По описанию речевого развития ребенка установите характер речевого нарушения с учетом психолого-педагогической и клинико-педагогической классификации

Проанализируйте представленные материалы.

Вариант № 1.

Ребенку 2 года 3 мес., в эмоциональный контакт вступает хорошо, проявляет интерес к заданиям. Обращенную речь понимает в объеме, соответствующем возрасту. Осмысленно реагирует на просьбы, требования, замечания во время обследования. Активен. В пассивном словаре представлены существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги, союзы. Умеет пользоваться словесными формами общения и отвечает на вопрос взрослого мимикой, жестом, действием. Называет игрушку, предмет, изображенный на картинке и действие с ним с помощью отдельных звуков (поезд – «ууу») или звукосочетаний (пить – «пи», банан – «ба»). Владеет звукоподражаниями частично (киска – «мя», собака – «аф», корова – «му»). В речи имеются общеупотребительные слова: мама, папа, баба, тетя, дай. Фразовая речь отсутствует. Может воспроизвести из названного обследователем слова последний или ударный слог. Понимает грамматическую категорию числа, уменьшительно-ласкательную форму слова. Мимика лица симметрическая и отражает эмоциональное состояние ребенка. Строение артикуляционного аппарата без особенностей. Носогубные складки выражены и симметричны, губы плотно смыкаются. Прикус правильный. Зубной ряд сформирован. Сопутствующие движения не выявляются.

Логопедическое заключение_______________________________________

­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________________________________


Вариант № 2.

Ребенку 4 года 4 месяца. Инструкцию понимает. Речь фразовая, крайне невнятная, состоящая из двух-трех искаженных в фонетическом и грамматическом отношении слов. При обследовании строения и моторики артикуляционного аппарата выявлено, что движения языка, губ медленные, неточные, не в полном объеме. Наблюдаются трудности при удержании артикуляционной позы, язык напряжен, не удерживается в заданном направлении, отклоняется вправо от средней линии. Повторное выполнение движений вызывает утомление. Заметна саливация. Присутствует полиморфное нарушение звукопроизношения: нарушения в произношении мягких и твердых звуков, свистящих, шипящих, сонорных. Произношение еще более нарушается в активной речи.

Фонематические представления сформированы недостаточно: слова, отличающиеся друг от друга одним звуком, дифференцирует с ошибками, выявлена неготовность к фонематическому анализу и синтезу, ошибки при воспроизведении слогов.

Слоговая структура сложных слов грубо нарушена: сокращения числа слогов («тевики» – снеговики), перестановки слогов («вовотник» – воротник), сокращения звуков при стечении согласных («виметь» – медведь). При повторении двусложных слов с закрытым и прямым сло­гом обнаруживается выпадение звуков (банка – «бака», вилка – «вика»).

Словарный запас не соответствует возрасту. Высказывания ребенка бедны, он ограничивается непосредственным перечислением воспринимаемых предметов и действий. Слова употребляются в узком, недифференцированном значении. Одним и тем же словом называют предметы, имеющие сходство по форме, величине («стакан», «чашка»). Не знают многих слов, обозначающих части предметов. Заметно отставание в использовании слов-признаков, обозначающих цвет, форму, размер. Затрудняется при назывании действия: название действия заменяется названием предмета, на который это действие направлено или которым оно совершается. Слово сопро­вождается соответствующим жестом (подметает – «пол», показ действия). Часто заменяет нужное слово названием сходного дру­гого предмета, но при этом добавляет отрицание «не» (помидар – «ябоко не»).

Заметны грубые ошибки в употреблении грамматических форм: замены падежных окончаний, отсутствие согласования прилагательного с существительным, часто опускаются предлоги (при этом существительное в правильной падежной форме), трудны для понимания приставочные глаголы. Существительные употребляет в имени­тельном падеже, глаголы в инфинитиве, в форме третьего ли­ца единственного и множественного числа настоящего времени, но при этом глаголы не согласуются с существительными ни в числе, ни в роде. Аграмматичным является изменение имен существительных по числам – «две уши», «два печка». Форма прошедшего времени глагола заменяется фор­мой настоящего времени, и наоборот («Мальчик елку иду» – вместо «пойдет», «Мальчик дом рисовал» – вместо «рисует»).

Связная речь не развита. При раскладывании серии сюжетных картинок допускает ошибки, при исправлении нуждается в помощи педагога, ограничивается перечислением увиденного на картинках.

 

Логопедическое заключение_______________________________________

­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________________________________

 

Вариант № 3.

Ребенку 5 лет 8 мес., речь фразовая с элементами фонетико-фонематического недоразвития.

Общее звучание речи - монотонная, смазанная, с шипелявым оттенком, артикуляция неотчетливая, голос негромкий, темп речи несколько замедленный, речевое дыхание без особенностей.

При обследовании строения и моторики артикуляционного аппарата выявлено, что движения языка, губ медленные, неточные, не в полном объеме. Наблюдаются трудности при удержании артикуляционной позы, язык напряжен, не удерживается в заданном направлении, отклоняется вправо от средней линии. Повторное выполнение движений вызывает утомление. Заметна саливация. Присутствует полиморфное нарушение звукопроизношения: сложные звуки заменяются более простыми по артикуляции (с, ш на ф; замена р, р’ на л’; замена л на л’), недифференцированное произнесение звуков, нестойкое употребление звуков в речи («чука», «ссюка»). Фонематические представления сформированы недостаточно: ошибки при воспроизведении слоговых и словесных рядов, фонематическим анализом и синтезом владеет недостаточно (выделяет лишь начальный гласный звук). Слоговая структура сложных слов сохранна. Словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме. Ребенок владеет обобщающими словами, называет действия людей по их профессии, не испытывает затруднений при подборе слов-антонимов. Иногда затрудняется при подборе родственных слов.

Грамматический строй речи соответствует возрасту. Ошибок при согласовании прилагательных с существительными, числительных с существительными не выявлено. Словообразованием в целом владеет. Наблюдаются единичные ошибки при образовании притяжательных прилагательных («петушья», «кошечея»), относительных прилагательных («медяные»).

Уровень развития связной речи достаточный. Ребенок самостоятельно может составить рассказ по отдельной картине, пересказать текст с динамическим сюжетом. Рассказанное соответствует изображенному на картине, при этом сохранены основные смысловые связи, соблюдена последовательность событий.

 

Логопедическое заключение_______________________________________

­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________________________________

Вариант № 4.

Ребенку 5 лет 2 мес., речь фразовая с фонетико-фонематическими и лексико-грамматическими нарушениями. Разборчивость речи снижена. Речь маловыразительная, смазанная, с назальным оттенком, артикуляция нечеткая, голос тихий, затухающий к концу высказывания, темп речи замедленный, речевое дыхание слабое.

При обследовании строения и моторики артикуляционного аппарата выявлено, что движения языка, губ медленные, неточные, не в полном объеме. Наблюдаются трудности при удержании артикуляционной позы, язык напряжен, не удерживается в заданном направлении. Повторное выполнение движений вызывает утомление, цианоз, саливацию.

Присутствует полиморфное нарушение звукопроизношения. Фонематический слух снижен на звуки, сходные по артикуляционно-акустическим признакам. Допускает ошибки при воспроизведении слоговых и словесных рядов, фонематическим анализом и синтезом не владеет. Слоговая структура сложных слов нарушена: сокращения числа слогов, перестановки слогов в словах («барелина», «скоровода»).

Словарный запас сформирован недостаточно, не соответствует возрасту. Пассивный словарь преобладает над активным. В речи мало прилагательных, наречий, в основном преобладают существительные с конкретным значением. Ребенок затрудняется в объяснении лексического значения многих слов. Недостаточно владеет обобщающими понятиями, частично заменяет их на конкретные значения (посуда – «кастрюли», обувь – «ботинки»), называет только основные цвета, оттенки не называет. Допускает ошибки при подборе слов-антонимов. Выявлены замены части предмета названием целого предмета (донышко – «чайник»), замена названий профессий названиями действий (певец – «тетя поет»), замены видовых понятий родовыми и наоборот, (воробей – «птичка»), взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный – «большой», короткий – «маленький»).

Выявлена недостаточная сформированность систем словообразования и словоизменения. Ошибки при согласовании числительных с существительными («пять стулов», «семь гусев»), неправильное употребление окончаний существительных множественного числа («гнезды», «ухи», «ведры» и др.). При образовании названий детенышей допускает ошибки, некоторых детенышей не называет вообще. Допускает неточности при образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (не всегда уместно употребляет суффиксы: «ключонок», «петушонок») и при образовании относительных прилагательных («соломовая», «шерстовая», «вишний», «бумаговый»). Употребление предложно-падежных конструкций аграмматично.

Уровень развития связной речи недостаточный. Связная речь схематична и однообразна. Структура фразы часто неполная. При составлении рассказа по серии сюжетных картин ограничивается поверхностным перечислением персонажей или деталей, нуждаясь при этом в постоянной стимулирующей и направляющей помощи со стороны педагога. Высказанные предложения малоразвернуты, фрагментарны. В рассказе нарушается логическая последовательность, связь между отдельными его частями. Содержание передается упрощенно.

 

Вариант № 5

 

Ребенку 9 лет 3 мес., учится во 2-ом классе. В ходе обследования пользуется простыми малораспространенными предложениями. Пассивный и активный словарь отстает от возрастной нормы. Испытывает трудности в понимании сложных логико-грамматических конструкций, объяснении лексических значений слов, употреблении антонимов. Синонимы в речи не использует. Не может объяснить положения предметов в пространстве с помощью предложных конструкций, чаще использует наречия (рядом, сбоку, вверху). Обнаружены ошибки в образовании относительных и притяжательных прилагательных, согласовании существительных с числительными. Звукопроизношение мономорфно нарушено: велярный ротацизм, параламбдацизм. Фонематические представления сформированы недостаточно. Испытывает трудности в дифферециации звуков сходных по артикуляционно-акустическим признакам. Звуко-буквенным анализом владеет не в полном объеме: затрудняется в определении количества и последовательности звуков в сложных словах.

Чтение словесно-слоговое, монотонное, темп медленный, при чтении присутствуют дислексические ошибки: перестановки букв и слогов в словах, пропуски букв, замена букв, изменения окончаний слов, неправильная постановка ударения в словах («спал» - стал, «пообещала» - побежала, «услыхал» – услышала). Чтение носит угадывающий характер. Прочитанное понимает фрагментарно, пересказ прочитанного осуществляет с помощью наводящих вопросов, связность повествования нарушена. Выявлены признаки семантической и фонематической дислексии, а также элементы аграмматической дислексии.

Письмо под диктовку очень медленное, небрежное. При письме обнаружено большое количество как орфографических, так и дисграфических ошибок: пропуски гласных, согласных букв в словах («сетября»), замены гласных и согласных букв («знокомы», «легками»), («пылав»), перестановки букв в слове, неумение обозначить мягкость согласного на письме («гроздя»), пропуск предлога, слитное написание предлога со словом («задело»), раздельное написание приставки и корня, смешения звонких и глухих согласных («пошухлой»), твердых и мягких. Выявлено смешение оптически сходных букв, зеркальное написание букв.

Стойкий характер вышеуказанных ошибок позволяет сделать вывод о наличии дислексии и дисграфии.

 

 

Логопедическое заключение_______________________________________

­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________________________________

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: