Содержание и история развития инновационной логистики

Лекция 1

1. Понятие и виды инновации. Инновационный потенциал

2. Классификация инноваций

3. Содержание плана инновационной работы организации.

4. Инновации в логистических системах

5. Формирование инновационных инфраструктур

 

Цель: основываясь на понятии и классификации инноваций, сформировать представление инновационной логистики и инновационных инфраструктур.

Задачи:

1. Дать понятие и классификацию инноваций;

2. Изучить историю развития инновационной логистики;

3. Охарактеризовать план инновационной работы организации

4. Показать пути формирования инновационных инфраструктур

Вопрос 1. Понятие и виды инновации. Инновационный потенциал

Инновация от латинского "novatio"- обновление, изменение; приставка "in" – в направлении. В общем – «в направлении изменений»

Инновация (анг.) – нововведение, новшество, новаторство.

Новация – это изменение, обновление – какое-то новшество, которого раньше не было.

Появление инноваций, потребность в них – закономерность развития общества, конкурентное преимущество организаций.

Наука, исследующая процессы, связанные с инновациями, управление ими – инноватика. Инновационный менеджмент. Инновационная логистика – новое направление развития логистического подхода в управлении экономическими системами и цепями поставок.

Инновации представляют собой действие, совокупность действий или результат, которые основаны на исполь­зовании новшеств, направленных на улучшение продук­ции, создание новых товаров (услуг), устранение нега­тивных явлений.

Инновация - результат научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности, являющийся объектом интеллектуальной собственности.

Появление инноваций обусловлено двумя процес­сами:

1) наличием потребности в определенных товарах (ус­лугах), которая присутствует на рынке;

2)творческой и интеллектуальной деятельностью людей.

Под научной (научно-исследовательской) деятельностью понимается деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

- фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

- прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения целей и решения, конкретных задач. Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на приобретение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем.

Необходимость инновационной активности обусловлена главным образом рыночной конкуренцией. С понятием инновация тесно связаны понятия «изобретения», «открытия».

Только инновации, отвечающие требованиям научно-технического прогресса определяют конкурентоспособность предприятий, а, следовательно, и коммерческий успех, устойчивое финансовое состояние.

Сегодня методы управления инновациями являются наиболее эффективными методами механизма рыночного хозяйствования, особенно для России. Основным отличием инновационной деятельности в условиях рынка является ориентация не на возможности производителя, а на запросы потребителя. Основой этой деятельности является цикл «исследование – разработка - потребление».

Понятие инновации впервые появилось в работах культурологов в 19в.,

Термин «инновация» введен австрийским ученым Иозефом Шумперером в начале 20 века в работе «Теория экономического развития» (1911).

Шумпетер рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений развития и дал полное описание инновационного процесса.

Инновация (Шумпетер) – изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Согласно Шумпетеру инновация является главным источников прибыли, он говорит: «без развития нет прибыли, без прибыли нет развития».

 

Важной характеристикой организации является ее инновационный потенциал.

Под инновационным потенциалом организации пони­мают ее возможности на практике претворять в жизнь поставленные инновационные задачи.

Между уровнем инновационного потенциала и кризис­ными явлениями существует взаимосвязь: чем выше инно­вационный потенциал, тем лучше организация предотвра­щает кризисные явления и борется с ними и их последст­виями.

Инновационный потенциал организации определяется через совокупность признаков:

- уровень развития производства в организации, ко­торый сложился в процессе осуществления постав­ленных перед организацией целей;

- тип организационной структуры (или несколько ти­пов), присутствующий в организации и ее (их) на­правленность;

- управленческие механизмы и состояние всей сис­темы управления в организации в целом;

- тенденции в проводимой организацией политике в сфере инноваций, а также общий инновационный климат в стране;

- тенденции экономической политики;

- отношение, сложившееся в организации к иннова­ционным изменениям, готовность к их применению на практике.

Уровень инновационного потенциала организации характеризуется совокупностью факторов, кото­рые можно разделить на три группы:

1) факторы собственного инновационного процесса, которые включают выработку целей, разработку инновационных решений, создание специальных проектов и т.д.;

2) факторы внутренней среды, которые определяют со­стояние организации и ее возможности;

3) факторы внешней среды, которые характеризуют в целом состояние инноваций в стране, экономическую си­туацию, возможности разработки, которые не зависят от организации и являются внешними по отношению к ней.

 

Инновации многогранны по своей природе, и для их лучшего понимания, анализа и повышения эффек­тивности их функционирования необходимо прове­сти классификацию инноваций.

 

Вопрос 2. Классификация инноваций

С учетом Руководства Фраскати, предложена классификация инноваций, представленная следующими основными группами.

1. По предметным областям научно-технического и социального прогресса инновации классифицируются по рубрикаторам – как Национальной классификации изобретений (НКИ), так и Международной классификации изобретений (МКИ), в последующем преобразованной в соответствии с решениями Страсбургской конвенции в Международную патентную классификацию (МПК), включающую восемь разделов, 118 классов и 617 подклассов.

Распределение классифицируемых областей осуществляется следующим образом:

А – удовлетворение жизненных потребностей человека;

В – различные технологические процессы;

С – химия и металлургия;

О – текстиль и бумага;

Е – строительство и горное дело;

Р – механика, освещение, отопление, двигатели и насосы, взрывные работы;

О – физика;

Н – электричество.

2. По методам анализа и источникам получения информации для разработки новой продукции различают следующие виды инноваций:

– «зародыши» новых изделий в науке, технике и экономике, выявленные методами терминологического и лексического анализа на основе информации в научных статьях, отчетах, большого количества конференций, семинаров, совещаний на ранних этапах зарождения нового и смены старого терминологически-лексического аппарата;

– новые конкурентные изделия, готовящиеся к производству конкурирующими вузами и выявленные методом структурно-морфологического анализа на основе информации об измене-ниях внутреннего состава предметной области, фиксации появления принципиально новых разработок, идей, технических решений.

– товары-аналоги, выявленные методами патентов-аналогов и экспертных оценок публика-ционной активности на основе логического анализа группой экспертов точек роста количества патентов-аналогов и активности публикаций в данной предметной области с использованием классификационной шкалы, например, психофизической шкалы полезности Харрингтона, позво-ляющей дать количественную оценку эффективности инноваций.

3. По причинам возникновения инновации разделяют на стратегические и реактивные. Стратегические инновации – это инновации, применение которых направлено на получение конкурентных преимуществ в процессе реализации перспективных стратегических задач инновационного менеджмента.

Реактивные инновации – это инновации, вводимые вынуждено, как реакция на действия конкурента с целью обеспечения выживания вуза в конкурентной борьбе на рынке образовательных услуг.

4. По целям разработки и сферам распространения различают инновации:

– продуктовые, – включающие создание и применение новых научно-образовательных продуктов;

– процессные или технологические, – включающие создание и использование новых процес-сов, технологий или методов организации и управления образовательным учреждением и информационными потоками в социально-педагогической сфере;

– рыночные – открывающие новые рынки сбыта, новые услуги и виды научно-образо-вательной деятельности;

– научно-педагогические, – направленные на совершенствование исследовательского и образовательного процессов;

– правовые – позволяющие создать новые или усовершенствовать существующие законы и нормативные акты в сфере образования.

5. По глубине вносимых изменений, или по инновационному потенциалу, выделяют следующие инновации: радикальные (базовые), улучшающие, комбинированные, модифицирующие (частные).

Глубина вносимых изменений ранжируется по восьми иерархическим уровням, включающим инновации:

• нулевого уровня — регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;

• 1-го уровня – изменение количественных свойств системы;

• 2-го уровня – перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функцио-нирования;

• 3-го уровня – адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспо-собления друг к другу;

• 4-го уровня – новый вариант, простое качественное улучшение полезных свойств без изменений первоначальных свойств системы;

• 5-го уровня – новое поколение, меняются все или большинство свойств системы, однако базовая структурная концепция остается;

• 6-го уровня – новый вид, качественное изменение первоначальных свойств и концепции без включения новых функций;

• 7-го уровня – изменение функций всей системы или ее большей части.

6. По уровню разработки и масштабам распространения различают фирменные, корпоративные, отраслевые, региональные, республиканские и общегосударственные инновации.

7. По преемственности могут быть выделены замещающие (псевдоинновации), возвратные (ретровведения), отменяющие (видоизменения), открывающие (базисные) и отраслеформирующие (способствующие формированию и возникновению новых отраслей) инновации.

8. По особенностям инновационного процесса существуют следующие инновации:

– новшества – создаваемые и используемые внутри одного и того же образовательного учреждения и не принимающие непосредственно товарной формы;

– нововведения – новшества, принятые к распространению между различными образователь-ными учреждениями как предмет купли-продажи;

– диффузные инновации – высшая форма распространения по коммуникационным каналам рыночной системы уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения в течение длительного периода времени, т.е. расширение охвата рынков.

 

Классификация по руководству ОСЛО:

Четыре типа инноваций:

1. продуктовые

2. процессные

3. маркетинговые

4. организационные

1. Продуктовая инновация - введение в употребление (внедрение) товара или услуги, являющихся новыми или значительно улучшенными по части их свойств или способов использования.

(Включаются значительные усовершенствования в технических характеристиках, компонентах и материалах, во встроенном программном обеспечении, в удобстве использования или в других функциональных характеристиках. Могут использоваться новые знания или технологии. Они также могут основываться на новых приемах использования или новых комбинациях уже существовавших знаний или технологий. Разработка нового способа использования продукта, подвергшегося лишь незначительным изменениям технических характеристик)

Товар+услуга

2. Процессная инновация есть внедрение нового или значительно улучшенного способа производства или доставки продукта. Сюда входят значительные изменения в технологии, производственном оборудовании и/или программном обеспечении.

Процессные инновации могут иметь целью снижение себестоимости или затрат по доставке продукции, повышение ее качества либо производство или доставку новых или значительно улучшенных продуктов.

(Методы доставки затрагивают логистику предприятия и объединяют в себе оборудование, программное обеспечение и технологии, используемые в снабжении исходными материалами, в снабжении внутри предприятия и в доставке конечной продукции. Примерами новых методов доставки могут служить внедрение учета перемещений товаров с помощью штрих-кода или активной радиочастотной системы отслеживания перемещений транспортных средств (RFID).

3. Маркетинговая инновация есть внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в дизайне или упаковке продукта, его размещении, продвижении на рынок или в назначении цены.

Маркетинговые инновации направлены на лучшее удовлетворение нужд потребителя, открытие новых рынков или завоевание новых позиций для продукции предприятия на рынке с целью увеличения объема продаж.

Отличительной чертой маркетинговой инновации по сравнению с другими изменениями в маркетинговом инструментарии является внедрение метода маркетинга, который ранее не использовался данным предприятием. Это изменение должно быть частью новой концепции или стратегии маркетинга, представляющей собою значительный отрыв от ранее существовавших на предприятии маркетинговых методов. Новый метод может быть либо самостоятельно разработан предприятием, осуществляющим инновацию, либо заимствован у других предприятий или организаций.

Новые маркетинговые методы в размещении продукта (на рынке) в первую очередь подразумевают освоение новых каналов сбыта.

Новые маркетинговые методы в продвижении продукта (на рынок) включают в себя использование новых концепций продвижения товаров и услуг данного предприятия.

Примеры: брэндинг, создание и внедрение совершенно нового символа, CRS, новые стратегии ценообразования для рыночного продвижения товаров или услуг предприятия. Сезонные, регулярные и другие рутинные изменения приемов маркетинга в целом не являются маркетинговыми инновациями. Чтобы стать таковыми, подобные изменения должны включать методы маркетинга, ранее не использовавшиеся предприятием.

4. Организационная инновация есть внедрение нового организационного метода в деловой практике предприятия, в организации рабочих мест или внешних связей.

Организационные инновации могут быть направлены на повышение эффективности предприятия - посредством сокращения административных расходов или оперативных затрат, повышения удовлетворенности служащих состоянием своих рабочих мест.

Отличительной особенностью организационной инновации от прочих организационных изменений на данном предприятии является внедрение какого-либо организационного метода ранее не использовавшегося предприятием и являющегося результатом реализации стратегических решений руководства.

(внедрение новых методов распределения ответственности, права принятия решений; неформальный рабочий коллектив)

 

Классификация инноваций проводится по множеству оснований. Рассмотрим наиболее важные из них.

В зависимости от области применения инновации делятся:

- на организационные;

- управленческие;

- социальные и т.д.

В зависимости от области применения и этапов научно-технического прогресса выделяют инновации:

- технологические;

- организационно-управленческие;

- информационные;

- социальные.

По масштабам инновации разделяют следующим об­разом:

- трансконтинентальные;

- транснациональные;

- региональные;

- крупные;

- средние;

- мелкие.

По степени инновационного потенциала выделяют инновации:

- радикальные — создание чего-либо принципиально нового;

- комбинированные — новое сочетание уже извест­ных компонентов;

- модифицирующие — улучшение существующей продукции.

Инновации можно разделить и по отношению к про­тотипу:

- открывающие — принципиально новые инновации, не имеющие прототипа;

- замещающие — инновации, заметающие существу­ющие ранее прототипы;

- отменяющие, предполагающие появление новых функций и, как следствие, исключение продукта;

- возвратные, предполагающие возвращение к старым методам;

- ретровведение — инновации, которые воспроизво­дят уже имеющееся старое новым способом.

 

Вопрос 3. Содержание плана инновационной работы организации

Планирование инноваций является неотъемлемой частью управления.

Инновации предполагают проведение качествен­ных изменений самых разных сторон деятельности орга­низации: от инноваций в производстве до инноваций в уп­равлении. Инновации являются тем механизмом, который позволяет организации получать существенные преиму­щества перед конкурентами и быть востребованной на рынке.

Составление плана инноваций начинается с поис­ка идей, которые должны лечь в его основу. Источ­никами новых идей могут выступать не только науч­но-исследовательские организации, но и работники орга­низации, поставщики, партнеры, клиенты и т.д. На этапе генерации идей важно собрать наиболее удачные из них. Большие шансы имеют те организации, которые создают внутри себя климат для сотрудников, благоприятствующий поиску новых, нестандартных решений.

Затем идеи становятся четко сформулированными про­ектами, которые отбираются и в дальнейшем будут реали­зовываться.

План инноваций тесно связан с планом инвестиций, по­скольку последние будут обеспечивать внедрение инно­ваций.

Главной задачей плана инноваций является внедрение в производственную деятельность организации наиболее эффективных механизмов и технического опыта, новшеств, которые помогут сделать деятельность более прибыльной, а в кризисной ситуации — преодолеть кризис. Инновационная деятельность помогает повысить конкурентоспособность продукции организации и ее каче­ство.

Содержание плана инноваций индивидуально для каж­дой организации. Оно зависит от возможностей организа­ции, направления развития, сферы деятельности, этапа в жизненном цикле и других особенностей.

Можно выделить основные направления в иннова­ционной деятельности, которые отражаются в плане инноваций:

- создание новой продукции, предназначенной для выпуска в организации, освоение новой продукции, а также модернизация уже выпускаемых товаров, которая предполагает повышение их качества;

- применение технологий в производстве, которые соответствуют последнему уровню развития науки и техники;

- автоматизация и механизация производства и его от­дельных процессов;

- проведение капитального ремонта и модернизация основных фондов организации;

- проведение мероприятий, способствующих эконо­мии ресурсов и материалов в организации, но без ущерба для качества выпускаемой продукции;

- автоматизация управленческих процессов в органи­зации;

- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в рамках производ­ственной деятельности организации.

План инновационной работы организации должен отражать преобразования в различных сферах дея­тельности. Важной частью являются уровень техни­ческого развития производства и управление производ­ственной деятельностью. Они отражаются в следующих ха­рактеристиках:

- уровень применяемой технологии, ее прогрессив­ность, современность, соответствие последним раз­работкам;

- состояние функционирующих на предприятии стан­ков, оборудования и других орудий труда;

- степень механизации и автоматизации производ­ственных процессов на предприятии;

- уровень организационного развития;

- уровень управления на предприятии, а также уро­вень организации трудовой деятельности;

- изменения в структуре выпускаемой предприятием продукции;

- степень использования имеющегося на предприятии оборудования;

- материалоемкость производства;

- производительность труда на предприятии;

- объем производства и его изменение.

План инновационной работы должен быть строго обосно­ван, а каждое мероприятие должно содержать расчет, пока­зывающий экономическую эффективность разработки.

В случае возникновения кризиса мероприятия плана инновационной работы помогут преодолеть его, выведя деятельность компании на новый уровень. Поэтому, несмот­ря на связанные с инновационной работой затраты, пре­небрегать ею нельзя.

Вопрос 4. Инновации в логистических системах

 

С развитием в России международных стандартов товародвижения увеличивается и потребность в качественных логистических услугах. Современные условия требуют комплексного инновационного подхода к хранению и обработке продукции.

Инновация — это процесс научно-технической деятельности, результатом которой являются нововведения технического, технологического, организационного или управленческого характера. В техническом отношении инновации проявляются в появлении новой продукции, как производственного, так и потребительского назначения, с более высокими технико-экономическими и эксплуатационными характеристиками — качество, надежность, мощность, производительность, экономичность, экологичность. С позиции технологии инновация представляет собой изготовление продукции с использованием более совершенных, по сравнению с существующими, технологических процессов, позволяющих снижать трудоемкость производственных операций и сокращать производственные расходы.

Инновация в области организации рассматривается в двух направлениях. Первое направление — разработка организационных структур субъектов хозяйствования, позволяющих установить оптимальный баланс структур с внешней средой. Второе направление связано с разработкой рациональных вариантов организации труда — кооперация, специализация, разделение труда, которые позволяют сократить затраты при организационном взаимодействии внутри субъектов хозяйствования и между ними. Инновация с позиции управления рассматривается в виде проектов планируемых управленческих изменений — количество уровней управления, степень управленческого воздействия, контроль за принимаемыми управленческими решениями, а также последующей их реализацией, позволяющей получать определенный экономический или социальный эффект.

Практически все виды инноваций, перечисленные выше, актуальны для логистики и принимаемых логистических решений.

В начале 2011 года Координационным советом по логистике было проведено традиционное ежегодное исследование логистики компаний в России. Материалы были представлены на пленарной сессии XIV Московского Международного Логистического Форума. В ежегодном исследовании приняли участие руководители и сотрудники 47 компаний из различных отраслей экономики. Полученные ответы показали, что инновации в логистике очень важны и существует необходимость их развития и внедрения.

Насколько важно для вашей компании использование инновационных решений/технологий в логистике?

1. 51% признают важность инноваций и технологий в логистике, но планируют заняться этой работой в среднесрочной перспективе.

2. 38% уже применяют инновационные решения в своей практике.

Какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?

В результате обобщения ответов в перечень вошли:

1. Внедрение инновационных решений, систем и технологий — 24%;

2. Лучшее управление персоналом и его мотивация —18%;

3. Эффективное управление цепочками поставок — 12%;

4. Повышение эффективности складской логистики — 11%;

5. Сокращение затрат на логистику.

Инновационная логистика — наиболее актуальная составляющая логистической деятельности, призванная изучать необходимость и возможность внедрения прогрессивных инноваций в организацию текущего и стратегического управления потоковыми процессами с целью выявления и использования дополнительных резервов путем рационализации (оптимизации) этого управления.

Структурно логистика состоит из ряда подсистем, представляющих собой уже сложившиеся самостоятельные направления — «логистика снабжения», «логистика производства», «складская логистика», «транспортная логистика», «логистика распределения». Соответственно, «инновационная логистика» по своему назначению также рассматривается как самостоятельное направление логистической деятельности, перед которой стоят свои, специфические задачи.

Задачи логистической деятельности:

1. создание новых идей в области управления потоковыми процессами, на основе использования общих научно-технических достижений и применения их в инновационной логистике;

2. разработка и создание системы логистических новообразований и логистических систем различного назначения путем их поэлементного и поэтапного формирования.

При этом под системами инновационной логистики понимаются: специализированные инновационные логистические бизнес-центры; отраслевые научно-исследовательские институты и подразделения функциональных подсистем логистики; научно исследовательские подразделения высших учебных заведений; консалтинговые центры, проводящие исследования действующих и оценку новых логистических проектов; общественные логистические структуры — международные, национальные и региональные ассоциации логистики.

Логистические инновации в теоретическом плане основываются на четырех логистических концепциях, представляющих собой исходную базу разработки гибких логистических моделей различных направлений производственно-хозяйственной деятельности.

В качестве логистических концепций приняты следующие:

1. концепция общих логистических издержек — определение дифференцированных логистических издержек;

2. концепция реинжиниринга бизнес-процессов в логистике — выявление взаимосвязи между функциями и степени посредничества и сотрудничества;

3. концепция интегрированной стратегии логистики — качество обслуживания потребителей на базе прогноза спроса и предложения;

4. логистическая концепция управления полной цепью поставок — организация всего процесса товародвижения — от начального поставщика до конечного потребителя.

Логистические инновации, используются в организации и управлении материальным производством и сферой услуг, а также усовершенствовании операций и процедур, применяемых в логистических системах. При этом логистические инновации, испытывая необходимость регулярной реновации технических средств, активно влияют на развитие научно-технического прогресса, что стимулирует научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в области новой техники, технологии и материалов, применяемых в логистических системах. С точки зрения процессов, современная логистика на 90 % состоит из информационных технологий. Только оставшиеся 10 % составляет непосредственно перевозка грузов. Без информационных технологий современная отрасль грузоперевозок просто перестанет существовать — ИТ используются во всех сферах и на всех этапах грузоперевозок. В качестве ключевых можно выделить два уровня применения ИТ: «стратегический», который представляет собой автоматизацию процессов управления грузоперевозками и логистикой, и «прикладной» уровень, направленный на автоматизацию грузопотоков. Спрос на автоматизацию грузоперевозок растет опережающими темпами. По разным оценкам, ежегодно объемы затрат увеличиваются на 15-20 %, в то время как затраты на автоматизацию процессов управления увеличиваются на 8-10 % ежегодно. Рассмотрим примеры информационных технологий, применяемых в логистике. В практику российских организаций начинают постепенно внедряться функции 3PL-провайдера, то есть полноценного логистического партнера компании. Функции 3PL-провайдера обширны и включают в себя не только прямую транспортировку, управление складированием, консолидацию отправок, экспедирование и другие базовые сервисы, но и услуги таможенного брокера, проектирование и поддержку информационных систем, переговоры о тарифах, консультационные услуги. Каждая организация должна следить и контролировать точность и порядок, как отправки, так и приема груза, для обеспечения эффективной и бесперебойной работы организации, что поможет избежать издержек на производстве. Допустим, если оператор привезет пачку муки не в 10 часов, а в 10:30, то заплатит штраф за простаивающую полку. А если он не вывез продукцию с завода, это грозит остановкой производства. Исследование рынка логистических услуг показало, что 3PL-операторы в России уже работают, но преимущественно в сфере товаров повседневного спроса. В области производственной логистики рынок 3PL находится на начальной стадии. Еще один пример инновации в логистике служит информационная технология, которая успешно реализуется на российском рынке программа «Microsoft Dynamics AX». Система является комплексным решением для автоматизации всего жизненного цикла производства, учета, контроля и анализа грузопотоков. Данная система поддерживает работу транспортно-логистической компании. Внедрение системы автоматизации приведет к следующим результатам: значительно возрастет производительность склада, полностью исключатся переработки, снизятся затраты на обработку товаропотоков, к стабильной работе объекта в установленном режиме. К тому же данная система поможет повысить мотивацию персонала, улучшить контроль за работой сотрудников организации, усовершенствовать процессы взаимодействия сотрудников различных подразделений, возрастет скорость обработки заявок клиентов. При работе с грузом логистические компании для маркировки перевозимых грузов применяют RFID-метки которые помогают отследить место нахождения груза или содержимое груза. Система контроля товаров позволяющая определить владельцу состояние товара (испорчен в результате удара, тряски/ упаковка вскрыта).

Транспортная логистика немыслима без активного использования информационных технологий. Трудно представить формирование и организацию работы цепей доставки товаров без интенсивного оперативного обмена информацией между участниками транспортного процесса, без возможностей быстрого реагирования на потребности рынка транспортных услуг. Определяющим фактором в управлении становится скорость обработки данных и получение нужных сведений. Оборот

информации влияет на эффективность управления предприятием, его финансовые успехи. Практическая реализация инноваций в логистике становится мощным инструментом повышения конкурентоспособности предприятий и организаций, а также повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции и оказываемых услуг.

 

Вопрос 5. Формирование инновационных инфраструктур

Инновационные инфраструктуры представляют собой механизмы, которые обеспечивают реализацию инновационной деятельности.

Структуры, составляющие в совокупности инфраструктуру в сфере инноваций, представлены технопарками, бизнес инкубаторами, технологическими центрами, исследовательскими центрами и другими элементами.

Создание инновационных инфраструктур является важной задачей для любого государства. Следует заме­тить, что многие инновационное инфраструктуры в раз­ных странах появились именно во время кризисов. Это объясняется их особой ролью и воздействием на кризис­ные явления, когда они помогают найти выход и выйти на новый уровень развития.

Среди причин, которые привели к созданию боль­шинства инфраструктур в западных странах, можно выделить следующие:

- снижение конкурентоспособности продукции, про­изводимой страной или ее отдельным регионом;

- трудности, вызванные структурной перестройкой в рамках конкретного региона;

- диверсификацию производства в рамках отдельной страны или региона страны, поскольку специализа­ция только на определенном виде деятельности не­сет в себе немалый риск для экономики;

- необходимость проведения структурной перестрой­ки в экономике, где на первый план должна выйти наукоемкая продукция;

- выход на новые рынки на мировом уровне (в основ­ном на рынки, связанные с производством наукоем­кой и научно-технической продукции);

- преодоление тяжелых экономических кризисов или их последствий для экономики страны;

- «утечку мозгов» из страны в другие государства, спо­собные предложить ученым и специалистам достой­ные условия для проведения исследований и осуще­ствления деятельности и т.д.

Анализ этих причин позволяет сказать, что России со­здание инновационных инфраструктур тоже помогло бы быстрее преодолеть кризис и его отрицательные явления.

Инновационная инфраструктура является основой эф­фективного распределения средств, направленных на ин­вестиционную деятельность, на помощь в ее развитии.

Инновационные инфраструктуры способны снизить риск, который характерен для нестабильного общества. Особенно инновационные инфраструктуры полезны для стран, переходящих к рыночной экономике, поскольку спо­собствуют возникновению и дальнейшему развитию рыноч­ных процессов.

Цели инновационных инфраструктур можно сформулировать следующим образом:

- создание климата, который благоприятствует разви­тию инновационных процессов;

- развитие и поддержка венчурного (рискового) пред­принимательства;

- выбор из множества научных проектов наиболее удачных и перспективных и их дальнейшая практи­ческая реализация.

Кроме развития инноваций инновационные инфра­структуры воздействуют и на другие сферы обще­ственной жизни. Например, создание таких центров способствует появлению новых рабочих мест, что в усло­виях кризиса является положительной тенденцией в эконо­мике.

Инновационные инфраструктуры могут различаться в силу особенностей сферы деятельности, своих размеров, времени функционирования.

Важными функциями инновационных инфраструк­тур являются не только разработка проектов, проведение исследований и получение теоретической базы по тому или иному вопросу, но и практическая реализация всей теоре­тической деятельности. Именно применение на практике инноваций и помогает выйти из кризисных ситуаций. Инновации должны быть грамотно доведены до стадии применения, тщательно проработаны и уместны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: