Тема: «особенности развития поэзии 60–80–х ГГ. XX В. »

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: «БЫТОВЫЕ ПОВЕСТИ XVII ВЕКА»

Вопросы

1. Проблемы русской литературы XVII века. Демократизация. Обмирщение.

2. Проблема отцов и детей. Пути спасения человеческой души: «Повесть о Горе Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне».

3. Новые типы и идеалы. «Слово о бражнике», «Повесть о Фроле Скобееве», «Сказание о роскошном житии и веселии».

Литература

· Кусков В.В. История древнерусской литературы. – М., 2003.

· Творогов О.В. Литература древней Руси. – М., 1981.

· Дунаев М.М. Православие и русская литература. – М., 1996. – Ч. 1.

ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: «ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА»

В ПРОЗЕ ХIХ – НАЧАЛА ХХвеков»

Вопросы

1. Особенности пушкинской трактовки образа «маленького человека» (по повести «Станционный смотритель»):

а) отношение автора к Самсону Вырину (простая жалость – сочувствие – сострадание?)

б) чем, по мнению А.С. Пушкина, вызваны страдания героя, кто, прежде всего, виновен в трагическом исходе событий?

2. Особенности гоголевского сатирического изображения «маленького человека» (на материале повести «Шинель»):

а) что общего в характерах Самсона Вырина и Акакия Акакиевича Башмачкина, а в чём их принципиальная разница?

б) какие способы сатирической типизации можно отметить в «Шинели»?

в) какова авторская позиция в отношении к «маленькому человеку»?

г) в чем проявилась новизна Гоголя в осмыслении темы «маленького человека»?

3. Совмещение пушкинских и гоголевских принципов изображения характера в образе главного героя романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди».

4. Новаторское осмысление А.П. Чеховым образа «маленького человека» («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Человек в футляре», «Тоска», «Горе»).

5. Трактовке образа «маленького человек» в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна.

Литература

· Бочаров С.Г. Переход от Гоголя к Достоевскому // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985.

· Катаев В.Б. Рассказы и пьесы Чехова. – М., 1998.

· Маркович В. Петербургские повести Н.В.Гоголя. – Л., 1989. – 208 С.

· Машинский С. Художественный мир Гоголя. – М.: Просвещение, 1979.*

· Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. – Л., 1987.

ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: «ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ В ПОВЕСТЯХ Ю. ТРИФОНОВА»

Вопросы

1. Основные этапы жизни и творчества Ю. Трифонова.2. Быт и бытие в повестях Ю. Трифонова. Как решает писатель проблему столкновения материальных и духовных ценностей?3. Герои Ю. Трифонова и варианты нравственных программ и норм. Бытовое и социально-психологическое значение ситуации обмена в повестях Ю. Трифонова. К чему приводит уклонение от выбора?4. Авторское отношение к позиции героев.5. Мастерство сюжетосложения, «ключевое слово» как одна из особенностей повествования. Своеобразие психологизма писателя. Литература · Художественные тексты: Обмен, Предварительные итоги, Долгое прощание, Другая жизнь (две повести по выбору)· Теракопян Л. Городские повести Ю. Трифонова // Трифонов Ю. Другая жизнь. – М., 1979.· Велембовская И. Симпатии и антипатии Ю. Трифонова // Новый мир. – 1980, № 9.· Иванова Н. Проза Ю. Трифонова. – М., 1984.

ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЭЗИИ 60–80–х гг. ХХ в.»

Е.Евтушенко; «Людей неинтересных в мире нет», «Письмо к Есенину», «Памяти Ахматовой», «Идут белые снеги», «В строке, отливающей сталью…».

А.Вознесенский: «Гойя», «Хобби света», «Васильки Шагала», «Бобровый плач», «Охота на зайца», «Роща», Ностальгия по настоящему»;

Б.Окуджава: «Песенка о ночной Москве», «До свидания, мальчики», «По Смоленской дороге», «Прощание с Польшей», «Чудесный вальс»;

В.Высоцкий: «Я не люблю», «О фатальных датах и цифрах», «Горизонт», «Купола», «Мне судьба – до последней черты, до креста», «Певец у микрофона», «Кони привередливые»;

Б.Ахмадулина: «Смотрю на женщин, как смотрели встарь», «Прогулка», «Цветений очередность», «Род занятий», «Посвящение Александру Блоку», «Мои товарищи».

Вопросы

1. Социальная, философская, нравственная, гуманистическая проблематика поэзии 60–80-х годов 20 в. (общая характеристика).

2. Отражение духовного мира личности в творчестве одного из поэтов – в форме доклада по следующему плану:

а) Краткая характеристика жизненного и творческого пути поэта.б) Отражение общественных процессов в лирике поэта.в) Круг основных тем и мотивов, характерных для творчества данного поэта.г) Образ лирического героя, его духовный мир.д) Искусство слова, ритма, рифмики.

Литература

  • Зайцев В.А. Современная советская поэзия. – М.: Высш. шк., 1988.
  • Пьяных М.Ф. «Покой нам только снится…». Русская советская поэзия 1965–1985 годов. – Л., 1985.
  • Сидоров Е.Ю. Евгений Евтушенко. – М.: Худож. лит., 1987.
  • Михайлов Ал. Андрей Вознесенский. Этюды. – М., 1970.
  • Бестужев–Лада И. Открывая Высоцкого. – М.: Моск. рабочий, 1989.
  • Алешка Т. Творчество Б.Ахмадулиной в контексте традиций русской поэзии. – Мн.: РИВШ БГУ, 2001.
· Лавлинский Л. Сердца взрывная сила. О лирической поэзии 60-х годов. – М, 1975.
  • Чайковский Р. Романтик ли Б. Окуджава // Литературное обозрение. – 1987. – № 6.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: