Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”. Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Согласно широко распространенным в литературе представлениям, стратегия – это набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.
Однако данное определение не вскрывает сути управления фирмой и пригодно в основном для описания процессов принятия текущих решений и задач ближайшей перспективы.
Любая фирма всегда находится перед противоречием:
- с одной стороны, в процессе текущей деятельности (функционирования) она должна обеспечить достойное материальное вознаграждение всем членам коллектива;
- с другой стороны, если она отвлекает на оплату ресурсы, необходимые для будущего развития, то не смогут осуществляться эффективные процессы воспроизводства.
|
|
Эти противоречия – функционирования и развития – всегда решаются компромиссно. Точный выбор между этими компонентами часто определяется не следствием тщательных расчетов (да и вряд ли это возможно), а скорее интуицией, искусством и опытом руководства фирмой.
Поэтому стратегическую цель фирмы следует рассматривать как двуединство целей: и развития, и функционирования одномоментно.
стратегия фирмы – это концепция ее поведения в настоящем и будущем, связанная с достижением стратегических целей.
В самом общем виде стратегию можно определить как совокупность общеконцептуальных подходов к управлению, особенно в его критических фазах.
1.1.2 Правила разработка стратегии
Стратегия включает набор правил, необходимых для принятия решения организации, которые обычно делятся на четыре группы:
1. Правила для оценки результатов деятельностифирмы в прошлом и настоящем. Различают качественную и количественную оценки. Качественная - это ориентир. Количественная - задание.
Руководствуясь этим правилом, фирма как бы представляет развернутую историю основных этапов своего развития (например: освоение сегментов рынка, новые формы международной кооперации и т. д.).
Количественная оценка выражает некоторый цифровой ряд качества - успехов и неудач фирмы (объем продаж, объемы реализации, объемы прибыли, количество сделок и т. д.).
Качественный и количественный анализы имеют свои цели, задачи. Вместе взятые, они достаточно адекватно описывают развитие фирмы, ее внутренней среды, эволюционные процессы и скачки в ее истории.
|
|
2. Определяет порядок, последовательность, условия, по которым складываются отношения фирмы с внешней средой (стратегия бизнеса). С каждым из внешних факторов отношения фирмы складываются по своей логике, отличной от других (например, отношения с политической средой складываются по правилам, существенно отличными от тех правил, которые складываются с экономической средой).
Основные взаимодействия фирмы и внешней среды реализуются через концепцию товара, через товар, условия производства и реализациитоваров, поэтому именно в товарной политике осуществляется синтез всех взаимодействий фирмы с внешней средой.
Следует отметить, что фирма обязана учитывать синтетический, интегральный эффект воздействия факторов внешней среды в товарной и маркетинговой политике.
3. По ним устанавливаются взаимоотношения ипроцедуры внутри фирмы, они синтезируются в виде организационной концепции. Эти правила построены на организационных отношениях, технологии управления, корпоративной этике. Эти три фактора объединяются социально-психологическим климатом в коллективе, в котором формы личностного поведения, внутри и межгруппового поведения коллектива в целом, подчиняются корпоративной этике, которая имеет свою историю, традиции, обычаи, тщательно поддерживаемые каждым членом коллектива фирмы.
Успехи в реализации организационной концепции выявляют наиболее рациональные факторы положительной энергии, которая способствует интеграции усилий всех членов коллектива в обеспечении стабильности и гибкости поведения, текущего и стратегического управления. Эти факторы тщательно исследуются, взвешиваются и их реализация обеспечивается необходимыми материальными, финансовыми, человеческими ресурсами.
4. Правила повседневной деятельности, которые реализуются в оперативных повседневных приемах, методах, инструкциях и способах, то есть эти правила связаны с технологией оперативно-управленческой деятельности.
К ним можно отнести:
- обязательность выполнения всех оперативных решений;
- текущий учет и контроль качества выполнения решений конкретными людьми и структурами;
- оперативное обсуждение возникающих вопросов;
- необходимую степень информированности всех членов фирмы о делах фирмы.
Соблюдение указанных правил в значительной степени позволяет избежать ряда внутрифирменных критических фаз, связанных с организацией и деятельностью самой фирмы, создает дополнительные возможности для наблюдения, анализа и контроля внешней среды, делает концепцию товара и маркетинга фирмы прогнозируемым, управляемым и активным звеном взаимосвязи внутренних и внешних факторов деятельности фирмы.
1.3 Противоречия в разработке стратегии деятельности фирмы
Противоречия в разработке стратегии фирмы существуют всегда, они не привносятся извне и имеют двойственную природу:
- субъективную;
- объективную.
Субъективная природа противоречий уже заключена в двойственном характере цели.
1. Цель изначально субъективна, ибо она - мысленная конструкция, идеальный конечный результат в сознании руководителя.
2. Вместе с тем цель объективна, то есть соответствует законам природы, вытекает из этих законов и реально достижима.
Далее имеются объективные противоречия, которые возникают на уровне отдельной личности, коллектива, государства и общества в целом.
Эти противоречия связаны, как правило:
- с уровнем ресурсного обеспечения;
- с ограниченным опытом каждого человека и общества в целом;
- с индивидуальными характеристиками каждой личности и общества в целом;
- с ограничениями в пространстве и времени.
|
|
Одним из основных внутренних противоречий стратегии является:
- необходимость доступа к ней всем членам фирмы с одной стороны;
- её сохранения как коммерческой тайны, с другой стороны.
Это взаимоисключающие друг друга требования, разрешение которых представляет постоянную проблему для любой фирмы.
Как известно, стратегия фирмы включает в себя следующие элементы, каждый из которых сугубо конфиденциален:
- новые перспективы исследований и разработок;
- инвестиционную политику;
- стратегическую сегментацию рынков;
- взаимоотношения с политическими и правительственными кругами и т.д.
С другой стороны, каждый из сотрудников должен иметь представления об основных элементах стратегии, иначе затруднителен путь к достижению общей цели.
Данное противоречие может разрешаться различными путями:
1. В рамках дозволенного фирма формирует псевдостратегию, сосредоточивая внимание потенциальных конкурентов на ложных направлениях деятельности фирмы.
2. В поисках сохранения коммерческой тайны фирма пользуется дублирующей ложной стратегией, в которой могут неточно (приближенно) отражаться перспективы и прогнозы объёмов реализации фирмы, структура доходов на различных сегментах рынков, тактико-технические данные выпускаемой продукции(параметры конкурентоспособности и так далее).
Это позволяет фирме довольно часто иметь существенные преимущества перед конкурентами и не нарушать установленных порядков и деловой этики.
3. Другой вариант - стратегическое управление создаётся од-новременно, параллельно с текущим управлением.
При этом чётко разделяются массивы информации, каналы связи, исполнители от верхних уровней управления до самых низких уровней.
1. На уровне рядовых исполнителей стратегические программы осуществляются как обычная деятельность по модернизации и установке нового технологического оборудования (компьютерные системы, программное обеспечение и другое).
2. На последующих уровнях степень совмещения текущей и стратегической деятельности допускает всё большее совмещение. Поэтому степень конфиденциальности возрастает.
|
|
Между фирмами заключаются гласные и негласные соглашения, в соответствии с которыми лица, добровольно разгласившие коммерческие тайны фирмы в корыстных целях, объявляются предателями и не подлежат дальнейшему приёму на работу в этих фирмах.