double arrow

Лекция 1. Культурология как наука

Лекция 9. Россия и ее роль в мировой культуре

Лекция 8. Особенности культуры ХХ века

Лекция 7. Человек как общий знаменатель культуры

Лекция 6. Динамика культуры

Лекция 5. Символическая реальность культуры

Лекция 4.. Современные культурологические концепции

Лекция 3. Типология культуры

Лекция 2. Сущность культуры

Лекция 1. Культурология как наука

СОДЕРЖАНИЕ

Шахты

КУЛЬТУРОЛОГИИ

ПО

ЛЕКЦИЙ

для всех специальностей

Составитель Могилевская Г.И.,

к.ф.н., доцент кафедры

«Философия и история»

Конспект лекций по курсу «Культурология» предназначен для студентов I курса всех специальностей заочного факультета. Отчетность по курсу – зачет.

Предмет курса – изучение культуры как целостного явления, выполняющего важнейшие функции культурной адаптации, инкультурации и социализации, социо-культурной интеграции. Рассматриваемая в единстве устойчивости и изменчивости, культура выступает как образование, определяющее тот или иной характер человеческого смыслополагания, порождающее тот или иной тип мировосприятия (ментальности). В предмет курса входит рассмотрение структуры и функций культуры, культурной коммуникации, важнейших процессов культурной динамики, принципов культурной типологизации. Предметом изучения является интерпретация основных теоеретико-культурологических понятий, знакомство с важнейшими теоретическими концепциями культуры.

Целью курса является ознакомление студентов с основами теоретической культурологии, базовым понятиями теории культуры, важнейшей проблематикой теоретико-культурологического знания, основными концептуальными подходами в сфере теории культуры, а также выявление типологических особенностей Востока, Запада и России.

Задачи курса: сформировать у студентов представление о культуре как системе, имеющей морфологические и динамические характеристики, о базовых понятиях теоретической культурологии, о структуре современного теоретико-культурологического знания, об основных концепциях и направлениях в области теории культуры.

Прослушав курс теории культуры, студент должен знать содержание основных теоретико-культурологических концептов, овладеть понятийным аппаратом дисциплины, иметь представление о важнейших направлениях изучения культуры в рамках теоретической культурологии, ориентироваться в современных теоретико-методологических подходах изучения и интерпретации феномена культуры.

1. Предмет культурологии

2. Задачи культурологии как науки

3. Структура культурологического знания

Культурология как наука складывается в конце 19 века, когда во всемирном масштабе возникает ситуация диалога культур. До этого рефлексия над культурой осуществлялась в рамках своей собственной культуры и собственной философии и выполнялась философией культуры. Интерес к культуре проявляют различные отрасли знания, такие как археология, этнография, социология и многие другие, которые, в конечном счете, и становятся базисом культурологического знания.

Будучи одной из молодых научных дисциплин, культурология формируется на стыке многих наук: философии, социологии, психологии и др. Опираясь на знания различных наук о культуре, культурология синтезирует их в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой. В итоге культурология выступает системообразующим фактором всего комплекса наук о культуре, его методологической основой.

Идея выделения культурологии в самостоятельную область связывается с именем американского антрополога Л. Уайта, который заинтересовался этой проблематикой еще в 30-е годы. “Культурология, — писал Л.А. Уайт, — совсем молодая отрасль науки. После нескольких веков развития астрономии, физики и хи­мии, нескольких десятилетий развития физиологии и психологии на­ука наконец обратила свое внимание на то, что в наибольшей степени определяет человеческое поведение человека — на его культуру... Объ­яснение культуры может быть только культурологическим” [2, с. 124 Уайт Л.А. Культурология//Работы Л.А. Уайта по культуро­логии. Серия: Лики культуры. — М.: ИНИОН РАН, 1996. С. 162— 169.].

Л.А. Уайт впервые употребил в печати термин культурология в 1939 г. в статье “Проблема терминологии родства”, хотя, по его собственному признанию, он пользовался им в своих курсах за несколько лет до этого времени. Позднее этот термин получил более широкое распространение во многих странах, в том числе в последнее время и в России.

Постепенно сформировался предмет культурологии, им является происхождение, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни. Культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах, изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологий, изучает разумную человеческую форму существования. В настоящее время мы можем сказать, что культурология сформировалась как наука, которая описывает, классифицирует и объясняет феномен культуры в совокупности его ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково - коммукативных характеристик. К, собственно, культурологическим могут быть отнесены лишь те исследования, в которых культура представлена как целостный объект познания.

Среди основных задач культурологии выделяются следующие:

· Анализ культуры как системы культурных феноменов;

· Выделение типов связей между элементами культуры;

· Исследование типологии культур и культурных единиц;

· Разрешение проблем социокультурной динамики;

· Исследование культурных кодов и коммуникаций

Подводя итог сказанному, мы можем отметить, что
объектом познания культурологиивыступает культура как исторический социальный опыт людей, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.

· Как и любая самостоятельная дисциплина культурология обладает инструментарием для изучения культурных процессов. К методам данной дисциплины следует отнести
- Диахронический, для которого характерно изложение явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.
– Синхронистический, где исследование, в т.ч. сравнительное, ведется в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.
- Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в национальной культуре.
- Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.
- Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.
- Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.
- Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.
- Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.

В соответствии с теми пластами, которые включает в себя культурология как наука можно выделить направления ее исследований:

Социальная культурология - изучает функциональные механизмы социокультурной организации жизни людей.
Гуманитарная - концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных "текстах" культуры".
Фундаментальная - разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования, изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого предмета.
Прикладная - использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.
Социальные перспективы культурологии - в ходе "информационной революции" неизбежно наступит этап "революции" в области прогнозирования и проектирования, который поднимется на новый уровень эффективной методики управления любыми процессами, где собственно и будет востребована культурология.

Т.е. мы можем выделить три блока культурологического знания:

· гуманитарно-культуроведческий, осуществляющий описание культурных объектов и их классификацию по внешним признакам;

· социально-культурологический, осуществляющий научную систематизацию культурных явлений по их сущностным признакам и объяснения их генезиса и функций, а также их места в системе иных явлений;

· прикладной культурологический, разрабатывающий технологии и методы трансляции культурных норм и ценностей.


Сейчас читают про: