Вопросы к экзамену по дисциплине МПБ и ШБ (био/хим) 2011 год.
Семестр
- Классификация методов обучения биологии.
- Функции методов обучения биологии: обучающая, воспитательная, развивающая, контрольно – оценочная, эвристическая.
- Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации учения, методы организации и осуществления учебных действий, методы контроля и самоконтроля.
- Словесные методы обучения: рассказ, описание, объяснение, беседа, дискуссия.
- Наглядные методы обучения биологии: демонстрация опытов, натуральных объектов, изобразительных пособий.
- Методические требования к наглядным средствам обучения.
- Практические методы обучения: наблюдение, эксперимент, моделирование, мониторинг, практическая, лабораторная работа.
- Методы обучения биологии в соответствии с возрастанием степени самостоятельности учащихся: объяснительно-иллюстрированные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые, или эвристические, исследовательские.
- Прием как составная часть метода. Приемы современных педагогических технологий.
- Методика выбора методов обучения.
- Классификация средств обучения биологии.
- Дидактические функции средств обучения биологии.
- Дидактические требования по подготовке урока с использованием средств обучения биологии.
- Система наглядных средств обучения биологии.
- Словесные средства обучения биологии.
- Методика применения аудиовизуальных средств обучения биологии.
- Средства медиаобразования в системе обучения биологии.
- Критерии выбора учебных компакт – дисков с материалами по различным темам школьного курса «Биология».
- Электронный учебник по биологии: его формат, преимущества, методика изготовления и эксплуатации.
- Электронные версии учебника для учителя и учеников: их вариативность, возможности интерактивного взаимодействия и творческого развития.
- Интернет–пространство в системе обучения биологии: принципы конструирования и содержание школьных образовательных сайтов, способы и формы их реализации.
- Классификация форм обучения биологии по дидактическим целям и различиям в коммуникативном взаимодействии учащихся и учителя.
- Организационные формы обучения биологии: индивидуальные, коллективно – групповые, индивидуально – коллективные.
- Классно-урочная система обучения биологии: преимущества, недостатки и альтернативы.
- Типы и виды школьных уроков биологии.
- Виды лабораторных работ по дидактическим целям, организационным формам обучения и характеру познавательной деятельности.
Основные положения методики организации и проведения лабораторных работ.
|
|
- Тематика лабораторных работ в 6 классе. Формирование культуры исследовательской деятельности учащихся.
- Лабораторные работы в 7 классе. Методика формирования морфологических и анатомических понятий.
- Активизация познавательной деятельности учащихся в ходе проведения лабораторных работ в 8 классе.
- Лабораторный практикум в 9 классе. Методика формирования физиологических понятий.
- Тематика лабораторных работ в 10 классе. Методика формирования интеллектуальных умений.
- Лабораторный практикум в 11 классе. Методика формирования экологических и эволюционных понятий.
- Методика подготовки лабораторных работ. Инструктивные карты.
- Практические работы как форма организации учебной деятельности. Классификация практических работ по дидактическим целям.
- Методика организации и проведения обучающих практических работ.
- Тренировочные практические работы. Методика формирования практических навыков и умений.
- Наблюдение как метод обучения биологии. Классификация и требования к организации и проведению наблюдений.
- Методика организации и техника проведения кратковременных наблюдений.
- Методика организации и техника проведения фенологических наблюдений.
- Методика организации самонаблюдений при изучении биологии в 9 классе.
- Методика подготовки и техника проведения демонстраций и опытов на уроках биологии.
- Методические требования к постановке школьного эксперимента.
- Методика подготовки и проведения опытов и наблюдений в 7 классе.
- Опыты и наблюдения в курсе биологии 9 класса: физиологические тесты, функциональные пробы, модельные опыты.
- Моделирование проблемных ситуаций при организации опытов и наблюдений в 10 классе.
- Методика применения технических средств обучения для демонстрации изучаемых объектов и опытов.
- Методика постановки и требования к оформлению результатов полевых опытов.
- Методы и приемы организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в ходе лабораторного практикума.
- Методика организации исследовательской деятельности учащихся.
- Методика решения биологических задач (по указанию преподавателя).
|
|