Отраслевой анализ компании

Лабораторная работа №7

 

В процессе комплексногоанализа финансово-хозяйственной деятельности необходимо уделять особое внимание качественным параметрам. Одним из них является отрасль, к которой принадлежит компания. Анализ направления развития отрасли позволяет предсказать риски изменения внешних факторов, которые могут существенным образом повлиять на доходность или прибыльность предприятия, на качество его активов и, что немаловажно, на способность выполнить долговые обязательства. Данные риски существуют во всех отраслях экономики, и ни одна компания не в силах их избежать.

Риски, связанные с отраслевой спецификой, включают в себя:

· риски рынка товаров и услуг: риски, зависящие от спроса (с его динамикой и цикличностью), связанные с особенностями ценообразования, характером конкуренции на рынке и др.;

· риски в процессе производства: продолжительность производственного цикла, внедрение инновационных технологий, текучесть высококвалифицированных кадров, капиталоемкость и др

Показатели отраслевой специфики делятся на количественные и качественные. Например, к количественным показателям можно отнести финансовые коэффициенты: текущей ликвидности, рентабельности, оборачиваемости и др., а к качественным показателям относятся уровень конкурентоспособности предприятия внутри отрасли и направления развития отрасли.

Качественные показатели специфики определенной отрасли приведены в таблице 1.

 

Таблица 1- Качественные показатели отраслевой специфики

Показатели Критерии оценки (примерный перечень) Содержание показателей для оценки кредитоспособности коммерческим банком
Динамика развития отрасли Анализируется динамика развития отрасли на основе отраслевых статистических данных и данных региональных департаментов Определяется путем сопоставления и анализа ряда статистических показателей, характеризующих развитие отрасли за определенный период
Перспективы развития отрасли Используются сценарии развития отрасли (пессимистический и оптимистический) Строится (используется) прогноз развития отрасли на основе анализа динамики ее развития
Потребность рынка отрасли в подобного рода продукции (работах, услугах) 1. Анализируются ассортимент, спрос и предложение продукции по отраслям с помощью: а) оценки выполнения плана по ассортименту; б) оценки уровня цен по отрасли; в) оценки показателей влияния качества продукта на его среднюю цену, таких как: удельный вес новой продукции в общем объеме выпуска продукции; удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме выпуска продукции; удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам, в общем объеме выпуска продукции. 2. Анализ конкурентоспособности проводится с помощью интегрального показателя на основе весовых коэффициентов Определяется путем изучения ассортимента продукции и спроса на нее на основе представленных заемщиком данных о предприятии: а) рассчитывается как отношение общего объема готовой продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, к общему объему плановой готовой продукции: показывает среднюю цену реализации продукции по отрасли; позволяет оценить качество произведенной продукции; б) рассчитывается как отношение группового показателя по техническим параметрам к групповому показателю по экономическим параметрам: анализируется конкурентоспособность продукции, показывающая способность «выживания» и реализации товара, а также спрос на товар предприятия

 

Анализ положения предприятия в отрасли необходимо начинать с оценки рынка и особенностей конкуренции. Здесь важно определить географические границы рынка: местный, региональный, национальный, международный, глобальный. От масштаба рынка зависит диверсифицированность потребителей, а от нее, в свою очередь, зависит стабильность выручки предприятия. Чем больше диверсифицированы потребители, тем больше и стабильнее выручка, тем устойчивее положение предприятия. В каждой отрасли по-разному оценивается движение финансовых потоков.

При определении устойчивости финансовых потоков предприятия-заемщика целесообразно оценить характер спроса: зависит ли он от сезонных и циклических колебаний. Чем шире амплитуда колебания спроса, тем выше риск. Если предприятие принадлежит к тем отраслям, для которых характерно сильное колебание спроса, нужно определить, каким образом компания препятствует этим колебаниям. Устойчивая динамика спроса обычно определяется стадией жизненного цикла продукции и технологией производства. Необходимость определять динамику спроса обусловлена тем, что от нее зависит способность предприятия генерировать прибыль и денежный поток на том уровне, который будет достаточным для своевременного выполнения финансовых обязательств.

В процессе анализа количественных параметров целесообразно сравнить полученные фактические показатели финансовых коэффициентов с определенными нормативными значениями. В свою очередь, нормативные значения могут колебаться. Колебания значений коэффициентов связаны со многими факторами: начиная с внутренних, например внедрения новых технологий производства, и заканчивая внешними, например такими, как текущее состояние экономики. В зарубежных странах экономисты и сейчас разрабатывают различные подходы к расчету нормативных значений финансовых коэффициентов. В нашей стране по причине отсутствия подобных исследований банками используются разработанные ими нормативы. К примеру, Россельхозбанк при расчете финансовых коэффициентов использует нормативы, приведенные ниже.

 

Таблица 2 - Оптимальные значения коэффициентов с разделением по видам заемщиков в соответствии с методикой Россельхозбанка

Коэффициент Сельхозтоваро- производители Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности Посреднические предприятия, предприятия оптовой и розничной торговли Прочие предприятия
Коэффициент финансовой независимости (К1) >= 0,5 >= 0,5 >= 0,3 >= 0,5
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) >= 0,2 >= 0,3 >= 0,2 >= 0,3
Коэффициент текущей ликвидности (К3) >= 1,6 >= 1,8 >= 1,3 >= 1,8
Коэффициент абсолютной ликвидности (К4) >= 0,05 >= 0,05 >= 0,05 >= 0,05
Коэффициент срочной ликвидности (К5) >= 0,5 >= 0,5 >= 0,5 >= 0,5
Оборачиваемость товарно-материальных запасов (дней) (К6) От 60 до 120 От 45 до 80 От 20 до 45 От 20 до 45
Оборачиваемость дебиторской задолженности (дней) (К7) До 75 До 45 До 30 До 30
Оборачиваемость кредиторской задолженности (дней) (К8) До 75 До 45 До 30 До 30
Оборачиваемость оборотных активов (К9) Более 3 Более 3 Более 3 Более 3
Рентабельность продукции (продаж) (К10) Более 0,05 Более 0,05 Более 0,05 Более 0,05
Рентабельность реализации продукции или норма чистой прибыли (К11) Более 0,01 Более 0,01 Более 0,01 Более 0,01

 

Преимущество методики Россельхозбанка заключается в том, что нормативные значения рассчитаны по многим показателям, и это дает возможность анализировать деятельность организации более глубоко. Это, несомненно, нелегкая задача, поскольку на результаты расчетов могут повлиять такие показатели, как ассортимент и объем продукции, размер организации и количество ее филиалов, недостоверность статистических данных и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: