Ученые, заявившие об отмене этих аятов, разногласили относительно того, что именно их отменяет

Урок №85 Толкование Корана. (Желательный к изучению урок).

 

 

Фатх уль-Маннан фима сахха мин мансух иль-Куран.

«Помощь Дарующего в разъяснении того, что отменено из аятов Корана».

Автор книги:

Шейх Абу ‘Абдуллах, Мухаммад ибн ‘Али ибн Хизам аль-Фудали (да хранит его Аллах).

 

Шестой и седьмой аят: «Сура аль-Бакара, аят 217», и Сура «аль-Маида», аят 2.

(На самом деле не являются отмененными).

https://youtu.be/yyiGzco9-l4

 

Аллах Всевышний сказал:

«Они [люди] спрашивают тебя (о, посланник) о сражении в запретный месяц*. Скажи: "Сражаться в этот месяц - великое преступление″». [Сура аль-Бакара, аят 217].

 

* [Запретных месяцев - четыре: зуль-ка’ада, зуль-хиджжа, мухаррам и раджаб].

 

А также Аллах Всевышний сказал: «Не нарушайте святость обрядовых знамений Аллаха и запретного месяца» [Сура аль-Маида, аят 2].

 

Ас-Суюты сказал [в книге «аль-Иткан», 2/64], что эти аяты отменены словами Всевышнего:

«Сражайтесь с многобожниками всеми вместе» [Сура ат-Тауба, аят 36].

 

Большинство учёных заявили, что эти два аята являются отмененными (мансух). [См. «Ахкаму-ль-Куран», (1/147) ибн уль-‘Араби; «Ахкаму-ль-Куран», (3/43) аль-Куртуби; «Зад уль-Масир», (1/237) ибн уль-Джаузи; «Зад уль-Ма‘ад», (3/340) ибн уль-Каййима].

Это – мнение четырех имамов [Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи‘и, Ахмада].

 

Ибн Джарир [ат-Табари] передал это мнение от ‘Ата ибн Мейсиры и аз-Зухри. Ибн Аби Хатим [№ 2025] передал это мнение от Суфьяна ас-Саури с достоверной цепочкой передатчиков.

Однако некоторые учёные посчитали, что эти два аята не являются отмененными, поэтому запрещено начинать сражение в эти запретные месяцы. Достоверно передаётся, что ‘Ата клялся о том, что данные аяты не являются отмененными, и что нельзя начинать сражение в запретные месяцы. Это сообщение передал ибн Джарир [ат-Табари] в своём толковании Корана [№ 4099].

Это мнение также посчитал верным ибн уль-Каййим в книге «Зад уль-Ма‘ад», 3/341.

 

В качестве доказательства он указал на следующее: одним из последних аятов, ниспосланных Аллахом, был аят, в котором сказано: «О те, которые уверовали! Не нарушайте святость обрядовых знамений Аллаха и запретного месяца. Не считайте дозволенным покушаться на жертвенных животных, или животных с ожерельями*». [Сура аль-Маида, аят 2].

 

* [Паломники вешали на шеи жертвенных животных украшенные плетённые верёвки, чтобы другие по этим животным узнавали, что их хозяин направляется совершить паломничество].

 

Также в качестве довода он привел слова Всевышнего:

«Они [люди] спрашивают тебя (о, посланник) о сражении в запретный месяц. Скажи: "Сражаться в этот месяц - великое преступление″». [Сура аль-Бакара, аят 217].

 

Ибн уль-Каййим сказал: «Эти два аята были ниспосланы уже в Медине. Между их ниспосланием прошло примерно восемь лет. Ни в Коране, ни в сунне нет ничего, что отменяло бы эти аяты. Также относительно отмены этих аятов не существует единогласного мнения мусульман.

Те, кто заявляют об отмене этих аятов, приводят в качестве доказательства слова Всевышнего: ″Сражайтесь с многобожниками всеми вместе″. [Сура ат-Тауба, аят 36].

Однако такие общие аяты не могут указывать на то, что аяты о запрете сражения в запретные месяцы отменены».

 

Ученые, заявившие об отмене этих аятов, разногласили относительно того, что именно их отменяет.

1 ― Некоторые сказали [См. «Ахкаму-ль-Куран», (1/147) ибн уль-‘Араби] что эти аяты отменены словами Всевышнего: «Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили». [Сура ат-Тауба, аят 5].

 

2 ― Некоторые сказали, что эти аяты отменены словами Всевышнего:

«Сражайтесь с многобожниками всеми вместе, подобно тому, как они сражаются с вами всеми вместе». [Сура ат-Тауба, аят 36].

Это – мнение аз-Зухри, ‘Ата ибн Мейсира и ибн Джарира ат-Табари.

 

3 ― Некоторые сказали, что эти аяты отменены словами Всевышнего:

«Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день». [Сура ат-Тауба, аят 29].

Это мнение упомянул ибн уль-‘Араби.

Однако все эти три мнения можно опровергнуть тем, что уже было сказано выше. Данные аяты являются общими, а в аятах о сражении в запретные месяцы пришёл конкретный запрет. Общие аяты не могут отменить конкретный запрет по единогласному мнению.

4 ― Некоторые сказали, что эти аяты отменены после того, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принял от сподвижников присягу на сражение в месяце Зуль-Ка‘ада.

Но ибн уль-Каййим сказал относительно этого: «В этом нет никакого доказательства. Поистине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принял эту присягу только после того, как до него дошла весть об убийстве ‘Усмана. Ведь, нет никакого разногласия в том, что дозволено сражаться в запретные месяцы, если враг начал первым. Поистине, разногласие лишь в том, можно ли начинать сражение самому». [См. «Зад уль-Ма‘ад», 3/340].

К тому же аят из суры «аль-Маида» [аят № 2] был ниспослан уже после этой присяги. Что касается слов ибн уль-Каййима, то еще до него подобный ответ дал и ибн уль-‘Араби в книге «Ахкам аль-Куран».

 

5 ― Некоторые сказали, что эти аяты отменены после того, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел в военный поход в сторону племени Сакыф именно в запретные месяцы. К тому же в то время он окружил [устроил блокаду] жителей Таифа.

Но и это мнение не является верным. Ибн уль-Каййим сказал: «В этой истории нет никакого доказательства. Военный поход на Таиф был продолжением битвы против племени Хавазин, которые первыми начали сражение против посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Когда они были разгромлены, их вождь – Малик ибн ‘Ауф ан-Насри* – сбежал в крепости Таифа вместе с племенем Сакыф. Поэтому сражение с жителями Таифа было лишь продолжением предыдущего сражения, начатого ими». [См. «Зад уль-Ма‘ад», 3/341].

*[Малик ибн ‘Ауф принял Ислам после похода на Таиф, а позже участвовал в походе на Кадисию и завоевании Дамаска].

 

6 ― Некоторые сказали, что эти аяты отменены после того, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал Абу ‘Амира аль-Аш‘ари вместе с отрядом в сторону племени Аутас, а это случилось в месяце Зуль-Ка‘ада.

Но и это мнение не является верным. Ибн уль-Каййим сказал: «Этот поход был всего лишь продолжением предыдущего сражения, начатого многобожниками. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не начинал первым это сражение в запретном месяце».

Заключение.

Эти аяты [сура аль-Бакара, аят 217; сура аль-Маида, аят 2] на самом деле не являются отмененными.

На это также указывает то, что передает Ахмад [ибн Ханбаль] [том 3; стр. 334-335] со слов Джабира ибн ‘Абдуллаха, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (никогда) не отправлялся в военный поход в запретные месяцы, если только на него не нападали первыми. Когда эти месяцы наступали, он оставлял сражение, пока они не закончатся».

Это – хороший хадис, который соответствует условиям [имама] Муслима. Наш шейх Мукбиль ибн Хади аль-Уади‘и также назвал этот хадис хорошим (хасан) в книге «ас-Сахих аль-Муснад мимма лейса фи-с-сахихайн», № 256.

Если бы эти аяты были отменены, то Джабир, да будет доволен им Аллах, непременно разъяснил бы это и сообщил нам об этом. А Аллах знает лучше!

 

[Следовательно, относительно этих аятов существует два мнения:

Первое мнение – эти аяты отменены теми аятами, в которых содержится веление сражаться с неверующими.

Второе мнение – эти аяты не являются отмененными и запрет на сражение в запретные месяцы действителен вплоть до Судного Дня. Поэтому нельзя ни нападать, ни начинать сражение в запретные месяцы [зуль ка‘да, зуль хиджжа, мухаррам и раджаб], но можно обороняться при нападении неверующих.

Правильным является второе мнение].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: