Составитель: Ложкина А.В.
| Название | Характеристика |
| Корзина идей/ Банк идей | 1) Принимаются и записываются абсолютно все идеи, даже абсурдные 2) Отсеиваются те, которые невозможно реализовать на данном этапе 3) Оставляются пять/ шесть идей 4) Ранжируются по значимости 5) Оставляются две-три идеи как приоритетные и реализуемые на данный момент |
| Шесть шляп критического мышления | На этапе обсуждения идеи: 1) Чтобы проанализировать состоятельность идеи, команда делится на шесть групп, каждая группа в соответствии с выпавшим цветом выполняет задание на осмысление 2) Белая шляпа – мыслим фактами и цифрами; Желтая шляпа – выделить положительные стороны; Черная шляпа – выделить негативные стороны; Красная шляпа – какие эмоции может вызвать данное мероприятие/идея/задумка, если ее реализовать; Зеленая шляпа – придумать реализацию данной идеи в новой необычной форме; Синяя – обобщение, выводы. |
| Кольца Венна | На этапе выбора из двух-трех мероприятий одно. Например, советы класса предложили два мероприятия на одной неделе. Предстоит сделать выбор (если невозможно реализовать оба). Детям предлагается аргументировать свою позицию (учим размышлять и делать осознанный выбор) L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEA9WLjT8QA AADaAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPT4vCMBTE7wt+h/AEb2u6giJd0yIFUcQ9+Ofi7W3z bMs2L7WJWvfTG0HwOMzMb5hZ2plaXKl1lWUFX8MIBHFudcWFgsN+8TkF4TyyxtoyKbiTgzTpfcww 1vbGW7rufCEChF2MCkrvm1hKl5dk0A1tQxy8k20N+iDbQuoWbwFuajmKook0WHFYKLGhrKT8b3cx CtbZ4ge3vyMz/a+z5eY0b86H41ipQb+bf4Pw1Pl3+NVeaQVjeF4JN0AmDwAAAP//AwBQSwECLQAU AAYACAAAACEA8PeKu/0AAADiAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnht bFBLAQItABQABgAIAAAAIQAx3V9h0gAAAI8BAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC4BAABfcmVscy8ucmVs c1BLAQItABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAAQAAAAAAAAAAAAAAAAACkCAABkcnMvc2hhcGV4 bWwueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAPVi40/EAAAA2gAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAmAIAAGRycy9k b3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPUAAACJAwAAAAA= " filled="f" stroked="f" strokeweight=".5pt"> | -создаст настроение - можно нарядиться в костюмы - можно провести конкурсы | L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEABbB9OMUA AADaAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPT2vCQBTE70K/w/IK3symQoOkWUUCYin2oM2lt9fs yx+afRuzW5P203cFweMwM79hss1kOnGhwbWWFTxFMQji0uqWawXFx26xAuE8ssbOMin4JQeb9cMs w1TbkY90OflaBAi7FBU03veplK5syKCLbE8cvMoOBn2QQy31gGOAm04u4ziRBlsOCw32lDdUfp9+ jIK3fPeOx6+lWf11+f5Qbftz8fms1Pxx2r6A8DT5e/jWftUKErheCTdArv8BAAD//wMAUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhAPD3irv9AAAA4gEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54 bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAMd1fYdIAAACPAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAuAQAAX3JlbHMvLnJl bHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAMy8FnkEAAAA5AAAAEAAAAAAAAAAAAAAAAAApAgAAZHJzL3NoYXBl eG1sLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQAFsH04xQAAANoAAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJgCAABkcnMv ZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABAD1AAAAigMAAAAA " filled="f" stroked="f" strokeweight=".5pt"> | - можно потанцевать - танцевальный баттл - со светомузыкой будет интересней - …… - …… | | - чай и вкусняшки - можно пригласить родителей - пообщаться - ………… - ………….. | |
| Карта событий «Солнышко» | L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEA0ATvQb0A AADaAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbERPy4rCMBTdC/5DuII7m/pk6BhFCoIgClY/4NLcaTs2 N6WJtv69WQguD+e93vamFk9qXWVZwTSKQRDnVldcKLhd95MfEM4ja6wtk4IXOdhuhoM1Jtp2fKFn 5gsRQtglqKD0vkmkdHlJBl1kG+LA/dnWoA+wLaRusQvhppazOF5JgxWHhhIbSkvK79nDKLi8sGr6 /5Ne+LRbnrtzWsyPmVLjUb/7BeGp91/xx33QCsLWcCXcALl5AwAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAA IQDw94q7/QAAAOIBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhADHdX2HSAAAAjwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALgEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAKQIAAGRycy9zaGFwZXhtbC54bWxQ SwECLQAUAAYACAAAACEA0ATvQb0AAADaAAAADwAAAAAAAAAAAAAAAACYAgAAZHJzL2Rvd25yZXYu eG1sUEsFBgAAAAAEAAQA9QAAAIIDAAAAAA== " filled="f" strokecolor="#7f7f7f [1612]" strokeweight="1.5pt"/> L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAdC/pSsMA AADaAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPT4vCMBTE7wt+h/CEva2pgqLVKFKQlUUP/rl4ezbP tti81Car1U9vBMHjMDO/YSazxpTiSrUrLCvodiIQxKnVBWcK9rvFzxCE88gaS8uk4E4OZtPW1wRj bW+8oevWZyJA2MWoIPe+iqV0aU4GXcdWxME72dqgD7LOpK7xFuCmlL0oGkiDBYeFHCtKckrP23+j 4C9ZrHFz7Jnho0x+V6d5ddkf+kp9t5v5GISnxn/C7/ZSKxjB60q4AXL6BAAA//8DAFBLAQItABQA BgAIAAAAIQDw94q7/QAAAOIBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1s UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADHdX2HSAAAAjwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALgEAAF9yZWxzLy5yZWxz UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAKQIAAGRycy9zaGFwZXht bC54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAdC/pSsMAAADaAAAADwAAAAAAAAAAAAAAAACYAgAAZHJzL2Rv d25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA9QAAAIgDAAAAAA== " filled="f" stroked="f" strokeweight=".5pt"> На этапе планирования / создания рекламы Составляется карта-«солнышко» |
| Фиш-бон (Рыбная кость) | На этапе решения проблемы На этапе планирования: ПРОБЛЕМА= МЕРОПРИЯТИЕ ПРИЧИНА=ОБОСНОВАНИЕ ЗАЧЕМ АРГУМЕНТЫ=ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫВОД=К ЧЕМУ ПРИДЕМ? / ИТОГ |
| Мудрые совы | На этапе планирования традиционного мероприятия задаются конкретные вопросы для инициативной группы, ответив на которые ребята смогут предложить что-то новое: - Какая традиция? Опишите традиционное мероприятие (например, ДЗО) - Ты уже знаешь последние новости? Найди, как отмечают / организуют этот день в других школах страны. - Что, не ждали? Предложи неожиданную идею для этого мероприятия - Известное и неизвестное. Найди интересные факты об этом дне / празднике - А кто здесь художник? Предложи свое оформление: презентация, фильм, декорации, карточки, плакаты и проч. - Поучительный вывод. Чему новому научит твое мероприятие? Чем оно полезно? |
| Интеллект-карта (Майнд-мэп) | Чтобы проанализировать планируемое мероприятие с точки зрения пользы, а также чтобы спланировать его можно использовать кластер: b YKHiAAAACgEAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxMj0FLw0AQhe+C/2EZwZvdJNQmxmyKCHpQCrUW 9bjNjklIdjZkt23aX+940uPwPt77plhOthcHHH3rSEE8i0AgVc60VCvYvj/dZCB80GR07wgVnNDD sry8KHRu3JHe8LAJteAS8rlW0IQw5FL6qkGr/cwNSJx9u9HqwOdYSzPqI5fbXiZRtJBWt8QLjR7w scGq2+ytAnNafWbb167X53T9cl59fXRYPyt1fTU93IMIOIU/GH71WR1Kdtq5PRkvegW3aTZnVEGS 3IFgII2zBYgdk3E8B1kW8v8L5Q8AAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMA AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YA AACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAVgIAfbUC AADiBQAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEA4Ntg oeIAAAAKAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAAAPBQAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAA AB4GAAAAAA== " fillcolor="white [3201]" strokecolor="#7f7f7f [1612]" strokeweight=".5pt"> |
| Ассоциативный куст | На этапе создания идеи 1) Определяется цель дела, например, поздравить мам 2) Далее составляется список ассоциаций по вопросам 3) Обобщается результат На дереве: 1 – Какая она – мама? 2 – Что мама любит? 3 – Что маму удивит? 4 - Подарок Когда ассоциации написаны, следует обобщить и придумать свое поздравление. Вопросы дети могут придумать самию |
| Карусель «продолжи рассказ» | На этапе задумки, на этапе осмысления. Половина группы садится в круг. Вторая половина садится напротив к ним лицом. Сначала внутренний круг говорит в течение 30 секунд, внешний слушает. По команде учителя первый вариант: внешний круг подхватывает фразу и продолжает мысль первого говорящего (30 сек). Затем снова меняются. второй вариант:круг смещается на одного и внутренний круг продолжает свой рассказ с места, где остановился. После окончания выполнения задания внешний круг должен резюмировать то, что услышал, сформулировать те идеи, которые показались ему интересными. |
| Идеал | Алгоритм: 1. Выделить проблему. 2. Описать ее 3. Определить варианты подходов к решению, ответов на проблемный вопрос 4. Действие (решение) 5. Сделать вывод И – Интересно, в чем проблема? Д – Давайте найдем как можно больше способов ее решения! Е – Есть ли какие-либо хорошие решения? А – А теперь сделаем выбор! Л – Ллюбопытно, как осуществить это на практике? |
| РАФТ | На этапе определения своей роли в деятельности Р(ОЛЬ) - ребенок определяет для себя роль (кем он хочет быть) А(УДИТОРИЯ) – определяет, с кем или для кого он хотел бы действовать Ф(ОРМА) – выбирает, какая форма ему была бы интересна Т(ЕМА) – определяет тему, которая его больше интересует |
| Дискуссия | Дискуссия (от лат. - «исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса»). Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Цель: не решить проблему, а углубить понимание её важности. Проблема должна быть спорной, неоднозначной, содействовать активному вовлечению учащихся в диалог. Дискуссии предшествует подготовительная работа с источниками информации. Часто используемый вариант - перекрестная дискуссия: две стороны формулируют и защищают аргументы «за» и «против». Обязательным условием при проведении дискуссии является: 1.Уважение к различным точкам зрения ее участников; 2.Совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий. |
| Зигзаг | 1) Класс делится на группы. В каждой группе происходит деление на микрогруппы по количеству групп (т.е. если класс разделен на 4 группы, то внутри каждой группы должно определиться 4 микрогруппы). 2) Каждой микрогруппе присваивается номер или название (может быть тема или проблема, по которой они работают). 3) Далее микрогруппы объединяются по названиям/ номерам / темам и работают по своей проблеме 4) По сигналу все микрогруппы возвращаются в свою группу, начинается обмен информацией 5) Обсуждение и выводы в группах 6) Каждая группа представляет свой результат |
| Стратегия 3-2-1 | На этапе осмысления: 1) Задайте три вопроса 2) Дайте два замечания 3) Внесите одно предложение |
| Противоположность идей или «Зеркало» | На этапе планирования. Начните обсуждать полную противоположность того, что вы хотите достичь: как сделать вечеринку очень скучной? Так вы сможете на следующих этапах избежать неудачных идей и продумать все детали. |
| Вращение | На этапе обсуждения для снятия напряжения, неловкости и для активизации мыслительной деятельности. В процессе обсуждения ведущий в любой момент выкрикивает «Вращение!» (или любое другое условленное слово), все в команде должны пересесть на новое место. Второй вариант: по команде все должны начать танцевать (например, танец маленьких утят), по второй команде нужно снова включиться в работу. |
| Снятие границ | Не ограничивайте команду в ресурсах и планах. Пусть они составят самое фантастическое мероприятие (даже всероссийского масштаба), а потом когда основная идея будет готова, продумайте как максимально полно ее можно реализовать. Такой прием помогает снять границы и мыслить более масштабно, выйдя за рамки привычного. |
| «Граница на замке» | Противоположный метод предыдущему. Необходимо ограничить команду искусственными препятствиями: писать только левой рукой; мероприятие только сидя на стульях; время мероприятия – 15 минут или любое другое препятствие. Команда должна подключить творческую мысль для преодоления препятствий. Задача ведущего – подталкивать команду к действиям. |
| Машина времени | Как бы вы решили проблему, если бы жили 50, 100, 1000 лет назад? Если бы оказались в другой эпохе? |
| Изменение роли | Детям предлагается продумать дело/ мероприятие от лица другого ученика /учителя/ родителя / любого другого лица. |
| Знаменитые личности | Как бы вы действовали, если бы были известной фигурой прошлого? Эйнштейном? Эдисоном? Буддой? Как бы вы тогда думали об этой ситуации? |
| Суперсила | На этапе планирования. Это ещё один частный случай изменения роли. Что, если бы вы вдруг стали обладателем суперсилы, супервозможностей? Чтобы вы сделали? |
| Восполни ощущения | Определите своё текущее положение – точку А – и вашу конечную цель – точку В. Что находится между ними? Что вам необходимо почувствовать, чтобы заполнить эту пустоту? Запишите эти чувства и найдите пути, с помощью которых вы можете их испытать. |
| Эффект Медичи | Эффект Медичи – термин, введенный Франсом Йоханссоном в своей одноименной книге, и относящийся к заимствованию идей, принадлежащих к другим областям. Как пример, идея заимствовать приемы, используемые термитами в строительстве своих жилищ, для проектирования зданий. |
| | |