Эпоха возрождения - период перехода от Средневековьяк новому времени, охватывающая период с 14 по 17 вв. Это эпоха Великих Географических открытий, открытийв естествознании, эпоха зарождения кап. Отношений,глубоких соц. Потрясений, религиозных войн во Франции и Нидерландская буржуазная революция.
Эпоха начинается в Италии. Ренессанс осознает себя как возрождение античной культуры. Ренессанс относится к античности как к идеалу. Это эпоха художественно эстетическая, формируется новое искусство, объектом которого выступает ч-к. В эпоху утверждается гуманистическое мировоззрение, когда ч-к выступает как ценность.
В эпоху возрождения происходит реабилитация телесного, характерен культ красоты. Это выражается в деятельности известных поэтов, художников и скульпторов. Все эти особенности эпохи находят отражение в особенностях фил.: антропоцентризм, тесная связь с развитием естествознания, Новое понимание бога природы. Бог понимается как природа. Природа рассматривается как самостоятельное явление, Поднимаются вопросы естественной морали, естественного права и естественной религии.
|
|
Характерной чертой эпохи Возрождения стало появление специфически ренессансного мировоззрения — гуманизма (Франческо
Петрарка, Джованни Боккаччо, Лоренцо Валло,Пико де ла Мирандола,
Эразм Роттердамский, СебастианБранд, Томас Мор, Франсуа Рабле,
Мишель Монтень идр.).
Эпоха Возрождения характеризуется бурным развитием науки (естествознания) изначительным ростом ее авторитета. ВXVв. шло активное развитие натурфилософии (философии природы). На ранней
стадии развития вней господствовали магические имистические
представления, но уже вXVIв. основным объектом исследования становятся законы самой природы. Натурфилософия, несмотря на ее многочисленные заблуждения, сыграла роль переходного звена от средне-
вековой ксовременной науке ипослужила фундаментом для послед-
ней. Базировалась натурфилософия чаще всего на идеях гилозоизмаи
пантеизма.Виднейшие натурфилософы —ПарацельсиБернардино
Телезио.
В сфере социально-политических воззрений вэпоху Возрождения
особое место занял утопизм, предлагающий человечеству идеальные
модели совершенного общества (Томас Мор, ТоммазоКампанелла), и
учение Никколо Макиавелли (макиавеллизм), основанное на жизнен-
ноипрактике ипредлагающее утилитарно-прагматические решения
проблем управления обществом.
Гуманизм —это особое явление вдуховной жизни эпохи Возрож-
дения. Смысл данного термина вэпоху Возрождения был принципи-
ально иным, нежели в современную эпоху, где «гуманизм» близок к «гу-
манности» — «человеколюбию».
|
|
В XIV—XVвв. было принято деление наук на «науки божествен-
ные» и«науки человеческие (гуманитарные)», причем к последним обычно относили грамматику, риторику,
литературу и поэзию, историю и этику. Гуманистами называли образо-
ванных людей, особенно хорошо знавших именно эти науки.
Первым гуманистом считается Петрарка(1304 —1374). Анали-
зируя причины «испорченности» и«безбожия» своего времени, он ука-
зал две их основные причины и способы борьбы сними. Увлечение натурализмом-необходимо обратится к человеку и чел.душе. Увлечение рационалистическими методами мышления-необходимо возвратится к гуманитарным наукам и их методам.
В центре внимания гуманистов находится человек, но не как «сосуд
греха» (что было характерно для Средневековья), акак самое совер-
шенное творение Бога, созданное по «образу Божьему». Человек, как и
Бог, является творцом, ивэтом его высшее предназначение.
Одна из важней-
ших идей гуманистов состояла втом, что оценивать человека надо не
по его знатности или богатству, не по заслугам его предков, атолько по
тому, чего достиг он сам. Высокая оценка личности, индивида неизбеж-
но вела к индивидуализму.