Экзаменационные вопросы по культурологии

 

1. Можно ли считать древнего грека свободной личностью? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Соединением каких двух миров (в сознании и суждении человека как субъекта морали) является культура по убеждению Канта?

3. Почему в иконописи необходимо придерживаться определённых канонов?

4. Прокомментируйте суждение римского поэта Овидия: «Искусство заключается в том, чтобы в произведении искусства его не было заметно».

5. Почему культуру Ренессанса называют эпохой гуманизма?

6. Прокомментируйте мнение древнегреческого философа Протагора: «Человек – мера всех вещей: существующих – что они существуют, несуществующих – что они не существуют».

7. Почему первобытную культуру нередко называют «спящей» эпохой?

8. Какие идеи в искусстве отстаивал художник С. Дали, говоря: «Иногда, когда я пишу картины, то сам не понимаю их смысла, но это не означает, что смысла в них нет»?

9. Почему искусству Древнего Востока была присуща элитарность?

10. Объясните природу такого феномена как «греческое чудо».

11. Какие черты романтизма выражает девиз: «Всё или ничего!»?

12. Почему и сегодня римское право вызывает интерес?

13. Прокомментируйте следующую мысль Ж.-П.Сартра: «Культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека – в ней он ищет своё отражение, в ней узнаёт себя, только в этом критическом зеркале он и может увидеть своё лицо».

14. Что общего и различного между культурой античной Греции и Рима? Проведите сравнительный анализ.

15. «Без мифа культура теряет свой здоровый творческий характер природной силы: лишь обставленный мифами горизонт замыкает целое культурное движение в некоторое законченное целое» Ф. Ницше. Как вы понимаете данное определение, высказанное немецким философом?

16. Чем объясняется большая реалистичность культуры Месопотамии по сравнению с культурой Древнего Египта?

17. Почему Кант считал, что если бы счастье было непосредственной целью устремлений человека, то этим культура раз и навсегда была бы осуждена и её оправдание может быть только во введении другого масштаба ценностей?

18. О какой черте искусства говорил римский оратор Цицерон: «Все прекрасное редко»?

19. Как вы думаете, может ли быть культура предметом философского анализа? Обоснуйте своё мнение.

20. Как Вы считаете, почему гробницы фараонов Древнего Египта имели форму именно пирамид?

21. Как Вы считаете, появление такого феномена, как титаны Ренессанса, – это закономерность или случайность? Аргументируйте свой ответ.

22. Как Вы думаете, почему театр, как вид искусства, возник именно в античной Греции?

23. В чем суть романтического «двоемирия»?

24. Согласны ли Вы с суждением древнегреческого философа Аристотеля о том, что «человек по природе – животное общественное»? Почему?

25. Что общего и различного между собственно первобытной культурой и традиционной первобытной культурой?

26. Охарактеризуйте особенности культуры посмодернизма?

27. Охарактеризуйте достижения западноевропейской науки периода Просвещения.

28. Охарактеризуйте синкретичность первобытной эпохи?

29. Дайте оценку исторической и культурологической роли средневековья в развитиии мировой культуры.

30. Поясните суть Реформации и ее влияние на развитие культуры стран Западной Европы XVII ст.

31. Поясните роль немецкой классической философии в формировании духовной культуры Европы XIX ст.

32. Охарактеризуйте особенности культуры античности.

33. Дайте оценку исторической и культурологической роли периода Возрождения в развитии мировой культуры.

34. Дайте оценку характерным чертам классицизма в западноевропейской культуре XVIII ст.

35. Дайте оценку исторической и культурологической роли средневековья в развитиии мировой культуры.

36. Поясните, в чем заключаются причины отчуждения человека от культуры в ХХ в.?

37. Поясните, почему XVIII век называют эпохой Просвещения.

38. Охарактеризуйте роль церкви в развитии средневековой западноевропейской культуры.

39. Охарактеризуйте научные достижения европейской культуры XVII ст.

40. Охарактеризуйте роль западноевропейской культуры XIX ст. в мировом культурном процессе.

41. Охарактеризуйте виды и жанры искусства в странах Западной Европы XVII ст.

42. Дайте оценку модернизму как художественному явлению.

43. Поясните суть социально-культурной атмосферы в Европе конца XIX – начала XX ст.

44. Дайте оценку характерным чертам западноевропейского барокко.

45. Дайте оценку достижениям в области науки и техники в странах Западной Европы XIX ст.

46. Дайте оценку достижениям западноевропейской культуры XVII ст. в дальнейшем развитии мировой культуры.

47. Охарактеризуйте мировоззренческие основы культуры Возрождения.

48. Поясните исторические границы культуры средневековья.

49. Охарактеризуйте особенности развития культуры стран Западной Европы в XIX ст.

50. Поясните понятие «секуляризация» и значение этого явления в развитии культуры Возрождения.

51. Раскройте суть социокультурной концепции П.А. Сорокина.

52. Раскройте суть подхода Ж. Бодрийяра к изучению массовой культуры и культуры потребления.

53. Раскройте суть понятий «культура» и «цивилизация» в концепции О. Шпенглера.

54. Раскройте суть символических концепций культуры (Кассирер, Юнг – теория архетипов).

55. Ракрыть суть биосферной концепции культуры (В.И. Вернадский).

56. Раскройте суть социологического похода к изучению культуры (концепции марксизма, Э. Дюркгейма, М. Вебера, структурно-функциональные модели Р. Мертона, Т. Парсона).

57. Раскройте суть игровых концепций культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Финк).

58. Раскройте суть подходов Р. Барта к изучению культуры.

59. Раскройте суть философии культуры Ф. Ницше.

60. Поясните, как с точки зрения О. Шпенглера, соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?

61. Раскройте суть этологической теории культуры (К. Лоренц, Н. Тинберген).

62. Раскройте суть линейно-эволюционной модели культурно-исторического развития (Г. Гердер, Гегель, К. Маркс).

63. Раскройте суть психоаналитической и неофрейдистской интерпретации культуры (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм).

64. Раскройте суть ценностного подхода к исследованию культуры: Г. Риккерта.

65. Раскройте суть функционального похода к изучению культуры (Б. Малиновский, Радклифф-Браун и др.).

66. Раскройте сущность концепции культурних систем Л. Уайта.

67. Раскройте суть циклической модели культурно-исторического развития (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, О. Шпенглер).

68. Раскройте суть структурной антропологии К. Леви-Стросса.

69. Раскройте суть философии символических форм Э. Кассирера и ее значения для теории культуры.

70. Раскройте суть концепции истории культуры К. Ясперса.

71. Раскройте понятие культуры в теоретическом наследии М.М. Бахтина.

72. Раскройте особенности «первобытного мышления» в концепции Л. Леви-Брюля.

73. Раскройте сущность культурологических воззрений А. Тойнби.

74. Раскройте суть проблемы истории культуры в трудах Й. Хейзинги.

75. Раскройте суть культурологических концепций (Н. Данилевский, Н. Бердяев, О. Шпенглер, П. Сорокин).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: