по дисциплине: Социология
на тему: Понятие, характерные черты и типы общества
Студент
ФМЭО, 1-й курс, РАИ-1 ____________ Д.А.Карабань
Проверил
Канд. социологических наук, ____________ Е.Ф. Бедулина
доцент
МИНСК 2017
В широком смысле общество – исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимоотношений между людьми и их общностями, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.
В рамках узкосоциологического подхода «общество» - это:
-определенная группа людей, объединившаяся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности;
-конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны;
-сложно организованная система взаимодействия людей, имеющая свою структуру и институты.
Условия, при которых социальные объединения следует считать обществом
(Р. Марш): постоянная территория, политическая независимость, высокоразвитая культура, пополнение общества осуществляется главным образом благодаря деторождению.
Признаки общества (Э. Шилз):
-объединение не является частью какой-либо более крупной системы;
-браки заключаются между представителями данного объединения;
-оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются -признанными представителями;
-объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
-у него собственное название и собственная история;
-оно обладает собственной системой управления;
-объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
-его объединяет общая культура.
Формационный подход (Маркс):
Г. Спенсер: 1.военное общество (Доминирование коллективных целей над индивидуальными, жесткая организация и система принуждения, иерархическая структура управления, господство военной касты, наследование власти, высокий уровень сплоченности, дисциплины, религиозность сознания и др.)
2. промышленное общество (Управление децентрализовано и строится на принципах самоорганизации и самоуправления, широкое распространение неформальных объединений, охрана прав человека, плюрализм, общества открыты для международного сотрудничества, восприимчивы к инновациям и т.д.)
Э.Дюркгейм:1. Архаические общества(доминирует механическая солидарность);
2. Современные общества (доминирует органическая солидарность);
Ф.Тённис классифицирует общества на:
1.традиционное (крестьянская община) и
2.промышленное (индустриально-городское общество).
Основные различия:
-в первом люди живут в соответствии с общинными обязанностями, во втором люди -руководствуются личной выгодой;
-первое основывается на традиционных обычаях, второе — на формальных законах;
-первое предполагает ограниченную специализацию, второе — формирует специализированные профессиональные роли;
-первое опирается на религиозные, а второе на светские ценности;
-главные институты первого — семья и община, второго — крупные корпорации и -ассоциативные формы объединения людей.
Трехступенчатая типология обществ (Д.Белл):
-доиндустриальные (традиционные, аграрные)
-индустриальные
-постиндустриальные
В социологии существуют различные трактовки понятия «общество». Так, П. Сорокин отмечал: «для того, чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей и чтобы эти люди были связаны друг с другом связью взаимодействия. Такой случай будет простейшим видом общества или социального явления». К. Маркс, задавая вопрос: «Что такое общество, какова бы ни была его форма?», — отвечал: «Продукт взаимодействия людей».
В целом признавая, что общество — это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, социологи по- разному рассматривали вопрос о том, что же конкретно служит первоосновой объединения людей в общество. Так, Э. Дюркгейм видел ее в надындивидуальной общности, основанной на солидарности как «коллективном сознании» и противостоящей природному эгоизму; М. Вебер — в социальных, т.е. ориентированных на других, действиях; Т. Парсонс и Р. Мертон — в согласованности тех фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности; Э. Шилз — вобщности центральной власти, территориальной целостности и согласии центра и периферии.
Структурная сложность и вместе с тем целостность общества обусловливают необходимость рассматривать его как социальную систему с применением соответствующего (системного) подхода к его изучению. Наиболее характерно это для структурно-функционального направления в социологии.
Общество неоднородно и имеет свое внутреннее строение. Основными элементами общества и общественных отношений являются отдельные люди, коллективы людей (естественные: семья, род, народ, класс, нация, а также искусственные: политические партии, движения, профсоюзы и др.) и их институты. Каждый из этих элементов находится в тесной взаимосвязи с другими и играет свою специфическую роль. При этом общество как социальная система функционирует и развивается по собственным законам и имеет следующие специфические черты:
- носит всеохватывающий характер, включает в себя все социальные группы;
- выражает и согласовывает интересы всех членов;
- осуществляет социализацию членов общества;
- является независимым, само определяет содержание своей деятельности, вырабатывает принципы и нормы своего функционирования;
- регулирует поведение людей путем выработки общезначимых норм и контролирует их выполнение;
- общество многослойно и многосферно. Основными сферами общества являются экономическая, политическая, социальная и духовная (культурная).
Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов.тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.
В основе типологии обществ могут быть различные критерии. Так, Огюст Конт, опираясь на знаменитый «закон трех стадий развития человеческого ума», выделяет теологическую, метафизическую и позитивную фазы общественного развития.
Герберт Спенсер разделяет общества военного и промышленного типов, Эмиль Дюркгейм пишет об обществах, основанных на механической и органической солидарности.
Немецкий социолог Фердинанд Теннис главное внимание уделяет разграничению двух основных типов обществ — до промышленного, традиционного (Гемайншафт — сельская.крестьянская община) и современного промышленно-городского (Гезельшафт).
Марксизм в основу классификации обществ положил способ производства материальных благ, характер производственных отношений и разделил все общества на пять основных общественно-экономических формаций, - первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (включая социализм как ее первую фазу).
Другие социологи (американцы Г. Ленски и Дж. Ленски) подразделяют общества по способу добывания средств к существованию, различая: а) общества охотников и собирателей; б) садоводческие общества; в) аграрные общества; г) промышленные общества.
Сегодня довольно широко распространено (Д. Белл, А. Турен, У. Ростоу, Р. Арон и др.) деление обществ на доиндустриальные или традиционные (в современном западном понимании — отсталые, примитивные, с натуральным сельскохозяйственным укладом, не восприимчивые к нововведениям, закрытые, несвободные общества), индустриальные (т.е. имеющие развитую промышленную основу, динамичные, гибкие, свободные и открытые по организации социальной жизни) и постиндустриальные (т.е. общества наиболее развитых стран, производственную основу которых составляет использование достижений научно-технического прогресса, информатизация социальной жизни, что порождает существенные изменения в социальной структуре и самих формах социальности).
Существует великое множество других типологий обществ. Отметим, что ни одна из указанных или подобных классификаций обществ не может считаться единственно правильной или, напротив, отвергаться изначально. Роль и значение той или иной классификации определяется во многом тем, под каким углом зрения, с какой конкретной стороны изучается общество как сложное, многогранное образование.
В истории социальной мысли существовало очень много типологий обществ. Как мы показали выше, типологизация — это самый простой и эффективный способ конкретного изложения своего понимания общества. Именно поэтому почти каждый значительный философ или социолог предлагает собственную типологию.
У К. Маркса типология обществ основывается на принципе естественно-исторического подхода, согласно которому все общества без исключения рано или поздно проходят одни и те же фазы развития, которые и составляют элементы его типологии. Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем, как используются и контролируются экономические ресурсы, которыми оно владеет. В связи с этим различаются общества первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое и коммунистическое.
В типологиях, построенных на принципе наличия письменности, все общества делятся на бесписьменные, или дописьменные, т.е. обладающие языком, но не имеющие письменности, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие слова в материальных знаках и носителях — клинописных таблицах, бумаге, книгах и т.д.
Типология может строиться также на основе господствующей в обществах религии (например, мусульманское общество) или языка (франкоязычное общество).
У типологизации общества долгая история. Мыслители Просвещения выделяли такие состояния общества, как «дикость», «варварство» и «цивилизация». Для Ш. Монтескье эта схема была скорее географической, чем исторической. Темпоральное измерение ей придали А. Тюрго, А. Смит и Ж. Кондорсе.
Собственно социологические типологии существуют со времени возникновения социологии как самостоятельной науки. Основатель социологии О. Конт предложил трехчленную стадиальную типологию, которая, несмотря на ее позитивный в целом характер, еще несет черты умозрительной конструкции:
- стадия военного господства, соответствующая теологической стадии духовного развития общества;
- стадия феодального господства, совпадающая с метафизической стадией;
- стадия промышленной цивилизации, соответствующая позитивной стадии общественного сознания.
В основу типологии Г. Спенсера положен принцип эволюционного развития обществ, идущего от простого к сложному, от элементарного общества ко все более дифференцированному. В развитии обществ Спенсер видел составную часть единого для всей природы эволюционного процесса. Низший полюс эволюции общества образуют так называемые военные общества, характеризующиеся высокой степенью однородности, подчиненным положением индивида и господством принуждения как фактора интеграции. От этой фазы через ряд промежуточных общество достигает высшего полюса — индустриального общества, в котором доминируют демократия, добровольный характер интеграции, духовный плюрализм и многообразие. Спенсер не настаивал на обязательном единообразном линейном развитии всех обществ. Он писал, что социальные типы не образуют единого ряда, а классифицируются по расходящимся и распространяющимся группам.