Эссе
на тему:
Социологический анализ по пьесе
А.Н. Островского «Гроза»
Работу выполнил
студент 1 курса
Бойцова Анна Романовна
Москва,2016 г.
Пьеса А.Н.Островского «Гроза» является одним из самых знаменитых шедевров русской литературы. Неудивительно, ведь в данном произведении затрагиваются вопросы, которые актуальны и в наши дни. В «Грозе» отражены переживания, думы и поступки людей, которые я бы хотела рассмотреть на основе следующих социологических теорий…
Р.Мертон в своем очерке «Американская социологическая мысль» подробно рассматривает значение «функции» в обществе. Дает несколько формулировок термину (в качестве собрания или мероприятия; профессии;математического понятия), но останавливается на том, что функция – это совокупность общественно-институциональных взаимодействий, процессы которых ведут за собой определенные последствия: позитивные или негативные.
Для того чтобы подробнее ознакомиться с понятием «функциональный анализ», я обращусь к произведению А.Н.Островского и рассмотрю роль семьи и ее функции.
|
|
Как правило, семья- это институт, основанный на постулатах любви, верности и браке, но в семье властной и богатой купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой быт построен на патриархальных законах и беспрекословном подчинении младших членов семейства главе-Кабанихе. Сама же Марфа Игнатьевна закладывает иной мотив в свои поступки: она охраняет семейство, желает своим детям только счастья и именно поэтому собирается выстроить их жизнь так же, как и свою.Например, своего сына Тихона она воспитывает в жесткости и страхе, всячески подавляя его волю и веру в себя еще с рождения, поэтому, когда он вырастает, он продолжает исполнять приказы матери и повинуется ее авторитетному слову, лишь бы не нарваться на скандал. В данном случае мы видим проявление дисфункции, а именно: несмотря на то, что такой социальный институт как семья крепок, ему чуждо понятие «любовь»; дети не находят моральной поддержки от матери и вырастают трусливыми, озлобленными на весь мир, что в свою очередь ведет к упадку нравственности в социуме в целом.
Савел Прокофьевич Дикой- один из самых богатых и влиятельных купцов в городе Калинов. Понимая, в каком положении он находится, он позволяет себе унижать и оскорблять других людей, кроме того он чрезмерно скуп. Когда Кулигин просит Дикого дать денег на громоотвод, купец бранит его, ведь ему жалко своих сбережений.Сам Дикой признается: «Кому своего добра не жалко!»Здесь дисфункция выражается в скупости, невежестве и самодурстве купца, ведь, как известно, деньги развращают человека.
|
|
Марфа Игнатьевна отличается от Дикого тем, что совершает все свои поступки под видом добродетели.Она религиозна, поэтому дает кров странницам (социальная поддержка низших слоев населения-функция), тем самым думая, что помогает Богу, делает себя чище по сравнению с остальными. Сами же странницы всячески поддерживают эту иллюзию, не дают Кабанихе возможности усомниться и понять, что она тиран и деспот. То есть ее поступки перед Всевышним лишь следствие ее набожности, они не несут в себе искреннего порыва помощи людям. «Ханжа... Нищих оделяет, а домашних совсем заела» - отзывается о ней Кулигин. Здесь дисфункцией выступает чрезмерная набожность купчихи, ввиду которой у нее складывается разное отношение к своим и чужим (к семье она относится с меньшей заботой).
Разумеется, в городе Калинов есть и свои положительные герои, которые идут против «темного царства» и стараются дать отпор. Например, Катерина страдает от непонимания со стороны мужа, от постоянных нападок свекрови на нее, от невежества и грубости остальных. Несмотря на то, что Кабаниха стремится помочь каждому и поэтому постоянно вмешивается в отношения сына и Катерины, это приносит лишь невзгоды. Как следствие- Тихон уезжает в Москву и оставляет жену. Катерина, как человек тонко чувствующий и глубоко пропускающий все сквозь себя, не может стерпеть холода и равнодушия со стороны мужа по отношению к себе, и последней точкой становится отъезд благоверного…В попытках найти человека, который смог бы понять ее, она изменяет мужу с племенником Дикого- Борисом. Как видно, не соблюдается основная функция семьи – эмоциональная поддержка, что толкает Катерину на измену, а из этого положения вытекает следующая дисфункция, а именно:разрушение брака.
В своей книге «Самоубийство» Э.Дюркгейм размышляет над причинами суицида. Приводит доводы в пользу того, что самоубийство не может быть вызвано психологическими или биологическими факторами, а это продукт социального воздействия на человека.Он выделяет эгоистическое(возникает на почве одиночества, невозможности достичь желаемого), альтруистическое (стремление к совершению бескорыстного действия, жертвоприношение)и аномическое (человек не успевает приспосабливаться к новым условиям; стирание моральных и нравственных рамок в социуме) самоубийства.
В конце пьесы А.Н. Островского «Гроза» события приобретают трагический характер- Катерина топится. Обратимся к причинам совершения суицида героини:
1) Непринятие социальных норм «темного царства». Катерина была противоборствующей силой, она не могла принять невежества и самодурства, поскольку была тонко чувствующей натурой. Еще с рождения она воспитывалась в теплой атмосфере любви и ласки, впитала в себя самые лучшие качества того времени, поэтому, придя в дом Кабановой, она столкнулась с совершенно иными для нее порядками.
2) Измена с Борисом и его предательство. Катерина человек религиозный, поэтому связь с Борисом вызывает у нее отвращение по отношению к себе, она кается перед мужем, боится «грозы»1. Кроме того, Борис предает Катерину, когда уезжает в Сибирь один и не берет ее с собой, игнорируя ее мольбы.
3) Непонимание со стороны окружающих. Как и было сказано ранее, Катерина не привыкла к домостройским законам. Она одна бросает вызов «темному царству», словно маленький лучик солнца во тьме; это своеобразный протест против укладов Кабанихи.
4) Катерина чувствует одиночество, собственную отрешенность от общества, она подавлена и не может справиться с тем, что не соответствует социальным ожиданиям своего времени.
________________
1У А.Н. Островского понятие «гроза» носит символический характер, обозначая Божью кару, наказание.
|
|
Из этого следует, что Катерина совершила самоубийство эгоистического типа.
Хочу вновь обратиться к размышлениям Мертона и функциональному анализу. Социолог также выделял явные и латентные функции. Явные- это те последствия социального действия, которые были запланированы заранее; они очевидны членам социальной группы и принимаются ими. Латентные (скрытые) – носят случайный характер, они не запланированы; участники группы/индивид не всегда осознают их.
Например, самоубийство Катерины носило так же и латентную функцию. Явной будет являться непосредственно сама смерть Катерины и скорбь по ней со стороны мужа, а скрытой- то, что Тихон наконец осмелился дать отпор своей матери Марфе Игнатьевне. Он обвиняет ее в смерти супруги: «Маменька, вы её погубили! Вы, вы, вы…». С этого момента пошатывается «темное царство»…
Обратим внимание на поведение дочери Кабановой Варвары. Варвару нельзя отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям. Она следует политике адаптации к окружающей среде, как сама признается: «Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Явной функцией здесь выступает поведение Варвары и ее подчинение матери, Кабаниха одобряет ее поступки, ведь они согласуются с ее правилами, но на самом деле дочь проявляет хитрость и изворотливость (латентная функция). Как следствие тому- Варвара сбегает с Кудряшом (проявление дисфункции).
Чрезмерный контроль Кабанихи за жизнью домашних отравляет им жизнь. Несмотря на то, что Марфа Игнатьевна стремится повысить уровень благосостояния, помочь детям, она активно влезает в их жизнь, диктует им свои правила, что в свою очередь негативно воспринимается детьми. Она хочет, чтобы домочадцы ее уважали и во всем слушались, и они действительно исполняют ее пожелания(явная функция), но лишь под гнетом страха; они не уважают ее, а боятся (латентная функция).
Почему же Дикой и Кабаниха агрессивно относятся к своему окружению? Многие социологи неоднократно задумывались над причинами агрессивного поведения индивида. Существует несколько социологических теорий, объясняющих это.
|
|
Так А.Бандур - автор теории социального научения полагал, что истоками агрессии могут статьнегативные модели поведенияродителей, которые с ранних лет показывали плохой пример своим детям. Возможно, родители Кабанихи и Дикого воспитывали их в том же ключе, как Кабаниха воспитывает сейчас Варвару и Тихона.
Р.Додж и С.Крик считаются основателями теории деятельности. Согласно этой теории, агрессия может быть проактивной (борьба за статус, подстрекательство) и реактивной (выражение гнева в ответ на провокацию). Эта теория наиболее ярко описывает причину грубого и невежественного поведения Дикого и Кабанихи. На мой взгляд, оба этих персонажей ведут себя агрессивно, поскольку хотят, чтоб их уважали.
М.Мид изучала разницу между культурами разновозрастных групп в семье. Она выделяет постфигуративную (дети учатся у старших), кофигуративную (и взрослые, и дети учатся у сверстников) и префигуративную (взрослые также учатся у детей) культуры. Вернемся к пьесе А.Н. Островского: перед нами семья патриархального типа, в ней живут несколько поколений, где младшие подчиняются старшим. Здесь мы можем наблюдать проявление постфигуративной культуры.
Список использованной литературы:
http://konspekta.net/lek-7204.html
Пьеса А.Н.Островского «Гроза»
Работа Э.Дюркгейма «Самоубийство»
Работа Р.Мертона «Американская социологическая мысль»
Работа М.Мид «Культура и мир с детства»
http://studme.org/1212012428749/sotsiologiya/funktsii_sotsialnyh_institutov
http://psylist.net/obh/00039.htm