Волонтёрство как средство профилактики алкоголизма подростков»

Коваленко Т.П.

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Научный руководитель – к.п.н, доцент Елисеева В.В.

 

Проблема алкоголизма, особенно среди подростков, является актуальной и одной из серьезнейших социально-педагогических проблем на сегодняшний день. Потребление спиртных напитков в нашей стране характеризуется огромными цифрами. В связи с этим все большее внимание уделяется проблеме распространения подросткового алкоголизма, проводятся исследования с целью изучения мотивов употребления спиртных напитков молодёжью, выявления факторов, способствующих развитию употребления алкоголя подростками[ 1].

Согласно статистике, обнародованной учеными Института социологии РАН осенью 2011 года, в последние 20 лет проблема пьянства в России резко обострилась и затрагивает теперь уже в первую очередь подростков [2].

В ходе нашего исследования мы изучили состояние проблемы алкоголизма подростков в ряде волгоградских школ, используя анкету. Так, например, на вопрос «Употребляют ли ваши одноклассники спиртные напитки?» мы узнали, что 70% подростков считают одноклассников употребляющими алкоголь и лишь 30% подросток ответили, что из класса 1-3 человека употребляют спиртные напитки.

Отвечая на вопрос «От кого получают алкоголь?» подростки сообщили, что 30% из них – от одноклассников, 35% подростков получают алкоголь от друзей и 35% - от взрослых. Следующий вопрос был направлен на получение информации о том, в каких ситуациях подростки употребляют спиртные напитки. Анализ ответов детей на данный вопрос выявил, что в компании сверстников 20% подростков не употребляют алкоголь, а 80% молодых людей употребляют; для поднятия настроения употребляют алкоголь 100% подростков; в ситуации, когда скучно – 60% подростков употребляют, 40% - нет.

Анализируя вопрос «Употребляли ли вы алкоголь?» были получены ответы: да – 30%, иногда – 20%, нет – 50%. Ответы на вопрос «Если в компании сверстников Вас уговаривают принять алкоголь, Вы…» продемонстрировали, что 86 % с радостью согласились бы и только 14% отказались, чтобы не обидеть знакомых. На вопрос «Согласны ли Вы с утверждением, что человек имеет право выпивать, сколько он хочет и где он хочет?» 20% подростков ответили положительно и 80% отрицательно. Так же мы выяснили, что 20% считают, что подросток в меру и без вредных последствий может употреблять спиртные напитки - это вполне нормально, а остальные 80% с этим не согласны.

Обобщая данные анкеты, можно сделать вывод, что большинство подростков отрицательно относятся к употреблению алкоголя (60%), но все-таки оставшаяся часть (40%) еще не осознают негативного действия алкоголя и поэтому есть вероятность предрасположенности включения подростков в «группу риска алкоголизации». Именно поэтому необходима не только социально-педагогическая профилактика подросткового алкоголизма, и направление ребят на правильный жизненный путь – спортивный образ жизни.

На наш взгляд, одним из интереснейших и эффективных способов профилактики подросткового алкоголизма является волонтёрская деятельность. В рамках нашей волонтерской деятельности мы предлагали подросткам следующие формы работы:

• конкурс рисунков на тему «Алкоголь – наш враг»;

• лекция «Мифы и факты об алкоголе»;

• просмотр видеороликов, где идёт наглядный рассказ о принципах действия алкоголя и его последствиях на организм человека;

• просвещение в виде ролевой игры о правилах уверенного отказа;

• беседа с ребятами о значимости здорового образа жизни, которые подкрепляются мотивационными видеороликами и для закрепления ребята разрабатывают рекламу ЗОЖ.

• проведение различных спортивных соревнований, эстафет (день здоровья);

• организация и проведение социальных акций на проблему алкоголизма.

Проводя социально-педагогическую профилактику подросткового алкоголизма с помощью вышеперечисленных методов, мы сможем не только показать детям насколько важно вести здоровый образ жизни, но и включить подростков в социально значимую, общественно-полезную деятельность – деятельность волонтеров.

Литература:

1. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.81.

2. Электронный ресурс: [http://stud24.ru/pedagogy/socialnopedagogicheskaya-profilaktika-alkogolizma-v-podrostkovom/76883-242656-page1.html]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: