Валютно-финансовые организации системы ООН, их цели и задачи

Участие россии в международных валютно финансовых организациях

 

По мере интеграции России в мировую экономику развивается ее сотрудничество с ведущими международными финансовыми организациями. В условиях глобализации мировой экономики, резко возросшей взаимозависимости национальных экономик страна не может без ущерба для своих интересов оставаться в стороне от участия в международных финансовых организациях.

В конце 1980-х гг. руководство СССР взяло курс на присоединение к МВФ и МБРР. Однако препятствием являлось нежелание Запада согласиться на членство СССР в данных организациях. После распада СССР государства, входившие в его состав, — Россия и другие страны СНГ — вступили в МВФ и Всемирный банк.

Этому способствовали возникшие новые условия. Во-первых, переход России и других бывших социалистических стран к формированию рыночной экономики, на которую ориентированы принципы, положенные в основу деятельности международных финансовых институтов. Во-вторых, прекращение "холодной войны", ослабление взаимного недоверия между Востоком и Западом.

27 апреля 1992 г. Россия и другие бывшие советские республики вступили в МВФ. После подписания в июне 1992 г. Статей Соглашения (Устава) МВФ и учредительных документов МБРР Россия официально стала участницей этих организаций. Тем самым эти международные финансовые учреждения приобрели глобальный характер, что открыло новые горизонты для их деятельности.

Участие России в МВФ

В результате 14-го пересмотра квот Россия по величине квоты занимает девятое место (восьмое — Индия, десятое — Бразилия). На долю российской квоты в капитале МВФ приходится 2,71%. Россия оплатила около 25% квоты долларами, более 75% — национальной валютой.

Участие в управлении. В Исполнительный совет входят пять стран с наибольшими квотами (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция). Россия, располагая 2,4% общего количества голосов на 30 апреля 2011 г., подобно Китаю и Саудовской Аравии, имеет постоянное место в Совете исполнительных директоров.

В декабре 2010 г. МВФ утвердил поправку к Статьям Соглашения Фонда. В связи с этим, во-первых, европейские страны с развитой экономикой сокращают свое представительство в Исполнительном совете на две должности в пользу развивающихся стран и стран с формирующимся рынком, во-вторых, Совет будет состоять только из выбранных исполнительных директоров, и тем самым ликвидируется категория назначаемых директоров. Доля голосов России увеличивается с 2,4 до 2,59% (на февраль 2013 г. "реформа квот и прав голоса 2010 года" еще не вступила в силу).

Обязанности России как члена МВФ. Членство в МВФ налагает на Россию обязательство выполнять требования, зафиксированные в его Уставе.

Во-первых, отмена валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальной валюты по текущим операциям платежного баланса, запрет на участие в дискриминационных валютных соглашениях. В 1992 г. Россия ввела внутреннюю (для резидентов) конвертируемость рубля, а с июня 1996 г. приняла обязательства, налагаемые ст. VIII Устава, постепенно распространив конвертируемость рубля по текущим операциям и на нерезидентов.

Во-вторых, отказ от множественности валютных курсов. Согласно этому требованию Россия ввела единый официальный курс рубля с июля 1992 г. Устав МВФ не ограничивает страны-члены в выборе режима валютного курса. В России используется регулируемое плавание курса рубля, хотя власти ставят целью переход к его свободному плаванию. Согласно ст. IV Устава МВФ Россия, как и другие государства-члены, обязана при проведении текущей валютной политики тесно сотрудничать с Фондом.

В-третьих, для взаимодействия России с МВФ требуются информационная открытость страны, регулярная публикация по единым стандартам исчерпывающих статистических данных о своей экономике, платежном балансе, международных резервах и т.п., предоставление сотрудникам МВФ допуска для изучения состояния экономики и проводимой экономической, финансовой и валютной политики. Сотрудничество с МВФ позволяет правительственным органам использовать услуги квалифицированных экспертов Фонда.

Кредиты МВФ. Членство в МВФ дало возможность России пользоваться кредитами в свободно конвертируемой валюте для поддержки экономических реформ, покрытия дефицитов государственного бюджета и платежного баланса.

За 1992—1999 гг. МВФ одобрил семь договоренностей о кредитах России (кредитный пакет, одобренный в июле 1998 г., рассматривается как единая договоренность) па сумму 36,6 млрд долл. (фактически приблизительно 24 млрд долл., так как руководство Фонда в ряде случаев не было удовлетворено осуществлением реформ в стране). В 1999 г. Россия была самым крупным заемщиком МВФ: се долг составлял 17,4 млрд долл., или 19,2% общей суммы не погашенных странами-членами кредитов Фонда

 

Условия кредитов. Кредиты МВФ были обусловлены выполнением ряда политико-экономических условий, которые содержались в разрабатывавшихся совместно с Фондом программах экономических преобразований. Поскольку кредиты МВФ России и другим странам СНГ являлись в ряде случаев составной частью международных пакетов помощи, то Фонд, формулируя свои требования заемщикам, практически выступал в качестве проводника согласованной политики ведущих стран Запада — главных акционеров.

 

С 1999 г. Россия не обращается за кредитами в М ВФ и в январе 2005 г. погасила весь долг Фонду. Однако она продолжает сотрудничество с МВФ, регулярно проводит с ним консультации по вопросам макроэкономической и валютной политики. Будучи членом "Группы 8" и "Группы 20", Россия принимает активное участие в реформировании МВФ в целях формирования новой, посткризисной мировой финансовой архитектуры.

 

 

Валютно-финансовые организации системы ООН, их цели и задачи

 

В системе ООН особое место занимают такие организации, как Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирный банк, включающий Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала: Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА).

Международный валютный фонд (МФВ) был основан в декабре 1945 года после ратификации соответствующих статей соглашения, принятого на Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам. С 1947 года МФВ стал специальным органом ООН. Каждый член этого фонда имеет свою долю, квоту в совокупном капитале организации. Квота каждого государства выражается в международных счетных единицах СДР. При этом квота для каждой страны определяется исходя из ее национального дохода, валютных резервов, отношения экспорта к национальному доходу и других экономических индикаторов. Квота стран-участниц регулярно пересматривается и изменяется, ее величина определяет права заимствования страны как по регулярным, так и по специальным кредитам, кроме того, с учетом величины квоты осуществляется выделение ей СДР и права голоса при голосовании. Именно от величины квоты зависит число голосов, которое имеет страна - участница МВФ. Наибольшую квоту имеют США - 17,7 % от общего количества голосов, Германия и Япония - по 5,5 %, страны Европейского союза - более 26 % голосов, Россия - 2,9 %. Число голосов имеет особое значение при принятии решений. По самым важным вопросам для их принятия требуется квалифицированное большинство 75 и 85 %, поэтому страны с наибольшим числом голосов могут блокировать неугодные им решения. Страны - члены МВФ (их более 180) вносят свою квоту в капитал фонда резервными активами: 25 % в СДР и свободно плавающей валюте по согласованию с фондом и 75 % в национальной валюте.

Задачи МВФ - это:

• стимулирование международного валютного сотрудничества;

• содействие сбалансированному росту международной торговли;

• создание многосторонней системы расчетов по текущим операциям между членами МВФ и устранение валютных ограничений, тормозящих рост международной торговли;

• оказание помощи странам-участникам в корректировке дефицитов их платежных балансов, предоставлении при необходимости кредитных ресурсов;

• оказание помощи в достижении стабильности валютных курсов с целью сохранения последовательности макроэкономической политики на мировом уровне.

МВФ является форумом для консультаций и сотрудничества в области международных валютных вопросов. Исполнительная власть в МВФ принадлежит Совету управляющих, включающему по два представителя от каждой страны-участницы. Повседневная работа фонда осуществляется постоянным штатом под руководством директора-распорядителя и Совета директоров.

Важным по значимости в сфере международных экономических и валютных отношений является Всемирный банк.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) был основан в 1945 году, как и МВФ, в соответствии с решениями Бреттон- Вудской конференции ООН. Этот банк, неофициально называемый Всемирным банком, в 1947 году получил статус специального органа ООН и первоначально занимался сбором и размещением капитальных ресурсов для послевоенного восстановления стран Европы. Затем его главной задачей стало оказание помощи странам-участницам в развитии тех сфер, где отсутствовал частный капитал, путем предоставления займов под инвестиционные проекты. Такие займы давались на льготных условиях со сроком погашения в 15 лет. Займы предоставляются и развивающимся странам, находящимся на более продвинутых стадиях развития, причем правительствам или под гарантии правительства.

Банк финансирует свою деятельность за счет взносов стран-участниц (их число составляет около 160 государств), а также займов на мировых рынках капиталов и продажи части своих займов. Ставка ссудного процента банка пересматривается ежеквартально и основывается на средневзвешенной (по величине и срокам) стоимости капитальных фондов, взятых взаймы банком в предыдущий период.

Деятельность МБРР дополняется работой трех организаций-филиалов:

Международной финансовой корпорации, созданной в 1956 году и с 1957 года ставшей специальным органом ООН. Имея статус филиала, корпорация является самостоятельным юридическим лицом с собственным акционерным капиталом и собственными пакетами акций в проектах развития. Она стимулирует экономический рост и развитие местных рынков капитала в странах-участницах путем предоставления займов и покупки акций без правительственных гарантий. Корпорация финансирует на заемных условиях проекты при нехватке частного капитала. Деятельность корпорации финансируется за счет взносов стран-участниц и периодической продажи принадлежащих ей пакетов акций. В МФК состоит около 180 государств.

Другим филиалом МБРР является Международная ассоциация развития (МАР), которая была основана в 1960 году и является специальным органом ООН, филиалом Всемирного банка. Ассоциация предоставляет фонды правительствам для реализации проектов развития в странах-участницах на более выгодных условиях, чем рынки частного капитала или Всемирный банк. Займы даются самым бедным странам с низким душевым потреблением. Под этот критерий подпадают 40 стран. Большинство займов предоставляется на срок от 40 до 50 лет с десятилетним льготным периодом и без процентов, не считая небольшой платы за услуги в 0,75 % в год. Займы даются на создание и совершенствование транспортных систем, а также систем передачи электроэнергии, защиты от наводнений и т. п. В МАР входит свыше 160 государств.

Третьим филиалом, созданным в 1988 году, является Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА). Целью создания этого агентства было стимулирование инвестиций в странах-членах, число которых составляет около 150 государств. МИГА предоставляет иностранным инвесторам гарантии от потерь, связанных с некоммерческими рисками.

Особое место среди международно-кредитных и финансовых организаций занимает Банк международных расчетов (БМР). Он создан в 1930 году как межправительственная финансовая организация со штаб- квартирой в Базеле (Швейцария). Банк был создан для помощи и координации деятельности в осуществлении репарационных платежей между национальными банками по завершении Первой мировой войны. После объявления моратория на репарационные платежи он продолжил выполнение международных финансовых операций и постепенно превратился в «банк центральных банков».

БМР по форме организован как акционерное общество, его акционерами являются главным образом промышленно развитые страны. Совет директоров состоит из управляющих центральными банками Бельгии, Великобритании, Италии, Нидерландов, ФРГ, США, Швейцарии, Швеции, а также шести представителей торговли, финансов и промышленности, ответственных за руководство деятельностью банка. С учетом изменения роли азиатских государств и роста значения развивающихся государств в 90-х годах в члены банка было принято девять новых стран, в том числе и Россия.

В последние годы усиливается влияние региональных банков в сфере валютно-финансовых и кредитных отношений. Они оказывают серьезное конкурентное влияние на Всемирный банк.

Азиатский банк развития (АБР) учрежден в 1965 году и находится в Маниле. Он предоставляет примерно одну треть кредитов на льготных условиях. Приоритетными для него являются отрасли инфраструктуры.

Африканский банк развития (АБР) основан в 1965 году со штаб- квартирой в Абиджане (Кот-д'Ивуар). Он кредитует целевые программы развития африканских стран, оказывает им содействие в подготовке кадров и экспертизе инвестиционных проектов, кроме того, как и Азиатский банк развития, управляет фондами развития с льготным режимом кредитования.

Межамериканский банк развития (МБР) основан в 1960 году со штаб-квартирой в Вашингтоне (США). Кредитует инвестиционные проекты в сфере энергетики, сельского хозяйства и рыболовства. Благоприятный режим кредитования распространяется на наиболее развитые страны Латинской Америки: Аргентину, Бразилию и Мексику.

В рамках Европейского союза (ЕС) осуществляют валютно-финансовые и кредитные операции несколько институтов. Они возникли как результат начавшихся интеграционных процессов в Европе, но, возникнув, оказывают на них стимулирующее воздействие.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) создан в 1957 году в соответствии с Римским договором об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), штаб-квартира его в Люксембурге. Свои операции банк начал осуществлять с 1958 года. Первоначальная функция ЕИБ состояла в содействии развитию ЕЭС путем:

• предоставления и гарантирования долгосрочных кредитов менее развитым регионам;

• финансирования программ промышленной модернизации и конверсии, совместных проектов.

Заключение различных соглашений позволило ЕИБ расширить свои функции и сферу действия. Если вначале сферой его деятельности были только страны-участницы, то впоследствии он мог оказывать свои услуги и заморским территориям стран-участниц, а также средиземноморским странам, имевшим соглашения о сотрудничестве с ЕС, и другим странам, предлагавшим проекты, представляющие интерес для стран ЕС. Банк является бесприбыльной организацией, поэтому его ставки процента близки к ставкам рынков капитала, из которых он пополняет свои фонды. Кредиты банка предоставляются в различных валютах в зависимости от его ресурсов и пожеланий заемщиков.

В 1973 году был основан Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) для реализации Базельского соглашения 1972 года о создании регулируемого валютного коридора, известного под названием европейской валютной «змеи». Фонд действует через Банк международных расчетов как клиринговый агент по взаимозачету, возникающих в результате интервенций на рынках валют стран ЕС. Фонд также управляет системой краткосрочного кредитования, которой могут воспользоваться страны-участницы для смягчения временных трудностей с платежными балансами. В настоящее время некоторые функции ЕФВС перешли к Европейскому валютному институту, но многие функции он продолжает выполнять в рамках европейской валютной системы.

В 1994 году был создан Европейский валютный институт (ЕВИ), штаб-квартира находится во Франкфурте-на-Майне. На ЕВИ была возложена задача подготовки перехода к заключительному этапу создания экономического и валютного союза в рамках ЕС. К концу 90-х годов ЕВИ был трансформирован в Европейский центральный банк (ЕЦБ). Первое заседание ЕЦБ состоялось во Франкфурте в июне 1998 года. Уставный капитал определен в 4 млрд евро. Доли были распределены между 15 странами-участницами. Ради создания экономического и валютного союза была учреждена Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) во главе с ЕЦБ. В настоящее время уточняются рамки компетенции этой наднациональной структуры с тем, чтобы она гармонично помогала выполнять другим организациям и структурам ЕС их миссии.

В апреле 1991 года была создана финансовая организация Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы при переходе к рыночной экономике. Учредителями ЕБРР являются ЕС и Европейский инвестиционный банк, а также около 60 стран-участниц. Доли разных стран в капитале ЕБРР и соответственно число голосов менее дифференцированы, чем в МБРР, поэтому ни одна из стран не может заблокировать принятие важных решений. ЕБРР дает кредиты на более выгодных условиях, чем обычные частные банки. Объем займа, предоставляемого ЕБРР, не может превышать 35 % стоимости проекта, поэтому банк часто использует синдицированные кредиты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: