Социальная ситуация развития предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, в сферу трудовой деятельности, а также в создание собственной семьи и воспитание детей. С внутренней стороны социальная ситуация развития в период взрослости определяется стремлением к самостоятельности, независимости и, главное, отношением к ответственности. Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких и готовность принять эту ответственность — ключевое переживание социальной ситуации развития зрелости.
Представления о ведущей деятельности, разработанные А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным для периода детства, нуждаются в углубленном понимании ее сущности в зрелом возрасте.
В период взрослости ведущим типом деятельности является труд. С позиции акмеологии уточняется, что ведущей деятельностью становится не просто включение в производительную жизнь общества (в самом широком смысле этого понятия), но максимальная реализация сущностных сил человека в ходе такой деятельности1. Таким образом, речь идет о стремлении к высшим достижениям человека в разных областях — физической, нравственной, интеллектуальной, профессиональной.
|
|
С ценностной стороны взрослость связывают с воспроизводством и творчеством в системе общественных деятельностей и творчеством в системе экзистенциальных ценностей.
Во взрослости отмечаются следующие новые личностные характеристики:
• умение брать на себя ответственность;
• стремление к власти и организаторские способности;
• способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;
• уверенность в себе и целеустремленность;
• склонность к философским обобщениям;
• защита системы собственных принципов и жизненных ценностей;
• способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли;
• формирование индивидуального жизненного стиля;
• стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению;
• реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни;
• стабилизация системы социальных ролей и др. (Е.Е. Сапогова).