Спрос и его изменение. Закон спроса. Изменение в спросе и изменение величины спроса. Эластичность спроса

Спрос – платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, к-рую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия (денежное выражение величины потребности в товарах и услугах).

Закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены приводит к росту величины спроса и наоборот (обратная пропорциональная зависимость).

 


Факторы, влияющие на спрос:

- цена (изменяется величина спроса)

- доходы

- ожидания

- вкусы и предпочтения изменяется сам спрос (сдвиг кривой)

- число покупателей (увеличение доли пенсионеров в общем числе нас-ия повысит спрос на лекарства)

- цены на сопряженные товары

 

Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров.

Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, к-рые теперь относительно дороже.

Товары-дополнители и товары-заменители. Рост цены на бензин приводит к снижению спроса на автомобили. Рост цены на кофе приводит к увеличению спроса на чай.

При росте цен на товары-заменители спрос на данный товар увеличивается (эффект замещения), а при увеличении на дополняющие – спрос уменьшается.

Может ли кривая спроса пересекать оси?

Эластичность спроса – степень изменения объема спроса в зависимости от изменения цены. Абсолютно эластичный (---) и абсолютно жесткий (I) спрос. Примеры. Кривые.

Эластичность спроса по цене:

К эл.= ; Если Кэл. Больше 1, значит спрос эластичный

Если К Эл. =1, говорят о единичной эластичности спроса

На практике, как правило, изменения цены или объема спроса являются существенными, и в таких случаях рассчитывается коэффициент дуговой эластичности спроса по цене, он имеет вид:

Ed = (∆Q /∆ P) ∙ (P1+P2/Q1+Q2), где ∆Q = Q2 - Q1, ∆P = P2 - P1.

 

Перекрестная эластичность по различным товарам - зависит не только от цены на это товар, но и от цены на другие товары.

Не имея точных цифр, можно определить, эластичен ли спрос на товар, с помощью оценки следующих факторов:

- предметы первой необходимости обладают чрезвычайно неэластичным спросом, спрос на предметы роскоши сильно эластичен;

- чем больше заменителей у интересующих нас товаров, тем спрос эластичнее;

- чем выше доля цены товара в доходе потребителя, тем выше и эластичность спроса;

- чем больше времени требуется потребителю для принятия решения о покупке, тем больше и эластичность спроса.

Св-во ценовой эластичности:

Как правило, эластичность варьируется в зависимости от ценового интервала, выбранного на кривой спроса. Для большинства кривых спроса эластичность оказывается более значительной в левом верхнем углу графика по сравнению с правым нижним. Так, в левом верхнем углу изменение количества продукции обычно довольно велико постольку, поскольку мало первоначальное количество, от которого ведется отсчет. Аналогичным образом изменение цены в этой части графика обычно невелико, поскольку велика первоначальная цена, по сравнению с которой подсчитывается процент изменения. Относительно большое изменение кол-ва продукции, деленное на относительно небольшое изменение цены, дает в результате эластичный спрос. Применительно к правому нижнему участку кривой спроса справедливо будет обратное рассуждение. Таким образом, спрос является более эластичным на отрезке высоких цен и менее эластичным на отрезке низких цен.

Практическое применение:

При эластичном спросе снижение цены значительно повышает объем покупок, спрос растет быстрее, чем падает цена, и выручка предприятия растет. При возрастании цены, напротив, объем покупок значительно сокращается, спрос снижается более быстрыми темпами, чем растет цена, и выручка предприятия падает.

При неэластичном спросе при снижении цены темпы роста спроса будут меньше темпов снижения цены, что сократит выручку. При возрастании цены на товар с неэластичным спросом темпы роста цены будут меньше темпов снижения спроса, поэтому выручка предприятия будет расти.

2. Предложение. Закон предложения. Изменение в предложении и изменение величины предложения. Эластичность предложения

Предложение – кол-во товаров, к-рое м.б. предложено покупателям по определенной цене (товары, к-рые находятся на рынке или могут быть доставлены на него).


Закон предложения – чем выше цены, тем выгоднее производить товар и тем больше товаров будет поступать на рынок (прямая пропорциональная зависимость).

Факторы, влияющие на предложение:

- цена (изменяется величина предложения)

- число продавцов

- изменения в технологиях

- цены на ресурсы или другие товары

- налоги и дотации (увеличение первых сокращает предложение)

- ожидание продавцов (инфляция)

Кривая предложения пересекает ось вертикальную в точке себестоимости.

Эластичность предложения – степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены. Абсолютно эластичное (---) и абсолютно жесткое (I) предложение. Примеры. Кривые.

 

3. Рыночное равновесие спроса и предложения. Потолки цен и дефициты. Нижний уровень цены и товарные излишки

Кривые спроса и предложения делят рыночное пространство на следующие 4 зоны:

1. мертвая зона рынка (отсутствуют интересы как у продавца, так и у покупателя)-справа

2. зона возможных продаж, но невозможных покупок - вверху

3. зона возможных покупок, но невозможных продаж - внизу

4. зона желательных сделок м/у продавцом и покупателем, т.е. именно здесь достигаются некоторые равновесные состояния, однако все они, кроме точки равновесия, неустойчивы – слева от точки равновесия

Потолок цены – законодательно установленная максимальная цена, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу (ниже цены равновесия). Основание для введения – позволяет потребителям приобретать некоторые товары первой необх-сти, к-рые они не смогли бы купить при равновесных ценах.

Нижний уровень цены – минимальная цена, установленная правительством и превышающая цену равновесия. Применяется в целях обеспечения достаточного уровня дохода определенным группам производителей (например, с/х производителям).

 
 

 

Тесты, проблемные ситуации и задачи

1. Определите в каждом примере, когда происходит изменение в спросе, а когда – изменение величины спроса:

а) рост доходов потребителей приводит к увеличению покупок изделий из натуральных мехов;

б) цена на яблоки резко поднялась, и в результате упал спрос на них;

в) повышение цены на сливочное масло вызвало увеличение покупок растительного масла;

г) введение платного обучения в вузе сократило число студентов этого вуза;

д) товар вышел из моды, в результате сократился спрос на него;

е) удачная реклама на товар вызвала большой прилив покупателей данного товара на рынок;

ж) забота о здоровье привела к сокращению потребления сигарет.

2. Если возрос спрос на данный товар, а предложение его осталось неизменным, то это приведет:

а) к повышению равновесной цены и уменьшению объема продаж;

б) к повышению равновесной цены и увеличению объема продаж;

в) к уменьшению равновесной цены и снижению объема продаж;

г) к уменьшению равновесной цены и увеличению объема продаж;

д) изменений не произойдет.

3. Если предложение товара представлено вертикальной линией, то это предложение:

а) абсолютно эластично;

б) абсолютно неэластично;

в) ответить невозможно.

4. Функция Q(d)=40-7p, функция предложения Q(s)= -6+16p.

а) определить равновесную цену P(e) и равновесный объем продаж Q(e);

б) как изменится спрос и предложение, если равновесная цена станет 4 ед.?

в) какая ситуация образуется на рынке, если равновесная цена снизится до 1 ед.?

5. В результате повышения цены на товар с 10 до 12 руб. объем спроса сокращается с 8 до 6 тыс. штук. Определить коэффициент эластичности спроса по цене.

6. Найдите коэффициент эластичности спроса по цене и сделайте вывод о характере спроса, если известно, что при цене 80р. объем спроса составляет 300 экз. в месяц, а при цене 110 р. составляет 600 экз. в месяц.

7. Если цена на сигареты увеличилась на 10%, а число курильщиков уменьшилось на 4%, то коэффициент ценовой эластичности спроса равен: а) 0,125; б) 0,25; в) 0,2; г) 0,4.

8. Функция спроса на товар Qd = 10 – P, функция предложения данного товара

Qs = - 5 + 2P. Предположим, на данный товар установлена фиксированная цена на уровне 3 руб. Данная цена выше или ниже равновесной? Определить объем неудовлетворенного спроса (излишек потребителя).

9. Функция спроса на товар Qd = 7 – P, функция предложения данного товара

Qs = - 3 + P. Предположим, данный товар датируется из бюджета в размере 2 руб. за каждую единицу товара. Определить цену для покупателя и цену для продавца с учетом дотации и равновесный объем продаж.

10. Функция спроса на товар Qd = 8 – P, функция предложения данного товара

Qs = - 5 + 2P. Предположим, на данный товар введен налог в размере 1 руб. с единицы. Определить цену для покупателя и цену для продавца с учетом налога, а также общую сумму вносимого в бюджет налога.

11. Функция спроса на товар Qd = 4 – P, функция предложения данного товара

Qs = - 6 + 4P. Предположим, государство установило фиксированную цену на данный товар:

А) в 3 руб. за единицу товара.

Б) в 1,5 руб. за единицу товара

Определить избыток спроса и избыток предложения, а также реальный объем продаж в состоянии равновесия и при фиксированных ценах.

12. Если коэффициент перекрестной эластичности равен 1, а цена одного товара понизилась с 3 до 2,5 д.ед., то объем спроса на другой товар, выраженный в процентах, уменьшится на:

а) 30%

б) 40%

в) 20%

г) 10%

13. Если рост дохода в 1,5 раза привел к увеличению объема спроса на сотовые телефоны на 10%, то какова эластичность спроса по доходу на сотовые телефоны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: