Учения Павлова о сигнальных системах

СИГНА́ЛЬНЫЕ СИСТЕ́МЫ

условно- рефлекторный механизм отражения. Понятие "С. с." было введено И. П. Павловым в связи с задачей объяснения физиологических закономерностей работы головного мозга человека.

Согласно т. зр. Павлова, регуляция отношений организма со средой осуществляется у высших животных, включая человека, посредством двух взаимосвязанных инстанций головного мозга: в подкорке сосредоточен нервный аппарат безусловных рефлексов, вызываемых немногими безусловными (действующими с рождения) внешними раздражителями; этот аппарат, составляющий первую инстанцию, обеспечивает ограниченную ориентировку в среде и слабое приспособление. Вторая инстанция образуется большими полушариями, в которых сосредоточен нервный аппарат условных рефлексов, обеспечивающий сигнализацию немногих безусловных раздражителей бесчисленным количеством др. раздражителей, анализируемых и синтезируемых; этот аппарат резко расширяет возможности ориентировки организма и повышает его приспособительность. Система условно-рефлекторных связей, формирующихся на уровне второй инстанции, составляет единственную С. с. в животном организме и первую – у человека.

Не выделяя специально третьей инстанции, Павлов на уровне человека расчленяет высшую нервную деятельность на две взаимосвязанные С. с., указывая, что в человеке прибавляется (особенно в связи с развитием лобных долей) вторая С. с. – сигнализация первой С. с. речью, ее базальным компонентом – раздражениями, связанными с движениями органов речи. Этим вводится новый принцип нервной деятельности – отвлечение и обобщение сигналов предшествующей системы с анализированием и синтезированием этих новых обобщенных сигналов. Новый принцип, по выражению Павлова, обусловливает безграничную ориентировку человека в окружающем мире и в себе самом и создает высшее приспособление человека – науку (см. Соч., т. 3, кн. 2, 1951, с. 215, 233). Павлов полагает, что осн. законы работы обеих С. с. тождественны (законы иррадиации и концентрации возбуждения и торможения и их взаимная индукция).

Вторая С. с. – это не система внешних явлений – раздражителей, а система рефлекторных связей в их физиологич. выражении. Она не тождественна ни языку, ни мышлению, а представляет собой принцип корковой деятельности, к-рый может быть использован лишь как физиологич. основа для объяснения языка и мышления.

СОН

Сон - это долговременное функциональное состояние, характеризующееся значительным снижением нервно -

психической и двигательной активности, которое необходимо для восстановления способности мозга к апалишко-синтетической деятельности.

Виды сна:

1. Физиологический суточный сон.

2. Сезонный сон у животных (земляная белка 9 мес.)

3. Гипнотический сон.

4. Наркотический сон.

5. Патологический сон.

Продолжительность суточного сна у новорождённых около 20 часов, у годовалых детей 13-15 часов, у взрослых 6-9 часов. (Взгляды Наполеона на сон, вредная привычка, продолжительность жизни коротко спящих, средне спящих, длительно спящих людей).

В течение физиологического сна периодически друг друга сменяют 2 его формы: быстрый или парадоксальный сон, медленный сон. Быстрый сон возникает 4-5 раз за ночь и длится 1/4 всего времени сна. Во время быстрого сна мозг находится в длительном состоянии: об этом свидетельствует а-ритм ЭЭГ, быстрые движения глазных яблок, подёргивание век, конечностей, учащаются пульс и дыхание и т.д. Если человека разбудить во время быстрого сна, он расскажет о сновидениях. При медленном сне этих явлений нет, а на ЭЭГ регистрируется дельта- ритм, свидетельствующий о тормозных процессах в мозге. Долгое время считалось, что во время медленного сна сновидений нет, сейчас установлено, что сновидения в этот период сна менее яркие, длительные и реальные. Возникновение ночных кошмаров также связано с медленным сном. Более того, обнаружено, что сомнамбулизм или снохождение возникает именно во время медленного сна.

Значение сна:

1.Очищение Ц.И.С. от метаболитов, накопившихся в процессе бодрствования.

2.Удаление накопившейся задень ненужной информации и подготовка к приёму новой.

3.Переход информации кратковременной памяти в долговременную. Он происходит во время медленного сна. Поэтому заучивание материала перед сном способствует запоминанию и лучшему воспроизведению запомненного. Особенно под улучшается запоминание логически несвязанного материала. 4.Эмоциональная перестройка. Во время быстрого сна происходит снижение возбудимости очагов мотивационного возбуждения, которые возникли в результате неудовлетворённой потребности. Во время сна неудовлетворённые потребности находят своё отражение в сновидениях (3. Фрейд. О сновидении). У больных с депрессивными состояниями наблюдаются необычайно яркие сновидения. Таким образом во сне происходит психологическая стабилизация и личность в определенной мере защищается от нерешённых конфликтов. Обнаружено, что люди мало спящие, у которых продолжительность быстрого сна относительно больше, лучше приспособлены к жизни и спокойно переживают психологические проблемы. Долго спящие обременены психологическими и социальными конфликтами. Теории механизмов сна.

1.Химическая теория сна. Выдвинута в прошлом веке. Считалось, что в процессе бодрствования образуются гипнотоксины, которые вызывают засыпание. В последующем была отвергнута. Однако сейчас вновь выдвигается биохимическая теория. В данное время установлено, что нейромедиатор серотонин способствует развитию медленного сна, норадреналин - быстрого. Кроме этого, из мозга выделены нейропептиды, которые вызывают засыпание при действии на гипоталамические центры мозга, например, это пептид дельта - сна.

2.Теория центра сна. Создатель теории - австрийский лауреат Нобелевской премии физиолог Гесс. В 30-е годы он обнаружил, что при электрическом раздражении ядер Г.Т. в области третьего желудочка, происходит засыпание животного.

3.Теория разлитого торможения коры. Предложена И.П. Павловым. По его теории сон - это разлитое торможение К.Б.П., возникающее в результате его иррадиации из локальных участков, где вследствие утомления первоначально произошло торможение. Эта теория также не в полной мере объясняет возникновение сна. В частности установлено, что в период быстрого сна кора находится в деятельном состоянии.

4.Теория П.К. Анохина. Согласно ей, в результате утомления развивается торможение локальных участков коры. Кора перестаёт возбуждать центры сна в Р.Ф. и в нейронах развивается торможение. Р.Ф. перестаёт оказывать активирующее влияние на К.Б.П. и в ней развивается разлитое торможение.

5. В настоящее время установлено, что сон и бодрствование - это два взаимно дополняющих функциональных состояниях. Их регуляция осуществляется центрами, находящимися в реципрокных отношениях. Обнаружены центры бодрствования в ретикулярной формации среднего и промежуточного мозга, в этих же отделах мозга находятся центра сна. При этом нейромедиатором в центрах сна является серотонин и пептиды сна. Центры сна активируются в результате уменьшения количества нервных импульсов, поступающих в Р.Ф. от периферических рецепторов по коллатералям (теория деафферентации, рефл. теория), а также по нисходящим путям от К.Б.П. При возбуждении центров сна тормозятся центры бодрствования и активирующее влияние Р.Ф. на кору уменьшается, развивается сон

 

Физиологической основой внимания является механизм взаимодействия основных нервных процессов (возбуждения и торможения) в коре головного мозга. И.П.Павлов указывал, что раздражители, сигналы, поступающие в мозг, вызываюториентировочно-исследовательскую реакцию, рефлекс «что такое?». Организм готов к неожиданностям, готов ответить на новые обстоятельства той или иной формой поведенияДля объяснения физиологических механизмов внимания известное значение имеет выдвинутый А.А.Ухтомским принцип доминанты. В каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга имеется участок (очаг) с повышенной нервной возбудимостью, господствующий (доминирующий) над остальными частями коры. При некоторых условиях (оптимальная степень возбуждения) он усиливается за счет других нервных импульсов, обычно вызывающих иные реакции. Так, например, ритмически слабые звуки, при обычных условиях вызывающие ориентировочный рефлекс, при наличии доминантного очага, связанного с процессом чтения, способствуют его усилению и, таким образом, увеличивают концентрацию внимания. Однако при максимальной степени нервного возбуждения в доминирующем очаге побочные импульсы не только не содействуют его усилению, но вызывают в нем парабиотическое торможение и, таким образом, приводят к нарушению концентрации внимания. Внешнее торможение составляет физиологическую основу исчезновения концентрации внимания и его переключаемости

Восприятие, как и ощущение, носит рефлекторный характер ИП Павлов доказал, что почва восприятия составляют условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга при воздействии и предметов и явлений окружающего мира с разнообразными свойствами на рецепторы Предметы и явления выступают комплексными раздражителями в единстве всех своих свойств и черт, поэтому восприятие является к омплексною деятельностью системы анализаторов Это, в свою очередь, предполагает сложную аналитико - синтетическую деятельность мозговых отделов анализаторов Анализ обеспечивает выделение объекта с окружающей мира, синтез - объединение отдельных свойств и качеств объекта восприятия в целостный образ Таким образом, физиологической основой восприятия является условно рефлекторная деятельность внутришньоанализаторного и мижанализаторного комплекса нервных связей, что обеспечивает целостность и предметность объект и восприятии. К свойствам восприятия относятся: предметность, константность, избирательность, структурность, целостность, категориальнисть, осмысленность и апперцепция

Мышление - это психический процесс познания и накопления информа­ции и опыта, оперирование знанием, т.е. закодированной с по­мощью механизмов памяти информацией. Виды мышления.· Элементарное (конкретное) мышление - Физиологическую основу со­ставляет первая сигнальная система. Абстрактное мышление - отвлеченно-понятийная форма мышления, развивающаяся со становлением второй сигналь­ной системы Оно свойственно только че­ловеку. Вторая сигнальная система обеспечивает мышление с помощью различных понятий, категорий, формул.Словесно-логическое мышление (дискурсивное) - форма мыш­ления, основанная на рассуждении

Структурные компоненты мышления.

· Ассоциативные зоны коры большого мозга,лобная кора., Лимбическая · Височная кора,правое и левое полушария

Сознание – одно из наиболее сложных психических явлений, свойственных человеку; способ отношения к миру через общественно выработанную систему знаний, закрепленных в языке, во всех ее смыслах и значениях, наивысшая форма отражения действительности. Торможение деятельности ретикулярной формации снижает способность осознавания сигналов. Важную роль в процессах сознания играет двигательный центр речи и его связи с сенсорными зонами коры (зоны органов чувств). Именно этим определяется значительная роль языка в становлении сознания человека, развитии его психики. Сознание является результатом деятельности целостного мозга, тесного взаимодействия коры и подкорковых центров. Ведущую роль в организации сознания играет левое полушарие, обеспечивающее также функцию речи. Подсознание – это процессы анализа информации и формирования поведенческих реакций, не достигающих уровня сознания. сверхсознание (творческая интуиция).

Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством звуковых и зрительных знаков. Процесс речи основан на работе различных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного и двигательного), с помощью которых происходит опознание и порождение речевых сигналов. Функции речи:1. Коммуникативная функция. Заключается в общении людей посредством языка. 2. Регулирующая функция. Состоит в регуляции поведения других людей и собственного поведения посредством внутренней речи.3. Программирующая функция. Заключается в предварительном построении схемы будущего высказывания и переходе этой схемы к воспроизведению высказывания. У большинства правшей и левшей речевые функции выполняет левое полушарие. Передним отделом речевой зоны коры является центр Брока, т.е. двигательный центр речи. Он расположен в третьей лобной извилине левого полушария. При его поражениях нарушается способность к осмысленному высказыванию. Это состояние называется моторной афазией. Наблюдается несколько ее форм. Если человек не может произнести развернутую речь, но может читать вслух или повторять за кем-либо предложения, это называется динамической афазией. Когда нарушается фонация и артикуляция, то такое состояние носит название парадигматической афазии. Следовательно, передний отдел речевой зоны обеспечивает программирующую функцию речи. Больные понимают дефекты своей речи, поэтому говорят мало и с трудом. Задним отделом речевой зоны является центр Вернике, находящийся в верхней височной извилине левого полушария. При поражениях этого центра нарушается понимание речи, т.е. возникает сенсорная афазия. Речь таких людей беглая, но бессмысленная. Кроме того, в этом случае могут наблюдаться оптико-мнестическая и акустико-мнестическая афазии. Это ухудшение зрительной и слуховой речевой памяти.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: