Выявление, оценка и уменьшение рисков опасных происшествий

План

 

Планирование мероприятий по охране труда…………………………………………………...……3

Выявление, оценка и уменьшение рисков опасных происшествий……………………………...….5

Учёт и анализ показателей охраны труда…..……………………………………………..……..……8

Планы локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий. Цель и основные параметры планов…………………………………………………………………………………….………….…..9

Аналитическая и оперативная части планов………………………………………………………...11

Список литературы……………………………………………………………..……………………..14

 

Планирование мероприятий по охране труда

 

Планирование работ по охране труда  – это организационный управленческий процесс, осуществляемый с целью обеспечения безопасных условий труда работников на основе эффективного использования средств, выделяемых на улучшение условий и охраны труда.
Планирование работ по охране труда осуществляют на основе:

- перспективных комплексных планов (программ) улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, являющихся составной частью программ (если они есть) развития предприятия;

- текущих (годовых) планов мероприятий по охране труда, включаемых в соглашения по охране труда коллективного договора;

- оперативных (квартальных, месячных) планов по подразделениям (например, по цехам и участкам).

Помимо мероприятий по охране труда коллективного договора и соглашения по охране труда разрабатываются:

- ежемесячные планы работы по охране труда в подразделении;
- планы мероприятий работодателя по снижению производственного травматизма, профзаболеваний на производстве.

Текущее планирование улучшения и оздоровления условий труда, снижения производственного травматизма и профессиональных заболеваний предусматривает разработку ежегодных планов работы или мероприятий.

В данный план включаются организационные, технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, социально-экономические и иные мероприятия, выполняемые в соответствии с нормативными правовыми актами по промышленной безопасности и охране труда.

Текущие (годовые) планы оформляются ежегодным приказом №1 по предприятию и соглашениями по охране труда подразделений с указанием сроков выполнения и ответственных лиц. В соглашения включаются наиболее важные мероприятия, обеспеченные (подтвержденные соответствующими планово-экономическими документами) материальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для их реализации.

Мероприятия, включаемые в упомянутые выше планы, должны иметь соответствующую проектно-конструкторскую и технологическую документацию, а также быть обеспечены материальными и техническими ресурсами.

Годовой план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда подразделения и структурного подразделения составляется руководителем подразделения и представляется в отдел охраны труда, в срок до 1 декабря года, предшествовавшего плановому.
Годовой план улучшения и оздоровления условий труда, снижение травматизма на уровне предприятия формируется отделом охраны труда на основе направляемых в его адрес проектов годовых планов подразделений и структурных подразделений.
Отдел охраны труда до 25 декабря года, предшествовавшего плановому, формирует и представляет на согласование главному инженеру/техническому директору проект годового плана улучшения и оздоровления условий труда, снижения травматизма по предприятию с разбивкой этого плана по кварталам и указанием ответственных исполнителей.
Скорректированный и согласованный годовой план улучшения и оздоровления условий труда, снижения травматизма утверждается генеральным директором в ежегодном приказе №1.

Оперативные (квартальные) планы разрабатываются для решения вновь возникающих задач по обеспечению безопасности труда по результатам текущего контроля состояния условий и охраны труда на уровне подразделений и структурных подразделений, предписаний органов государственного надзора и общественного контроля за соблюдением требований охраны труда и других мероприятий по созданию безопасных условий труда, материалов расследования несчастных случаев на производстве, аварий и т.п.

Оперативное планирование является продолжением и развитием текущего планирования.
Планирование работ по промышленной безопасности и охране труда на предприятии предусматривает:
- работы по строительству, реконструкции, техническому перевооружению и планово-предупредительному ремонту действующих производств и оборудования с целью повышения их безопасности и противоаварийной устойчивости, улучшения условий труда;
- освидетельствование и испытание сосудов, работающих под давлением, грузоподъемных машин и механизмов, приспособлений к грузоподъемным механизмам, диэлектрических защитных средств и т. п.;

- своевременное выполнение условий, касающихся охраны труда, действия лицензий на осуществляемые виды деятельности;

- своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных целевыми программами и соглашением по охране труда;

- проведение проверок соблюдения правил выполнения работ повышенной опасности (наличие наряда-допуска, разрешения);

- своевременное и качественное обучение (в т.ч. повышение квалификации работников), проведение проверок знаний;

- организацию проверки знаний по охране труда у председателей и членов постоянно действующих экзаменационных комиссий;

- своевременное поступление и выдачу средств индивидуальной защиты;
- своевременное проведение предварительных (при приеме на работу) и периодических медицинских осмотров работников;

- выполнение мероприятий по предупреждению аварий и несчастных случаев, по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
- страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам при эксплуатации опасного производственного объекта;

- проведение совещаний по профилактике травматизма, заболеваемости и предупреждению ЧС с отчетами руководителей и специалистов о состоянии охраны труда, а также о выполнении запланированных на этот период мероприятиях;

- организацию работы постоянно действующих комиссий по охране труда и планирование сроков проведения проверок выполнения в подразделениях и структурных подразделениях предписаний органов государственного надзора и контроля, общественного контроля, приказов и распоряжений по предприятию;

- проведение в подразделениях и структурных подразделениях целевых и комплексных проверок состояния охраны труда в подразделениях и структурных подразделениях, организацию работы по учету, анализу и оценке состояния охраны труда (на рабочем месте, на участке, в цехе, в подразделении);

- разработку и внедрение мероприятий по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

- своевременное исполнение установленной отчетности по охране труда, подготовку статистических отчетов и аналитических записок о состоянии условий труда в подразделениях и структурных подразделениях, составление сводного годового отчета о результатах работы по охране труда;

- своевременное обеспечение всех подразделений и структурных подразделений нормативными документами, справочными и учебно-методическими пособиями, плакатами, знаками безопасности и др.;

- организацию и проведение мероприятий по пропаганде охраны труда, в т.ч. лекций, семинаров, бесед и т. д.;

- обмен опытом работы по охране труда, планирование работ по внедрению передового опыта по охране труда.

При планировании затрат на обеспечение работ охране труда в составе квартальных и годовых финансовых планов для подразделений и структурных подразделений необходимо предусматривать:

- проведение планово-предупредительного ремонта оборудования;

- проведение текущих и капитальных ремонтов зданий и сооружений;

- профилактику и испытание грузоподъемных машин и механизмов, приспособлений к грузоподъемным механизмам, сосудов, работающих под давлением, других объектов Госгортехнадзора (согласно действующим положениям и срокам освидетельствования);

- испытание диэлектрических защитных средств;

- обучение работников подразделения вопросам охраны труда (проведение всех видов инструктажей на рабочем месте, обучения и проверки знаний по охране труда, повышение квалификации и т. п.), очередных и внеочередных проверок знаний;

- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, молоком, спецпитанием, мылом и моющими средствами;

- проведение периодических медицинских осмотров работающих;

- участие в проведении аттестации рабочих мест;

- пересмотр и разработка положений, инструкций по охране труда по профессиям и видам работ и других распорядительных документов по промышленной безопасности и охране труда;

- организацию и участие в комиссии соответствующего уровня контроля за состоянием охраны труда;

- ежеквартальную проверку хода выполнения мероприятий соглашения по охране труда, материалов расследования несчастных случаев на производстве, материалов проверок и обследований предприятия по обеспечению охраны труда, предписаний контролирующих органов.
При планировании работ по охране труда и промышленной безопасности необходимо учитывать рекомендуемый перечень типовых мероприятий по промышленной безопасности и охране труда.

По усмотрению работодателя и уполномоченных работниками представительных органов (профсоюз) в мероприятия по охране труда могут включаться и другие работы, направленные на оздоровление работников и улучшение условий их труда.

 

 

Выявление, оценка и уменьшение рисков опасных происшествий

Комплексная оценка риска (и тем самым безопасности) необходима для активного вмешательства в процесс управления безопасностью труда.

Методы комплексной оценки риска должны быть адекватны требованиям решаемых задач и той исходной информации, которую можно получить для оценки. Такой подход к обеспечению безопасных условий труда на каждом рабочем месте был развит и получил известность как Risk assessment – оценивание риска или оценка риска.

Анализ риска характеризуется как общая процедура систематического использования информации для определения источников и значимости риска, и обеспечивает базу для оценивания риска, мероприятий по снижению риска и принятия риска.
Важную роль в анализе риска играет исходная информация. В зависимости от стадии, на которой выполняется оценка риска, в качестве исходной информации могут быть использованы:

1) статистические данные о частоте и характере проявлений опасности и (или) их последствий в виде травм и заболеваний по различным подразделениям, операциям, рабочим местам, профессиям и т. п. (Подчеркнем, что статистические данные становятся надежными при большом интервале наблюдения (за 5-10 лет) и/или при наблюдении за большими контингентами работников (5000-10000).

2) государственные нормативные требования охраны труда, гигиенические нормативы и т.п.;

3) базовые показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости для данного вида экономической деятельности или аналогичных предприятий или производств или аналогичных предприятий;


Завершив оценку и анализ опасностей и риска, выяснив, является ли риск допустимым (приемлемым) или неприемлемо высоким, можно начать планировать (а потом и выполнять) мероприятия по снижению риска до приемлемого уровня.
Оценка эффективности обеспечения безопасных условий труда может производиться обобщенными показателями риска травмирования (травмоопасность) или (и) риска профзаболевания, или другими, в том числе обобщенными (интегральными), показателями.
С теоретической точки зрения, наиболее логично для оценки уровня, например, травматизма использовать относительную частоту травмирования, вычисляемую как число травм за один человеко-час непосредственной работы того или иного вида работы..
На практике используют аналогичные, но гораздо более простые, а потому не совсем точные для детального анализа показатели.

Относительная частота травмирования, вычисляемая как число травм (несчастные случаи) за период полного рабочего времени (всех работающих), наиболее близка к теоретическому идеалу.

В качестве такого временного периода наиболее часто берут либо 1 миллион часов работы, либо год. Для очень редко происходящих событий удобно брать временной период в 10 лет.

В нашей стране для оценки состояния и динамики производственного травматизма наиболее часто используют следующие статистические показатели: коэффициент частоты (Кч) травматизма, коэффициент тяжести (Кт) травматизма, коэффициент потерь рабочего времени (Кп), коэффициент несчастных случаев со смертельным исходом (Ксм), обобщенный показатель профилактической работы — коэффициент уровня охраны труда (Кот).
Среднесписочное число работающих и число дней, потерянных из-за несчастных случаев за месяц или квартал, определяют по данным отдела кадров и бухгалтерии.
Коэффициент потерь от производственного травматизма определяется по формуле:

 

Кпт = (КчКт) / (КчоКто)


где Кч — коэффициент частоты производственного травматиза за отчетный период; Кт — коэффициент тяжести производственного травматизма за отчетный период; Кчо — коэффициент частоты производственного травматизма предыдущего периода; Кто - коэффициент тяжести производственного травматизма предыдущего периода.
Показатель частоты травматизма Кч представляет собой отношение числа пострадавших к среднесписочной численности рабочих и служащих за учетный период, отнесенный к 1000 работающих:

 

Кч = (N1/Np)1000


где N1 — число пострадавших с утратой трудоспособности на срок более трех рабочих дней и со смертельным исходом; Np — число работающих за определенный период времени.
Показатель тяжести травматизма Кт характеризует среднюю длительность временной нетрудоспособности пострадавших и определяется по формуле:

 

Кт = Дн / (N-Nсм)


где Дн — число человеко-дней нетрудоспособности у всех пострадавших за учетный период; N — число пострадавших с утратой трудоспособности на срок более трех дней; Nсм — число погибших при несчастном случае.

Заметим, что коэффициент тяжести не полностью характеризует реальную “тяжесть” травматизма, ибо не учитывает смертельный травматизм и множество микротравм. Для лучшего учета доли смертельного травматизма можно, как это делается в ряде случаев в западных странах, условно считать, что смертельная травма эквивалентна потере 35 лет трудоспособности.
Перемножив коэффициенты частоты и тяжести травматизма, получим еще один, но редко используемый, показатель травматизма – коэффициент нетрудоспособности: Кн = 1000 (Д/Р).


Показатель потерь рабочего времени на 1000 работающих за определенный период времени (год) более полно характеризует состояние травматизма в хозяйстве. Он определяется по формуле:

 

Кп = (Дн/Np)1000

 

Используя те же идеи, за рубежом все же принято использовать в качестве базы 100 000 работников или лиц экономически активного населения. При такой базе коэффициент частоты всегда оказывается целочисленным, что легче для восприятия. Например, в странах Европейского союза частота смертельного травматизма составляет примерно 3 (т.е. 3 человека на 100 000 работников), в США – примерно 4 (т.е. 4 человека на 100 000), в нашей стране – примерно 10 (т.е. 10 человек на 100 000 работников).
Показатели травматизма позволяют описать характер травматизма на различных рабочих местах, в отдельных структурных подразделениях, организациях, отраслях, на территориях, в стране в целом, а их статистическая обработка, произведенная по различным признакам, – произвести анализ травматизма и определить приоритетные направления дальнейшей работы по его предотвращению.

При оценке риска следует помнить, что безопасность производственного процесса определяется свойствами, как отдельных элементов, так и всей системы в целом. В соответствии с системным подходом, наряду с оценкой уровня безопасности системы в целом, важно выявить, какую роль в обеспечении этого уровня играет каждый из элементов системы.

 

Для оценки состояния охраны труда на производственных участках и в цехах рекомендуется использовать обобщенный коэффициент уровня охраны труда Кот, который определяется по формуле:


Кот = (Ктб + Кб + Квпр + Кпт) / 4

 

где Ктб — коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда и техники безопасности работающими; Кб — коэффициент технической безопасности; Квпр — коэффициент выполнения плановых работ по охране труда; Кпт — коэффициент потерь от производственного травматизма; при увеличении потерь труда, т.е. при Кпт больше 1, по отношению к уровню предшествующего периода Кпт — со знаком -, при уменьшении, т.е. при Кпт меньше 1 — со знаком +.
Коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда и техники безопасности работающими Ктб находят по формуле:

 

Ктб = Рн / Р


где Рн — число работающих с соблюдением правил по охране труда; Р — общее число работающих.
Для определения Ктб вводится карта уровня соблюдения правил охраны труда на предприятии, в отрасли, на участке.

При определении числа рабочих, инженеров, техников и других специалистов, работающих с соблюдением правил, не учитываются те работники, которые не прошли инструктаж по технике безопасности, специального обучения или аттестации (по профессиям, для которых они обязательны), допускавшие нарушения правил и инструкций по технике безопасности (по данным журналов учета состояния охраны труда).
Коэффициент безопасности Кб единицы оборудования находит по формуле:

 

Кб = То / Тб


где То - число рабочих мест и оборудования; Тб — число рабочих мест и оборудования, отвечающих требованиям безопасности труда.

Для контроля за уровнем безопасности производственного оборудования в отрасли (на участке) вводятся коэффициенты безопасности отрасли Кбо, участка Кбу и подразделения Кбп:

 

Кбо и Кбу = (Кбп1 + Кбп2 +... + Кбпm) / m


где Кбп1,..., Кбпm - коэффициенты безопасности подразделений; m — число подразделений в отрасли (на участке);

 

Кбп = (Кб1 + Кб2 +... + Кбn) / n


где Кб1,..., Кбn — коэффициенты безопасности единицы эксплуатируемого оборудования (рабочих мест); n — число оборудования в подразделении.

Коэффициент выполнения плановых работ по охране труда Квпр определяется соотношением количества фактически выполненных мероприятий и мероприятий, предусмотренных на данный период времени планом работы главных специалистов, руководителей среднего звена и других специалистов, коллективным договором (соглашением по социальным вопросам и охране труда), предписаниями органов государственного надзора или вышестоящих органов и службы охраны труда предприятия, актами Н-1 и специального расследования, приказами и распоряжениями по сельскохозяйственному предприятию.

Для определения коэффициента Квпр составляют карту выполнения плановых работ:

 

Квпр = Мв / Мп


где Мв — число выполненных мероприятий; Мп — число мероприятий, предусмотренных соответствующими документами.

 


Учёт и анализ показателей охраны труда

 

Для изучения причин травматизма в целях выработки эффективных мер по его снижению существует несколько методов. Непосредственно в колхозах и совхозах чаще всего используют монографический метод, основанный на тщательном анализе каждого несчастного случая.

Статистический метод, основанный на обработке отчетной документации, используется для изучения причин травматизма в более крупных масштабах. Иногда применяют топографический и экономический методы. Первый основан на анализе мест, где происходят несчастные случаи, путем нанесения их на план производства или топографическую карту, второй — для выяснения влияния на травматизм выделяемых на охрану труда денежных средств и материальных ресурсов.

На основании данных о несчастных случаях, полученных в течение трех—пяти лет, анализируют производственный травматизм по следующей форме:

 

АНАЛИЗ
производственного травматизма_______________________________
(наименование предприятия)

Показатель 20__г. 20__г. 20__г.
1. Среднесписочное число работающих (Р)      
2. Число дней нетрудоспособности (Д)      
3. Число пострадавших всего (N)      
4. Исход несчастных случаев: временная нетрудоспособность инвалидность смертельный исход (Nсм)      
5. Показатели производственного травматизма: Кч (коэффициент частоты) = (N/P)1000 Кт (коэффициент тяжести) = Д/(N - Nсм)      
6. Пострадавшие (по профессиям): слесари сварщики      
7. Пострадавшие (по месту происшествия): в разборочно-сборочном отделении в сварочном отделении      
8. Пострадавшие (при выполнении работ): при разборке и сборке машин при сварочных работах      
9. Основные причины несчастных случаев: низкая трудовая дисциплина неисправные оборудование, инструмент      
10. Материальный ущерб от несчастных случаев, руб.      
11. Средства на охрану труда, тыс. руб.: запланировано израсходовано расход средств на одного работающего (С1р), руб.      
12. Выполнение соглашения по охране труда, %      

 

 

Планы локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий. Цель и основные параметры планов.

План локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) разрабатывают организации, которые эксплуатируют взрывопожароопасные, химически опасные объекты, коксохимические либо металлургические производства, вне зависимости от их организационно-правовых форм. К ним относятся: объекты нефтеперерабатывающей, химической, нефтехимической, газовой и нефтяной промышленности, а также магистрального трубопроводного транспорта, на которых могут происходить аварии с возможным выбросом токсичных и взрывопожароопасных веществ, взрывы в аппаратуре, наружных установках либо производственных помещениях, которые приводят к разрушению сооружений и зданий, оборудования, отрицательному воздействию на природную среду и поражению людей.

Аварии в зависимости от их масштаба могут быть трех уровней: А, Б и В.

- На уровне "А" авария характеризуется раз-витком аварии в пределах одного производства (цеха, отделения, производственного участка), которое является структурным подразделением предприятия.

- На уровне "Б" авария характеризуется переходом за пределы структурного подразделения и развитием ее в пределах предприятия.

- На уровне "В" авария характеризуется развитием и переходом за пределы территории предприятия, возможностью воздействия поражающих факторов аварии на население близлежащих населенных районов и другие предприятия (объекты), а также на окружающую среду.

План локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) разрабатывают для следующих целей:

  • определять возможные сценарии возникновений аварийных ситуаций;
  • определять готовность самой организации к локализации и ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций на опасных производственных объектах;
  • планировать действия рабочих и аварийно-спасательных формирований (служб), занимающихся ликвидацией и локализацией аварийных ситуаций в соответствии с их стадиями и развитием;
  • разрабатывать мероприятия, которые направлены на повышение защиты от аварийных ситуаций, а также снижение масштабов их последствий;
  • выявлять достаточность принятых мер, направленных на предупреждение аварийных ситуаций на опасном объекте.

ПЛАС должен содержать:

· титульный лист (приложение 1);

· аналитическую часть, в которой содержится анализ опасностей, возможных аварий и их последствий;

· оперативную часть, которая регламентирует порядок взаимодействия и действий персонала, спецподразделений и населения (при необходимости) в условиях аварии. Содержание оперативной части меняется в зависимости от уровня аварии, на который она распространяется;

· приложения, состоящие из копии приказа по предприятию (объекту) о назначении должностного лица (лиц), которые выполняют функции ВК (ответственный руководитель работ по локализации и ликвидации аварий) при авариях на уровнях "А" и "Б", и решения органов местного самоуправления о назначении должностного лица (лиц), которые выполняют функции ВК при авариях на уровне "В".

ПЛАС должен быть пронумерован, сброшюрован, утвержден и согласован соответствующими организациями, а также скреплен печатями предприятий и организаций, которые согласовали его.ПЛАС должен быть согласован с территориальными управлениями Госнадзорохрантруда и Госпожнадзора, с территориальными органами МЧС, территориальными учреждениями государственной санепидс-лужба и, при необходимости, с органами местного самоуправления.

ПЛАС, которые были разработаны в организациях для химико-технологических объектов, находятся у технических руководителей и диспетчеров организаций, в службах охраны труда и промышленной безопасности, в аварийно-спасательных службах предприятий. План локализации и ликвидации аварийных ситуаций, который был разработан для производства, цеха, участка, установки и отделения находится у начальников производства, участка, цеха, отделения и у начальника смены.

ПЛАС содержит также оперативные части, разработанные на основе специфических особенностей отдельных опасных объектов. Они находятся на рабочих местах.

Не реже одного раза в пять лет план локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) пересматривается и уточняется в том случае, если технология производства, аппаратурное оформление, метрологическое обеспечение и другие специфические особенности объекта были изменены, или на предприятии произошла авария.

Аналитическая и оперативная части планов.

При анализе опасности предприятия (объекта) необходимо определить все возможные аварийные ситуации и аварии, в том числе и маловероятны, с катастрофическими последствиями, которые могут возникать на предприятии, рассмотреть сценарии их развития и оценить последствия.

Выявление возможностей и условий возникновения аварий должно выполняться на основе анализа особенностей работы как отдельного оборудования (аппаратов, машин и т.п.), так и их группы (технологических блоков), а также с учетом опасных свойств веществ и материалов, используемых в производстве.

Выявление возможных аварий нужно проводить в такой последовательности.

- Определить наличие на предприятии опасных веществ, опасных режимов работы оборудования и объектов.

- Выявить потенциальные виды опасности для каждой единицы оборудования (аппарата, машины) и процесса, проходящего в нем.

- Для выявленных потенциально опасных объектов нужно прогнозировать сценарии возникновения и развития возможных аварий, приводящих к реализации потенциальных опасностей. Сценарий должен начинаться с события (стадии), образующей непосредственную угрозу выхода технологического процесса из-под контроля и возникновения аварии.

При этом следует учитывать параметры состояния веществ (температура, давление, агрегатное состояние и др.) и состояние оборудования, которые соответствуют как нормальном технологическом режима, так и режимам, которые возможны при наступлении и развития аварии.

- На каждой стадии развития аварии требуется:

оценить количество опасных веществ, которая может принять участие в аварии, прогнозируется;

установить поражающие факторы, присущие виду опасности, который реализуется при аварии;

оценить последствия воздействия поражающих факторов аварии на соседние объекты и людей с учетом свойств этих объектов и их взаиморасположения: определяются масштабы зон разрушения, поражения людей и заражения местности;

определить безопасные зоны и места возможных хранилищ, пути эвакуации, не попадают под влияние поражающих факторов аварии.

По результатам анализа возникновения и развития аварий и оценки их последствий необходимо установить возможность перехода аварии на уровне "Б" и "В".

Анализ опасности предоставляется в виде отчета или пояснительной записки, который должен содержать:

использованную исходную информацию или ссылки на документы, в которых она содержится;

описание использованных методов анализа и методик оценки или соответствующие ссылки на них;

результаты расчетов и оценок.

Результаты анализа предоставляются:

для оборудования (аппаратов, машин и т.д.) - в виде карточки опасности;

для технологического блока (стадии технологического процесса) - в виде краткой характеристики опасности блока;

для предприятия - в виде плана предприятия;

для региона - в виде ситуационного плана.

Результаты выполненного анализа должны пройти независимую экспертизу.

 

Оперативная часть ПЛАС разрабатывается для руководства действиями персонала предприятия, добровольных и специализированных подразделений с целью предотвращения аварийных ситуаций и аварий на соответствующих стадиях их развития или локализации их в целях сведения к минимуму последствий аварии для людей, материальных ценностей и окружающей среды, предотвращения ее распространения на другие производства (цеха, отделения, производственные участки) предприятия и за его пределы, спасения и выводу людей из зоны поражения и потенциально опасных зон.

При разработке оперативной части нужно:

обеспечить согласованность действий персонала предприятия и спецподразделений;

ввести перечень должностных лиц, ответственных за выполнение конкретных действий;

ввести порядок осуществления связи со спец-подразделениями, органами государственного надзора и органами местного самоуправления;

изложить действия персонала предприятия и спецподразделений по локализации и ликвидации аварий на соответствующих стадиях их развития. В тех случаях, когда в спецподразделениях есть свои планы действий, может быть вместо описания даны ссылки на эти планы;

предоставить опознавательные признаки уровней аварии и их значения, по которым руководство работами по локализации и ликвидации аварии переходит на уровне "Б" и "В".

Оперативная часть ПЛАС для аварий на уровне "А" должна содержать:

блок-схему производства (цеха, отделения, производственного участка);

план производства (цеха, отделения, производственного участка);

блок-карты объектов (цехов, отделения, производственных участков), входящих в состав производства;

описание действий персонала;

список и схему оповещения должностных лиц, должны быть срочно оповещены об аварийной ситуации (аварии);

список работников, привлекаемых к локализации аварии, лиц, дублирующие их действия при отсутствии первых с любым причинам, с указанием мест их постоянной работы, жительства и телефонов;

перечень инструментов, материалов, средств индивидуальной защиты, которые должны быть использованы при локализации аварии, с указанием мест их хранения (аварийных шкафов);

обязанности ответственного руководителя работ, исполнителей и других должностных лиц по локализации аварии;

инструкцию по аварийной остановке производства (цеха, отделения, производственного участка).

Оперативная часть ПЛАС для аварий на уровне "Б" включает в себя дополнительно к перечисленным следующие документы:

блок-схему предприятия;

план предприятия.

Оперативная часть для аварий уровня «В» разрабатывается для руководства действиями соответствующих служб и подразделений с целью предотвращения развития аварии и распространению ее на другие предприятия (объекты), спасанию и выведению людей из зоны поражения и потенциально опасных зон.

При разработке оперативной части следует определить всех участников противоаварийных действий. Кроме того, нужно реально определить их функции, ресурсы, обязанности и степень участия.

Оперативная часть должна содержать:

· титульный лист (приложение 5);

· ситуационный план с приложениями;

· обязанности ВК, исполнителей и других должностных лиц по локализации аварии.

К ситуационному плану прилагаются:

- план предприятия (объекта);

- схема связи, порядок оповещения и взаимодействия органов управления комиссии по чрезвычайным ситуациям с организациями и формированиями МЧС, привлекаемых при этом, как в данном, так и в соседних регионах (в случае необходимости);

- сведения о наличии частей МЧС, радиационной и химической защиты, пожарных и газоспасательных частей, медицинских служб, их численности, оснащенности, времени развертывания;

- сведения о невоенизированных формирований предприятия (объекта);

- сведения о наличии средств пожаротушения и нейтрализации выбросов на предприятии (объекте) и в спецслужбах;

- мероприятия по эвакуации и спасения людей с указанием перечня, места расположения и порядка привлечения защитных сооружений, медицинских служб и средств, технических и транспортных средств, средств индивидуальной защиты людей, в т.ч. с указанием количества технических и других средств, необходимых для этого;

- состав штаба (оперативной группы для ликвидации аварии) и порядок оповещения его членов;

- порядок оповещения работников предприятия (объекта) и населения, проживающего вблизи предприятия (объекта), об аварии;

- порядок постоянной информации о ходе развития аварии, хода работ по ее локализации (ликвидации), относительно надлежащего поведения и мер безопасности на данный момент;

- порядок организации разведки пожара;

- порядок организации разведки и наблюдения очага химического поражения, зоны возможного заражения вредными веществами;

- организация медицинского обеспечения, жизнеобеспечения эвакуированных в местах их сбора;

- порядок проведения мероприятий по снижению запаса вредных веществ и безаварийной остановки производства;

- порядок взаимодействия между спецподразделениями и привлеченными организациями.

 

 

Список литературы

 

  1. ОХРАНА ТРУДА (А.Д. ОВСЯНКИН А.Д., Г.З. ФАЙНБУРГ), 8-е изд., перераб. и доп. - Владивосток: ФГОУ ВПО ПИГМУ, 2007. — 449 с.
  2. Положение по разработке планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий. НПАОП 0.00-4.33-99. Киев 1999. Источник: [http://ohranatruda.in.ua/pages/4821/]
  3. Электронный ресурс. Охрана труда и БЖД. Источник: [http://ohrana-bgd.narod.ru/ohselh15.html]
  4. Электронный ресурс. План ликвидации ЧС. Разработка ПЛАС объектов. Источник: [http://gbes.ru/tech_consult/pombezop/accident/]

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: