Лекция № 3. Понятие о музыкальной форме. Основные музыкальные жанры

ЖАНР (фр. «род») — исторически складываю­щийся тип художественного произведения, объединяющий достаточно обширную группу явлений того или иного вида искусствана ос­новании устойчивых общих черт.

Принципы жанрового деления не совпадает в различных видах искусства и могут меняться современем:

1. Наиболее распространенным является темати­ческий принцип, выделяющий различные жанры на основе той области действительности, которая отражается в произведе­ниях искусства (бытовой, авантюрный, исторический, фило­софский, любовный, батальный, натюрморт, портрет и т.д.).

2. по ведущей эмоциональной тональности — траге­дия, комедия,фарс, мелодрама, ода и т. д.;

3. по типу компози­ции — сонет, рондо, триптихи т. д.;

4. по объему и об­щей структуре произведения (роман, повесть, рассказ, мини­атюра,эпопея).

Жанр представляет собой единство свойств содержания ифор­мы, это — форма, обладающая определенным смыслом. Об­ращаясь к тому или иному жанру, художник находит для себя уже готовый «каркас», исторически сложившуюся основу своего будущего произведения, а человек, воспринимающий произ­ведение искусства, — основные ориентиры для сотворческой работы (напр., мы ждем от оперы и оперетты разных образов и эмоциональных впечатлений, приступая к чтению лирическо­го стихотворения или авантюрного романа, заранее ориенти­руемся на совершенно разные особенности образотворчества, подходим к творчеству художника-баталиста и художника-пей­зажиста с разными требованиями и т. д.).

Ж.анр — явление исто­рическое, он рождается, изменяется и умирает, причем у раз­ных жанров — разные исторические судьбы. Напр., родивша­яся в античности басня живет и в современном искусстве, в то время как другие, и даже родившиеся значительно позднее жанры — ода, триолет — почти забыты уже в XIX в. И если жанр басни продолжает существовать, не претерпевая значительных изменений, то другие жанры на протяжении веков существенно меняются. Так, возникший в эпоху Возрождения жанр новеллы прямо связан с определенным содержанием (по-итал. слово «новелла» означает новость) — с рассказом о чем-то, чего никто еще не знает.Со временем эта форма приобрела самостоятельность, перестала служить лишь для передачи «новостей» и новеллой стали называть любой короткий остросюжетный рассказ.

Жанровое деление в искусстве, меняясь со временем, может менять и свой статус — становиться то более строгим, то более мягким и гибким. В эстетике классицизма оно выступает как иерархия «высоких» и «низких» жанров, между которыми существовали жесткие границы, а смеше­ние жанров считалось недопустимым. Романтизм разрушает клас­сицистическое деление и приветствует столкновение разных жанровых структур в одном произведении, играет на контрас­тах высокого и низкого, трагического и комического, смело об­ращается и вводит в сферу профессионального искусства фоль­клорные и «экзотические» жанры, рожденные в других культу­рах — древних или неевропейских. Трансформируется содержание жанров. Например, прелюдия в XVI веке – вступление к развернутому органному произведению, в XVIII веке – часть, открывающая клавирную сюиту, а в XIX веке у романтиков – миниатюра для фортепиано.

Реализм, в силу стремле­ния к объективности, к правдивому изображению жизненных явлений, разрабатывает систему бытовых жанров (роман, по­весть, бытовая картина, бытовая драма, бытовой романс) и делает границы между жанрами весьма условными. В искусстве XX в. нарастает тенденция к отрицанию жанров как застывшей формы художе­ственного творчества. Но тем не менее ни один из видов его до сих пор не может обойтись без жанрового деления, отража­ющего специфику разных областей искусства.

Жанр (фр. – тип, манера) – это род (вид) произведения, определяемый общим характером его содержания.

В музыке жанр – вид музыкального произведения, исторически сложившийся в связи с определенным типом его изложения, его жизненным назначением, условием его исполнения и восприятия (марш, танец, песня, серенада, ноктюрн, симфония, кантата). Сложные жанры инструментальной музыки (симфония, соната, квартет, концерт) формировались на основе простейших жанров, зародившихся в быту народа (песня, танец).

В разных жанрах складывались типичные для них средства выразительности - характерные черты, роднящие все произведения данного типа. Например, для марша – пунктирные маршевые ритмы, для вальса – типичные вальсовые аккомпанементы: бас и аккорд колыбельная – 2-хдольный метр, раскачивающиеся мелодические фигуры, медленный темп, тихие динамические оттенки.

Музыкальные жанры возникли в связи с тем или иным предназначением музыки:

- песенные жанры – обрядовые, походные, лирические;

- танцевальные жанры – вальс, мазурка, полька, лезгинка;

- симфонические или оперные жанры базируются на способе исполнения (симфонический оркестр, в опере - певцы, хор, оркестр, сценическое действие).

Понятие жанра приобретает два смысловых оттенка:

1. с ориентировкой на внутренние признаки, т.е. на характеристику содержания.

2. по внешним признакам (исполнительским средствам).

Например, в живописи: по содержанию - портретная, пейзаж, натюрморт, батальная и.т.д.; по внешним признакам: станковая, акварельная, пастельная, масляная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: