много поклонников. Помню, в Тифлисе я поехала на извозчике покупать себе туфли, и приказчик сапожного магазина не сумел совладать с собой и так укусил меня за ногу, что меня увезли в больницу. Потом меня полюбил иностранец. Он хотел одевать меня во все заграничное. Так же меня обожал один коммунист, но я его отвергла, а он проклял меня и вышел из партии. Потом за мной ухаживал один летчик. Но все они недостойны моей души, а я не могу принять их душу.… Хотя, о чем я говорю, какая душа…. Так, закорючка одна.

Однажды зашла я в ателье, шляпку мне нужно было зашить. Там разговорились с женщиной, которая там работала…. Ее звали Раиса. Приятная такая женщина, как показалось мне на первый взгляд. А потом за мной зашел мой Олежа. А через некоторое время, захожу я снова в это ателье и вижу, как мой, понимаете, мой Олежа, стоит и флиртует с Райкой. Я тогда, конечно с ним сильно поссорилась, но разве можно так плевать в душу?

Но потом, я узнала, что это все происки противной Райки, это она увела у меня моего мужчину, моего Олежу, моего эстета и романтика. И тогда она стала моим врагом. И я объявила ей войну. Я знаю, что Олежа побудет с ней сейчас немного и одумается. Он вернется ко мне. Ведь он любит меня и тоже ценит в людях богатый внутренний мир, а не внешние формы и кулинарные изыски.

Я вообще не понимаю, зачем женщине готовить. Ну, существуют же всякие рестораны…. Ну, хочешь поесть, сходи туда…. Нет, я точно не буду готовить. Я слишком тонкая натура для готовки.

А однажды, я познакомилась с Аристархом Доминиковичем Гранд-Скубиком. Замечательный человек, с очень тонкой натурой. Он был моим преподавателем. Я ходила к нему на курсы литературы. Он нам рассказывал о Блоке, о Бунине. Я обожала его лекции. Он такой умный…. Сразу видно, что настоящая интеллигенция. К сожалению, сейчас мне приходится пропускать занятия…. Потому что я не могу платить. А Олежа постоянно находиться у Райки. Но ничего, я ей отомщу.

Ну, так вот, там же, на курсах литературы я познакомилась с Клеопатрой Романовной. Как оказалось позже, она тоже была музыкантом. Мы с ней начали общаться. Но… как она мне потом рассказала, оказывается Райка и у нее увела мужчину! И тогда мы твердо решили отомстить этой «плохой женщине». Мы стали распугивать ее клиентов, говоря, что Райка воровка. А еще мы узнали, что она делает упражнения для живота. Но ей это не поможет. Он у нее совершенно заурядный! А она всем и всюду рассказывает, что ее «пресс» просто замечательный.

В общем, вот так мы и объединились с Клепой, так она разрешает себя называть, против Раиски. Хотя, Клеопатра Романовна тоже может быть опасна, поэтому я слежу за ней, и не подпускаю ее слишком близко к моему Олеже.

 

3.4 Композиция роли

Роль Клеопатры Максимовны – роль третьего плана. У нее небольшое количество упоминанй в пьесе и появлений на площадке. Смерть Семена Подсекальникова не интересует ее, как возможность высказать протест правительству. На данный момент в ее жизни присутствует только один интерес Олег Леонидович. Именно по этой причине Клеопатра Максимовна и приходит к Семену Семеновичу с просьбой «застрелиться за душу. И тогда Олег Леонидович бросит Раису». Ей совсем не важно, чтобы говорила общественность, главное, чтобы эта новость дошла до Олега Леонидовича, и главное – утереть нос Раисе Филипповне.

Как мне кажется, персонаж Клеопатры Максимовны не развивается, а наоборот деградирует. Ведь сейчас она не замечает ничего, кроме своей цели – Олега Леонидовича. Вокруг массовые недовольства, люди чувствуют опасность и необходимость борьбы, а Клеопатра Максимовна словно вычеркнула себя из общего мира и построила свой в своей голове. Идеи всех других людей, которые приходят к Подсекальникову, не распространяются только на конкретно одних людей, к ним может присоединиться кто угодно. Например, идея Пугачева «застрелиться за торговлю» может собрать под собой много людей, объединенных одной профессией, но к идее Клеопатры Максимовны мало кто сможет присоединиться, да и «застрелиться за душу» слишком размытое понятие, которое можно трактовать по-разному.

Сквозное действие роли Клеопатры Максимовны проходит по шести опорным точкам:

1) приход Клеопатры Максимовны к Семену Семеновичу с просьбой «застрелиться за душу» и объяснением ситуации с Олегом Леонидовичем;

2) Клеопатре Максимовне удается договориться с Семеном Семеновичем у нее дома;

3) Клеопатра Максимовна сообщает радостную новость Раисе Филипповне, она побеждает соперницу;

4) Клеопатра и Раиса оказываются вместе на поминках, Клеопатра готова прибегнуть к новой радикальной мере, потому что соперница не унимается;

5) Клеопатра Максимовна сама доводит новость о смерти Подсекальникова до Олега Леонидовича, говорит о том, что он убил себя из-за нее, и как ей кажется, она снова побеждает Раису Филипповну;

6) все трое встречаются на похоронах, «воскрешение» Семена Семеновича не особо задевает их внимание, конфликт между Клеопатрой Максимовной и Раисой Филипповной продолжается.

Сверхзадача персонажа Клеопатры Максимовны – одержать победу над всеми соперницами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: