Раздел «Возрастная психология»

Экзаменационные вопросы по дисциплине

“Психологические основы социальной работы”

Для студентов 2 курса педагогического факультета

Специальности 1-86 01 01-02 «Социальная работа (социально-психологическая деятельность)»,

Специальности 1-86 01 01-03 «Социальная работа (социально-реабилитационная деятельность)»

(дневная и заочная формы обучения)

(зимняя экзаменационная сессия (3 семестр))

 

Раздел «Возрастная психология»

1. Дайте определение понятию «возрастная психология». Охарактеризуйте предмет, задачи, основные понятия возрастной психологии. Раскройте взаимосвязь возрастной психологии с другими науками.

2. Раскройте цели, области, факторы, закономерности и механизмы процесса психического развития.

3. Рассмотрите экологическую модель человеческого развития. Дайте исторический анализ понятия «детство»

4. Охарактеризуйте принцип объективности в научном исследовании и в исследовании возрастного развития. Представьте алгоритм организации исследования. Охарактеризуйте экспериментальный план исследования (лонгитюдный план, метод поперечных срезов, когортно-последовательный план).

5. Охарактеризуйте основные методы организации исследования развития человека (наблюдение, эксперимент, тесты достижений и способностей, анализ индивидуальных случаев, методики самоотчета, проективные методики).

6. Охарактеризуйте теории развития человека (теории рекапитуляции Э.Геккеля и Ст.Холла; теория психосексуального развития З.Фрейда, теория психосоциального развития Э. Эриксона; нравственное развитие по Л. Кольбергу и др.).

7. Охарактеризуйте стадиальность психического развития в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского. Раскройте принцип построения возрастной периодизации.

8. Представьте возрастную периодизацию Д.Б. Эльконина. Рассмотрите две группы ведущих деятельностей (по Д.Б. Эльконину).

9. Перечислите факторы, влияющие на психическое развитие ребенка до его зачатия, раскройте физиологические особенности новорожденных. Рассмотрите шкалу Апгар.

10. Назовите ведущий вид деятельности и основные новообразования в период младенчества. Охарактеризуйте «комплекс оживления». Укажите положительные и отрицательные стороны кризиса первого года жизни.

11. Охарактеризуйте развитие психических познавательных процессов в раннем детстве (в дошкольном возрасте). Раскройте психологическую сущность кризиса трех лет.

12. Охарактеризуйте игру как ведущую деятельность ребенка в дошкольном возрасте (раскройте значение, назовите основные виды игр). Укажите основные симптомы кризиса дошкольного детства.

13. Охарактеризуйте физическое и когнитивное развитие в период среднего детства (младший школьный возраст).

14. Дайте определение понятию «психологическая готовность» к школьному обучению. Проанализируйте существующие подходы к определению готовности ребенка к школе. Охарактеризуйте личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе.

15. Раскройте специфику отношений со сверстниками в период среднего детства.

16. Раскройте психологическое содержание и симптоматику кризиса отрочества. Охарактеризуйте особенности становления самооценки в период среднего детства и условия формирования реалистичной самооценки.

17. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития в подростковом возрасте, назовите ведущий вид деятельности. Раскройте особенности когнитивного развития и анатомо-физиологической перестройки организма в подростково-юношеский период.

18. Определите место и роль института сверстников в психо-социальном формировании подростков. Охарактеризуйте проблемы психического развития в подростковый период.

19. Охарактеризуйте взаимоотношения подростка с институтом семьи. Определите влияние родительского воспитания на поведение в подростковом и юношеском возрасте.

20. Охарактеризуйте процесс становления личности в ранней юности. Раскройте симптоматику кризиса ранней юности (кризис 17-18 лет).

21. Раскройте понятие «взрослость» и назовите критерии достижения взрослости. Перечислите главные задачи развития в ранней взрослости по Хейвингхерсту.

22. Раскройте симптоматику кризиса 30 лет. Рассмотрите трёхкомпонентную теорию любви Р. Стернберга.

23. Укажите мотивы выбора профессии в ранней взрослости. Раскройте сущность самоопределения в профессиональной карьере и охарактеризуйте профессиональную адаптацию в период молодости.

24. Укажите проблемы психического развития в период ранней взрослости.

25. Дайте определение понятиям «зрелость» и «психологический возраст». Охарактеризуйте физические, психофизиологические и морфофункциональные изменения в средней взрослости.

26. Раскройте понятия «текучий интеллект», «кристаллизованный интеллект». Охарактеризуйте кризис середины жизни. Перечислите социальные задачи, реализуемые взрослым в период средней взрослости.

27. Раскройте особенности поведения и взаимоотношения в семье в зрелом возрасте. Укажите основные причины развода и повторного брака в зрелом возрасте. Оцените влияние развода и повторного брака на развитие личности и членов семьи.

28. Раскройте физические аспекты старения и когнитивные изменения в период поздней зрелости и старости.

29. Раскройте особенности личности старого человека.

30. Охарактеризуйте взаимоотношения пожилых людей с институтом своих взрослых детей. Укажите положительные показатели возраста.

31. Охарактеризуйте теории старения. Рассмотрите основные типы приспособления к старости.

32. Охарактеризуйте проблему восприятия собственной смерти: раскройте стадии приспособления к умиранию, описанные К. Росс.

33. Раскройте сущность депривации. Охарактеризуйте виды депривации.

34. Дайте определение понятию «сепарация». Назовите негативные последствия депривации и сепарации.

 

 

ЛИТЕРАТУРА ПО РАЗДЕЛУ «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

 

Основная:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб.пособие для студ. вузов. -4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 672 с.

2.Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учёб. пособие. - 2-е изд., перераб. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.

3. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред. В.Е. Клочко. ―Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.: ил.

4. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология [текст]: хрестоматия / И.В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: Академия, 2008

5. Крайг Г., Бокум, Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с

7. М. Е. Хилько, М. С.Ткачева Возрастная психология. Конспект лекций. ― М.:Юрайт, 2010 г

8. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник…-4-е изд. ─ М.: Издат. Центр «Академия», 1999. ─456 с.

9. Поляков, A.M. Психология развития: учеб.пособие для студентов психол. и пед. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / А.М. Поляков. ─ Минск.: ТетраСистемс, 2006.

10. Психология человека от рождения до смерти [текст]: учебник / под ред.А.А. Реана. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007.

11. Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). — СПб.: Речь, 2006 — 320 с.

12. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость /О.В. Хухлаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

13. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко - М.:Гардарики, 2004. - 349 с.

 

 

Старший преподаватель

кафедры педагогики и социальной работы О.В. Солдатова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: