Педагогический проект как средство олимпийского образования детей старшего дошкольного возраста

Сивцева Надежда Валентиновна

Воспитатель МКДОУ «Детский сад №4»

В настоящее время, когда вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, актуализируются вопросы поиска нового содержания, форм и методов образовательного процесса в детском саду, нацеленного на формирование ребенка как личности, готовой к жизни в меняющемся мире. В этих условиях определенный интерес может представлять олимпийское образование детей старшего дошкольного возраста. Именно старший дошкольный возраст является периодом начальной социализации ребенка, приобщения к миру культуры, общечеловеческих ценностей, норм и правил, определяющих установление начальных отношений с ведущими сферами познания – миром людей, предметов, природы и собственным внутренним миром. И олимпийское образование может являться одним из средств развития данных процессов.

Под олимпийским образованием понимается целенаправленный процесс познания закономерностей возникновения и развития олимпийского движения, его действия на удовлетворение многогранных культурно-образовательных потребностей личности и общества (Н.В. Печерский, А.А. Сучилин, В.Н. Сергеев и др.)

Многие ученые, исследователи, такие как Н.В. Яшагина, В.И. Усаков, С.О.Филиппова, сходятся во мнении, что олимпийское образование в дошкольном образовательном учреждении призвано содействовать социально-личностному развитию детей и предусматривает не только формирование представления об Олимпийских Играх как средство достижения физического совершенства, но и развитие социализированности, познавательной активности детей, умения работать в коллективе, анализировать результаты деятельности, кроме того решает задачи патриотического воспитания через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.

Проведение зимней Олимпиады-2014 в нашей стране побудило нас к написанию педагогического проекта «Растим будущих олимпийцев». Обращение к методу проектов не случайно, так как это наиболее эффективный способ изменения педагогической действительности в сжатые сроки. Проект позволил проинтегрировать познавательно-исследовательскую деятельность и двигательную активность детей, связанную с зимними олимпийскими видами спорта и олимпийским движением, комплексно решать воспитательные, оздоровительные, развивающие задачи.

Остановимся на характеристике проекта и ответим на вопрос: что нас побудило разработать проект?

1. Противоречие между большим интересом общества к Зимним Олимпийским играм в Сочи и недостаточной информированностью об олимпийском движении родителей и детей. Это подтверждает анкетирование детей подготовительной группы, по результатам которого мы сделали вывод, что дети имеют поверхностный интерес к спорту (думают, что спорт – это развлечение, и не знают, какой это серьезный, каждодневный труд), недостаточно информированы об олимпийских играх и их возникновении, о зимних видах спорта, и в частности о проведении олимпийских игр в нашей стране. Опрос родителей также показал, недостаточное внимание со стороны взрослых к данной проблеме, у некоторых родителей отсутствует интерес и кроме того не хватает знаний об Олимпийских играх.

2. Педагоги хотели бы знакомить детей старшего дошкольного возраста с Олимпийскими играми, однако методических материалов, объектов развивающей предметно-пространственной среды по данной теме недостаточно, отсутствие систематических знаний значительно затрудняет их деятельность в данном направлении.

3. Дети группы имеют предрасположенность к занятиям физической культурой (20 % детей ежегодно занимают призовые места в спортивных соревнованиях среди дошкольников района) поэтому нужно использовать в работе с детьми новые формы, которые бы способствовали формированию интереса и мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Цель: Обогащение представлений у старших дошкольников о спорте, олимпийском движении, олимпийских играх в Сочи через вовлечение детей и их родителей в активную совместную физкультурную и спортивную деятельность, организованную в детском саду.

Задачи:

Для детей:
1.Сформировать элементарные представления об олимпийских играх, их символах, об основных идеалах и ценностях: честная игра, гармоничное развитие спортсмена.
2. Воспитать мотивацию, интерес к физической культуре и спорту, через участие в различных делах, совместных мероприятиях, связанных с физической культурой

3. Знакомить детей со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями российских спортсменов.

4. Формирование потребности в новых знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья.

5.Пополнять словарный запас детей спортивной терминологией.

Для родителей:

Привлекать родителей к активному участию в совместных мероприятиях с детьми и педагогами, а также к сбору различной информации и материалов об Олимпиаде в Сочи, выдающихся спортсменов Пермского края.
Для педагогов:
1.Пополнить методическое сопровождение данной проблемы /создание копилки педагогических идей.

Образовательная деятельность в рамках реализации педагогического проекта была насыщена различными мероприятиями.

В ходе бесед о спорте и спортсменах дети узнали: «Кто эти люди? Как они стали спортсменами? Что им нужно для занятий спортом? Как спортсмены поддерживают спортивную форму? Зачем люди занимаются спортом? Спорт – это игра, труд, учеба?». Рассказали детям о том, что спортсмены обладают не только силой, быстротой, выносливостью, гибкостью, но и волей, терпением, целеустремленностью, смелостью, умением не бояться трудностей, могут справляться со своими чувствами. Спортивные достижения любого уровня – это результат упорных ежедневных тренировок, это тяжелый труд, который следует уважать. Мы предоставили детям фотографии, видеоматериалы с изображением спортсменов в самых разных ситуациях: на тренировках, на соревнованиях, непосредственно перед стартом, на финише, в различном эмоциональном состоянии (радость и слезы победы или поражения), рассказали детям о некоторых фактах из биографии спортсменов. Вместе с детьми и их родителями оформили фотовыставки «Олимпийцы - гордость Пермского края», «Мой первый старт» с фотографиями детей, родители группы приняли активное участие в сборе экспонатов для «Музея спорта»,

Рассматривая альбомы о видах спорта пришли к выводу, что заниматься спортом можно в любое время года, значит, существуют летние и зимние виды спорта. «Где и как спортсмены могут показать все то, чему они учились на тренировках? Они соревнуются. Что такое соревнование? Как соревнуются спортсмены разных видов спорта? Какими бывают соревнования?» И, наконец, «Что такое Олимпиада? Кто и где придумал проводить Олимпийские игры? Кто их возродил? Как проводятся Олимпийские игры сегодня? Олимпийские традиции, ритуалы. Летние и зимние Олимпийские игры». Дети посмотрели презентации об Олимпийских играх, о предстоящих зимних играх в Сочи и символах предстоящей Олимпиады. Дети вместе с родителями показали свое творчество, участвуя в конкурсе поделок «Прикоснись к Олимпиаде». Совместными усилиями детей и педагогов был сделан «Календарь Олимпиады», на котором ежедневно в течение Олимпийских игр отмечали виды соревнований и победы наших спортсменов. Все вместе радовались каждой победе.

В работе по художественно продуктивной деятельности дети отразили свое ведение Олимпийских игр в рисунках, скульптурах. По рисункам детей можно определить, какие виды спорта и какие моменты состязаний больше интересуют каждого ребенка: «Навстречу Олимпиаде», «Зимние виды спорта», «Олимпийские символы».

Просматривая телевизионные трансляции с олимпийских соревнований дети видели, что соревнования – важнейшая часть спортивной жизни, которые дают спортсменам возможность продемонстрировать свои способности широкому кругу людей, помериться силами с другими участниками соревнований, выявить сильнейшего и получить достойную оценку своего спортивного труда. Так же мы рассказали детям о том, что соревнования проходят по определенным правилам, цель которых – обеспечить всем участникам равные возможности для победы. За соблюдением правил следят судьи (арбитры). Для максимально точной оценки результатов (время, расстояние и др.) используется современная техника.

Кульминационным моментом реализации проекта стало проведение Малых зимних олимпийских игр среди дошкольников Усольского района, которые позволили детям применить накопленные представления, знания и почувствовать вкус олимпийской борьбы и победы.

К проведению Олимпиады готовились вместе. Педагоги, дети и родители тщательно готовили оборудование: лыжи, хоккейные клюшки, ледянки, строили горку, украшали зал детского сада и спортивную площадку для проведения соревнований.

Для того чтобы дети могли ощутить атмосферу Олимпиады и почувствовать себя в роли настоящего спортсмена-олимпийца мы старались максимально приблизить ход соревнований к настоящим условиям: в торжественной атмосфере лучшими спортсменами детского сада был поднят олимпийский флаг, а на спортивной площадке зажжен олимпийский огонь. Участники состязаний произнесли клятву олимпийцев и соревновались в 5 видах спорта: биатлон, лыжи, хоккей, скелетон, керлинг.

В напряженной спортивной борьбе победили сильнейшие, и им были вручены заслуженные награды. Не передать словами какую гордость испытали дети за свои медали, которые они завоевали упорным трудом.

О результате нашей работы в ходе проекта можно сказать, что:

1.Обогатились представления детей об Олимпиаде, ее символах, что станет значимым мотиватором для осознанного отношения к здоровому образу жизни детей, родителей, педагогов.

2.Развитие самостоятельности и активности детей (старшие дошкольники могут самостоятельно организовать игры-соревнования, выстраивать товарищеские взаимоотношения в команде.

3.Возрос интерес родителей к участию в совместных с детьми творческих делах связанных со здоровым образом жизни. Увеличилось количество родителей (на 30 %), участвующих в совместных с педагогами и детьми походах, спортивных праздниках, подвижных играх, мини олимпиадах.

4.Обновилась развивающая предметно-пространственная среда: «Музей спорта», альбомы: «Виды спорта», «Олимпийцы-гордость Пермского края», консультации для родителей «Подвижные игры в семье», «Здоровый ребенок», фотоальбомы.

5.Пополнилась «Педагогическая копилка»: презентации: «Зимние виды спорта», «Олимпийские игры», «Талисманы Олимпиады», «Олимпийские игры древности», разработаны конспекты мероприятий.

Мы считаем, что включение Олимпийского образования в процесс обучения дополнит и разнообразит систему физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Список используемой литературы

1. Гусева Н., Зорина Н.. Салют, Олимпиада-2014!//Дошкольное воспитание-№12, 2013г., с.30

2. Миленко В., Якуш О., Звягинцева С.. Пять колец// Дошкольное воспитание-№10, 2013г., с.4

3. Прищепа С.С., Шатверян Т.С., Атрощенко Н.А., Храмцова Н.В. Всей семьей на Олимпийские игры Сочи-2014!//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения-№1, 2014г., с.46

4. Кириллова Ю.А.. Навстречу Олимпиаде//СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»,2012г..

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: