Идейная основа искусств в эстетике постмодернизма

Постмодернизм обычно рассматривается как эпоха, как направление мысли и искусства, как философское направление, но в целом представляет собой совокупность и социальных, и политических, и культурных факторов.

Предвестниками постмодернизма являлись постструктурализм и постфрейдизм. Еще в XIXв. Намечается кризис в науке и культуре того времени, который постепенно перетекает в постмодерн, который В.В. Бычков очень точно называет особым «состоянием» гуманитарной науки и искусства.

Одной из главных категорий новой парадигмы становится такое понятие, как «постмодернисткая чувствительность», которая характеризуется пониманием мира, человека, искусства как смыслового хаоса, к которому нельзя подходить с точки зрения классического структурализма и каких бы то ни было точных формулировок или принципа. О принципиально новом стиле мышления в искусстве и науке пишет М. Хайдеггер, Ж. Деррида, Ж. Делез, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж.-Ф. Лиотар и другие представители философии того времени.

Фактически, постмодернистское искусство рассматривается как повторение искусства прошлого, преломляющееся в свете современных проблем, неопределенности. Это связано с появлением все новых открытий в гуманитарной науке, которые несколько отступают от привычных позитивистских принципов, и делают мир менее предсказуемым, принципиально непознаваемым полностью, всегда оставляющим пространство для интерпретации своих проявлений. Также причина этого в исчерпанности традиционных направлений искусства, идейного застоя в искусстве, появление «общества потребления», о котором говорит Ж. Бодрийяр. Отсутствие нового порождает видоизменение и переработку старых идей с использованием нового контекста и дискурса. Также важным признаком постмодернизма в искусстве является размытость оппозиций между словом и экзистенцией, текстом и телом.

В целом, Г.Кюнг выделяет несколько индикаторов постмодернизма в обществе. Он предлагает использовать термин «постмодернизм» не только в применении к искусству, но в применении ко всему всемирно-историческому бытию.

Во-первых, это новой веры в разум и прогресс, которые привели к возникновению доминирующих в обществе и науке сил -- естествознания, техники, индустрии и демократии (Маньковская Н.Б., 2000).

Во-вторых, это смена парадигм, то есть замена модернистского европоцентризма постмодернистским глобальным полицентризмом, возникновение «возможности самоуничтожения человечества»[3].

В-третьих, индикатором постмодернизма является кризис прогрессистского мышления, связанный с утратой господствующими силами своей абсолютности и незыблемости.

Таким образом, постмодернизм - это состояние общества, науки и искусства, берущее начало от постструктурализма и постфрейдизма, характеризующееся размытостью, хаотичностью восприятия мира и человека в целом, постулирующее, что мир не может восприниматься как четкая система, структура, а может рассматриваться только с позиций относительности и субъективности, иронии и игры.

Поскольку, говоря о постмодернизме, мы имеем в виде и философию, и науку, и искусство, мы, как уже было сказано, рассматриваем эстетику постмодернизма в контексте всех этих проявлений.

Неклассическая эстетика постмодернизма
Кризис в науке, искусстве и человеческой жизни в целом привел к появлению постмодернизма. При этом эстетические взгляды также претерпевали глобальные изменения, так как кризис затронул и эту сферу бытия.
В отличие от традиционных, классических эстетических представлений, новые концепции не обладали системностью и единством, они были направлены на создание открытых систем, подразумевавших пространство для различных трактовок, в котором не было ничего абсолютно верного (Кривцун О.А., 1998).
Неклассическая эстетика перестает сосредотачиваться на прекрасном, дистанцируется от понимания искусства как прекрасного. В центр выходят новые категории, такие как интересность, выразительность, убедительность. Это направление стремилось создать такую модель искусства, которая не будет работать согласно логике, но будет учитывать парадоксальность творческого и реального мира, и воплощать в себе их иррациональные стороны (Кривцун О.А., 1998)
Однако в целом можно сказать, что постмодернизм находится ближе к эстетике, чем к искусству (Маньковская М.Б., 2000). Н.Б. Маньковская выделяет 3 особенности, характерных эстетике постмодернизма. К первой относятся такие свойства, как неопределенность, выражающаяся в открытости, плюрализме, эклектизме, неортодоксальности, случайности культурной жизни. Ко второй относится имманентность или, иными словами, сосредоточенность на внутренних связях, постмодернистского самосознания, которая перемещает культурную деятельность в сферу интеллектуальных игр, загадок, превращая ее в «метаискусство». Третья особенность - это переход от проблем познаваемости и источников знания, то есть от эпистемологических проблем, к онтологическим проблемам, то есть проблемам бытия и происхождения всего сущего. эстетика постмодернизм неклассический имплицитный
Помимо искусства, эстетика постмодернизма касается и массовой культуры. В этом контексте постмодернизм, наследуя идеи авангарда, интересует повседневная жизнь, мода, быт. В отличие от авангарда, постмодернизм не отвергает традиции и не проводит четкой демаркационной линии между профанной и возвышенной культурой. Размытость границ свойственна эстетике постмодернизма и здесь: с одной стороны, массовая культура признается тривиальной, профанической, но, рассматриваясь в игре, сквозь призму иронии, она преображается в нечто оригинальное и изящное. Постмодерн отвергает сосредоточенность на избранных классах, и останавливает свое внимание на публике вообще, на обществе в целом, включая все его классы.
Таким образом, постмодернизм - это состояние, закономерно возникшее в обществе со стремительно развивающейся наукой, искусством, информационными и коммуникационными технологиями, в обществе, которому свойственны стремительные перемены.

Билет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: