Лабораторная работа №5
Цель работы: рассчитать суммарный уровень звука в расчетной точке помещения.
Теоретические положения
Звук – это специфическое ощущение, вызываемое действием звуковых волн на органы слуха.
Слуховой аппарат человека воспринимает звуковые колебания с частотой от 16 до 20 000 Гц. Звуки с частотой ниже 16 Гц (инфразвуки) и с частотой выше 20 000 Гц (ультразвуки) не слышны для человека.
Шум – это сложный звук, состоящий из сочетания различных по частоте и интенсивности звуков.
Интенсивность звука – это количество энергии, переносимой звуковой волной за 1 с через площадку в 1 см2, перпендикулярную движению волны. Ухо человека чувствительно не к интенсивности, а к звуковому давлению, величина которого связана с интенсивностью. Максимальные и минимальные звуковые давления и интенсивности, воспринимаемые человеком как звук, называются пороговыми. Минимальные значения – порог слышимости – соответствуют едва ощутимым звукам; максимальные – болевой порог, – когда звук не ощущается как звук, а вызывает только болевые ощущения. В практике принято пользоваться не абсолютными значениями звуковых давлений и интенсивностей, а их уровнями. Уровень звукового давления и интенсивности измеряется в децибелах (дБ).
|
|
Предел слухового восприятия человека составляет 140 дБ; уровень интенсивности в 150 дБ непереносим для человека; 180 дБ вызывает усталость металла; 190 дБ вырывает заклёпки из стальных конструкций.
Кроме того, по изменению во времени шумы разделяются на стабильные и прерывистые. Особо неблагоприятно действуют на человека воющие и прерывистые шумы.
Основными мероприятиями по борьбе с шумом являются:
1. Правильная организация труда и отдыха (устройство кратковременных перерывов в работе).
2. Правильная планировка и расположение цехов. Участки с шумным производством должны располагаться с подветренной стороны и на достаточном для снижения уровня интенсивности шума расстоянии.
3. Качественное изготовление деталей станков и машин.
4. Замена металлических соударяющихся деталей на неметаллические.
5. Так как звукопоглощение основано на явлении резонанса и наибольший эффект происходит при совпадении частот падающей звуковой волны и собственных колебаний звукопоглощающей панели, то его целесообразно применять там, где преобладают низкочастотные (до 300 Гц) шумы.
6. Применение звукоизолирующих преград. Звукоизолирующая способность преград возрастает с увеличением их веса и частоты звуковых волн.
7. Применение глушителей шума.
8. Применение средств индивидуальной защиты (противошумные наушники, шлемофоны и др.).
|
|
Методические указания по выполнению лабораторной работы
При одновременном действии нескольких источников шума в помещении следует пользоваться приведенными ниже выражениями:
для n одинаковых источников шума суммарный уровень звука (или звукового давления) определяют по формуле
(5.1)
где L – уровень звука, дБ; n – число одинаковых источников.
Суммарный уровень звука при совместном действии двух разных по интенсивности источников определяют по формуле:
, (5.2)
где Lб- больший из двух суммируемых уровней; ∆L- добавка, определяемая по табл. 7.
Таблица 7
Сложение двух уровней звука или звукового давления
Разность двух складываемых уровней звукового давления Lр | |||||||||||
Поправка к более высокому уровню Lр, дБ | 2,5 | 1,8 | 1,5 | 1,2 | 0,8 | 0,6 | 0,5 | 0,4 |
Как видно из табл. 7 практически при расчетах можно пренебрегать источниками, уровни которых на 10 дБ и более отличаются от уровня самого шумного источника. Если источников шума более двух, то суммируем сначала первый и второй, затем полученную сумму суммируем с третьим и т.д.
Средний уровень звукового давления Lm, дБ для n источников шума определяют по формуле
, (5.3)
Если разница между максимальными и минимальными уровнями не превышает 7 дБ, средний уровень можно принять равным среднему арифметическому значению всех уровней:
(5.4)
Таблица 8
Варианты заданий к лабораторной работе №7
№ варианта | Уровни звука, дБ | ||||
L1 | L2 | L3 | L4 | L5 | |
- | |||||
- | - | - | |||
- | |||||
- | |||||
- | |||||
- | |||||
- | |||||
- | |||||
- | |||||
- | |||||