Степанова Дария Степановна,
Студент ИФКиС СВФУ, г. Якутск
Сергин Афанасий Афанасьевич,
к.п.н.,доцент, зав. кафедры ТМФКиБЖ, г. Якутск.
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы развития координационных способностей детей младшего школьного возраста. Подвижные игры являются одним из самых массовых и доступных средств физического воспитания детей.
Ключевые слова: координационные способности, подвижные игры, младший школьный возраст.
Сегодняшний ребенок мало двигается, неактивно созерцает мир. Можно сказать, игра - необходимый вид деятельности, в процессе которой отражается накопленный детьми опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются новые навыки, необходимые для успешной трудовой деятельности. Именно в игре ребенок - автор и исполнитель, творец, испытывающий чувство восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии.[ 1, c.20]
Цель исследования- развить координационные способности посредством подвижных игр.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
2. Дать характеристику основным понятиям работы;
3. Выявить уровень развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
Координационные способности- это психомоторные свойства (особенности) индивида, которые определяют готовность к оптимальному управлению и регуляции двигательных действий (Лях В.И., 1979).
При этом следует различать понятия «координация движений» и «КС». Первое-это организация управляемости движений, или процесс управления и регуляции ими, а второе-свойство, необходимое для оптимального протекания этого процесса.
Среди координационных называют также способность к пространственной ориентации, мелкую моторику, способность к дифференцированию, воспроизведению, отмериванию и оценке пространственных, силовых и временных параметров движений, ритм, вестибулярную устойчивость, способность произвольно расслаблять мышцы и др.
Младший школьный возраст ребенка - это возраст, когда проходит очередной период глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Вместе с тем, младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности.
Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошей координации. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные двигательные качества.
Важнейшей особенностью подвижных игр является то, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия играми оказывают влияние одновременно и на двигательную и на психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессе контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системы.
Изменчивость игровых условий требует постоянного приспособления используемых движений к новым ситуациям. Поэтому двигательные навыки формируются четкими, пластичными. Совершенствуется ловкость, развивается способность создавать новые движения из ранее освоенных.
Подвижные игры как средство физического воспитания отличаются рядом особенностей в непрерывно меняющихся условиях:
1. Активность и самостоятельность играющих;
2. Соревновательный характер;
3. Коллективность действий.
Действия играющих подчинятся правилам. Правила определяют выбор тактики и облегчают руководство игрой. Игры принято классифицировать по характеру складывающихся в игре взаимоотношений. Этот принцип впервые был применен П.Ф. Лесгафтом. Различают три основных класса игр:
1. Некомандные;
2. Переходные к командным;
3. Командные.
Исследование проводилась в Хампинской средней общеобразовательной школе им. С.Ф.Гоголева. Учащиеся были поделены на 2 группы: экспериментальная «А» 20 человек и контрольная «В» 20 человек. Тестирования проводились в начале и конце педагогической практики с целью определения показателей развития координационных способностей. В эксперименте приняли участие с 2 по 4 классы.
Исследование проводилось в 3 этапа:
1-ый этап - изучение и анализ научно-методической литературы.
2-ой этап - проведение педагогического эксперимента:
а) констатирующего;
б) формирующего;
в) контрольного.
3-ий этап - обработка данных, полученных в ходе эксперимента.
Были проведены 28 подвижных игр, направленных на развитие координационных способностей. Главными критериями при отборе игры были: эмоциональность, доступность, простота действий, целенаправленность воздействия на координационные способности, командный дух.
Выводы:
1. Проанализировав научно-методическую литературу младшего школьного возраста, можно сделать вывод, что развитие координационных способностей в этом возрасте наиболее успешно, а так как ведущей деятельностью является игровая, и учащиеся легко подвержены эмоциям, то применение подвижных игр на уроках физической культуры в начальной школе наиболее рационально для развития и совершенствования координационных способностей.
2. Мы выяснили, что координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Все подвижные игры, как комплекс для развития координационных способностей, помогают развиваться всесторонне. Дети, играя, учатся думать, развиваются интеллектуально, развиваются физически. Один из важных моментов подвижных игр – это доступность. На каждом уроке отводится время для подвижных игр, и дети с нетерпением ждут этого момента. Поэтому, можно считать, что разработанная методика оказалось эффективной.
3. Занятия с использованием подвижных игр способствовали значительному улучшению уровня координационных способностей экспериментальной группы у детей младшего школьного возраста.