А.Н. Островского «Гроза»

Эссе

на тему:

Социологический анализ по пьесе

А.Н. Островского «Гроза»

 


 

 

Работу выполнил

студент 1 курса

Бойцова Анна Романовна

 

Москва,2016 г.

 

Пьеса А.Н.Островского «Гроза» является одним из самых знаменитых шедевров русской литературы. Неудивительно, ведь в данном произведении затрагиваются вопросы, которые актуальны и в наши дни. В «Грозе» отражены переживания, думы и поступки людей, которые я бы хотела рассмотреть на основе следующих социологических теорий…

Р.Мертон в своем очерке «Американская социологическая мысль» подробно рассматривает значение «функции» в обществе. Дает несколько формулировок термину (в качестве собрания или мероприятия; профессии;математического понятия), но останавливается на том, что функция – это совокупность общественно-институциональных взаимодействий, процессы которых ведут за собой определенные последствия: позитивные или негативные.

Для того чтобы подробнее ознакомиться с понятием «функциональный анализ», я обращусь к произведению А.Н.Островского и рассмотрю роль семьи и ее функции.

Как правило, семья- это институт, основанный на постулатах любви, верности и браке, но в семье властной и богатой купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой быт построен на патриархальных законах и беспрекословном подчинении младших членов семейства главе-Кабанихе. Сама же Марфа Игнатьевна закладывает иной мотив в свои поступки: она охраняет семейство, желает своим детям только счастья и именно поэтому собирается выстроить их жизнь так же, как и свою.Например, своего сына Тихона она воспитывает в жесткости и страхе, всячески подавляя его волю и веру в себя еще с рождения, поэтому, когда он вырастает, он продолжает исполнять приказы матери и повинуется ее авторитетному слову, лишь бы не нарваться на скандал. В данном случае мы видим проявление дисфункции, а именно: несмотря на то, что такой социальный институт как семья крепок, ему чуждо понятие «любовь»; дети не находят моральной поддержки от матери и вырастают трусливыми, озлобленными на весь мир, что в свою очередь ведет к упадку нравственности в социуме в целом.

Савел Прокофьевич Дикой- один из самых богатых и влиятельных купцов в городе Калинов. Понимая, в каком положении он находится, он позволяет себе унижать и оскорблять других людей, кроме того он чрезмерно скуп. Когда Кулигин просит Дикого дать денег на громоотвод, купец бранит его, ведь ему жалко своих сбережений.Сам Дикой признается: «Кому своего добра не жалко!»Здесь дисфункция выражается в скупости, невежестве и самодурстве купца, ведь, как известно, деньги развращают человека.

Марфа Игнатьевна отличается от Дикого тем, что совершает все свои поступки под видом добродетели.Она религиозна, поэтому дает кров странницам (социальная поддержка низших слоев населения-функция), тем самым думая, что помогает Богу, делает себя чище по сравнению с остальными. Сами же странницы всячески поддерживают эту иллюзию, не дают Кабанихе возможности усомниться и понять, что она тиран и деспот. То есть ее поступки перед Всевышним лишь следствие ее набожности, они не несут в себе искреннего порыва помощи людям. «Ханжа... Нищих оделяет, а домашних совсем заела» - отзывается о ней Кулигин. Здесь дисфункцией выступает чрезмерная набожность купчихи, ввиду которой у нее складывается разное отношение к своим и чужим (к семье она относится с меньшей заботой).

Разумеется, в городе Калинов есть и свои положительные герои, которые идут против «темного царства» и стараются дать отпор. Например, Катерина страдает от непонимания со стороны мужа, от постоянных нападок свекрови на нее, от невежества и грубости остальных. Несмотря на то, что Кабаниха стремится помочь каждому и поэтому постоянно вмешивается в отношения сына и Катерины, это приносит лишь невзгоды. Как следствие- Тихон уезжает в Москву и оставляет жену. Катерина, как человек тонко чувствующий и глубоко пропускающий все сквозь себя, не может стерпеть холода и равнодушия со стороны мужа по отношению к себе, и последней точкой становится отъезд благоверного…В попытках найти человека, который смог бы понять ее, она изменяет мужу с племенником Дикого- Борисом. Как видно, не соблюдается основная функция семьи – эмоциональная поддержка, что толкает Катерину на измену, а из этого положения вытекает следующая дисфункция, а именно:разрушение брака.

В своей книге «Самоубийство» Э.Дюркгейм размышляет над причинами суицида. Приводит доводы в пользу того, что самоубийство не может быть вызвано психологическими или биологическими факторами, а это продукт социального воздействия на человека.Он выделяет эгоистическое(возникает на почве одиночества, невозможности достичь желаемого), альтруистическое (стремление к совершению бескорыстного действия, жертвоприношение)и аномическое (человек не успевает приспосабливаться к новым условиям; стирание моральных и нравственных рамок в социуме) самоубийства.

В конце пьесы А.Н. Островского «Гроза» события приобретают трагический характер- Катерина топится. Обратимся к причинам совершения суицида героини:

1) Непринятие социальных норм «темного царства». Катерина была противоборствующей силой, она не могла принять невежества и самодурства, поскольку была тонко чувствующей натурой. Еще с рождения она воспитывалась в теплой атмосфере любви и ласки, впитала в себя самые лучшие качества того времени, поэтому, придя в дом Кабановой, она столкнулась с совершенно иными для нее порядками.

2) Измена с Борисом и его предательство. Катерина человек религиозный, поэтому связь с Борисом вызывает у нее отвращение по отношению к себе, она кается перед мужем, боится «грозы»1. Кроме того, Борис предает Катерину, когда уезжает в Сибирь один и не берет ее с собой, игнорируя ее мольбы.

3) Непонимание со стороны окружающих. Как и было сказано ранее, Катерина не привыкла к домостройским законам. Она одна бросает вызов «темному царству», словно маленький лучик солнца во тьме; это своеобразный протест против укладов Кабанихи.

4) Катерина чувствует одиночество, собственную отрешенность от общества, она подавлена и не может справиться с тем, что не соответствует социальным ожиданиям своего времени.

________________

1У А.Н. Островского понятие «гроза» носит символический характер, обозначая Божью кару, наказание.

 

Из этого следует, что Катерина совершила самоубийство эгоистического типа.

 

Хочу вновь обратиться к размышлениям Мертона и функциональному анализу. Социолог также выделял явные и латентные функции. Явные- это те последствия социального действия, которые были запланированы заранее; они очевидны членам социальной группы и принимаются ими. Латентные (скрытые) – носят случайный характер, они не запланированы; участники группы/индивид не всегда осознают их.

Например, самоубийство Катерины носило так же и латентную функцию. Явной будет являться непосредственно сама смерть Катерины и скорбь по ней со стороны мужа, а скрытой- то, что Тихон наконец осмелился дать отпор своей матери Марфе Игнатьевне. Он обвиняет ее в смерти супруги: «Маменька, вы её погубили! Вы, вы, вы…». С этого момента пошатывается «темное царство»…

Обратим внимание на поведение дочери Кабановой Варвары. Варвару нельзя отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям. Она следует политике адаптации к окружающей среде, как сама признается: «Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Явной функцией здесь выступает поведение Варвары и ее подчинение матери, Кабаниха одобряет ее поступки, ведь они согласуются с ее правилами, но на самом деле дочь проявляет хитрость и изворотливость (латентная функция). Как следствие тому- Варвара сбегает с Кудряшом (проявление дисфункции).

Чрезмерный контроль Кабанихи за жизнью домашних отравляет им жизнь. Несмотря на то, что Марфа Игнатьевна стремится повысить уровень благосостояния, помочь детям, она активно влезает в их жизнь, диктует им свои правила, что в свою очередь негативно воспринимается детьми. Она хочет, чтобы домочадцы ее уважали и во всем слушались, и они действительно исполняют ее пожелания(явная функция), но лишь под гнетом страха; они не уважают ее, а боятся (латентная функция).

 

Почему же Дикой и Кабаниха агрессивно относятся к своему окружению? Многие социологи неоднократно задумывались над причинами агрессивного поведения индивида. Существует несколько социологических теорий, объясняющих это.

Так А.Бандур - автор теории социального научения полагал, что истоками агрессии могут статьнегативные модели поведенияродителей, которые с ранних лет показывали плохой пример своим детям. Возможно, родители Кабанихи и Дикого воспитывали их в том же ключе, как Кабаниха воспитывает сейчас Варвару и Тихона.

Р.Додж и С.Крик считаются основателями теории деятельности. Согласно этой теории, агрессия может быть проактивной (борьба за статус, подстрекательство) и реактивной (выражение гнева в ответ на провокацию). Эта теория наиболее ярко описывает причину грубого и невежественного поведения Дикого и Кабанихи. На мой взгляд, оба этих персонажей ведут себя агрессивно, поскольку хотят, чтоб их уважали.

 

М.Мид изучала разницу между культурами разновозрастных групп в семье. Она выделяет постфигуративную (дети учатся у старших), кофигуративную (и взрослые, и дети учатся у сверстников) и префигуративную (взрослые также учатся у детей) культуры. Вернемся к пьесе А.Н. Островского: перед нами семья патриархального типа, в ней живут несколько поколений, где младшие подчиняются старшим. Здесь мы можем наблюдать проявление постфигуративной культуры.

 

 

Список использованной литературы:

 

http://konspekta.net/lek-7204.html

 

Пьеса А.Н.Островского «Гроза»

 

Работа Э.Дюркгейма «Самоубийство»

 

Работа Р.Мертона «Американская социологическая мысль»

 

Работа М.Мид «Культура и мир с детства»

 

http://studme.org/1212012428749/sotsiologiya/funktsii_sotsialnyh_institutov

 

http://psylist.net/obh/00039.htm

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: