Лекция 10а РИОПВ
Хозяйственно-питьевое водоснабжение
Гигиенические требования к качеству питьевой воды не следует отождествлять с потребительскими требованиями. Свойства воды, удовлетворяющие потребительские требования человека, могут быть самыми различными, вплоть до удовлетворения каких-либо капризов потребителей.
Как правило, эти требования касаются прозрачности, цвета, запаха воды, т. е. органолептических свойств; они лишь в небольшой мере являются более жесткими, чем минимальные гигиенические требования, обеспечивающие безвредность и безопасность воды, однако энергетически и экономически они могут быть весьма дороги.
В основе гигиенических требований к качеству воды для питьевых и бытовых нужд лежит принцип, ставящий в центр внимания те качества воды, от которых зависят здоровье человека и условия его жизни. Влияние некачественной воды на здоровье может быть непосредственным, проявляющимся в виде инфекционных заболеваний или заболеваний неинфекционной природы и интоксикаций, и косвенным, когда вода вызывает неприятные ощущения, что заставляет человека отказываться от употребления такой воды.
|
|
Иначе говоря, вредное влияние воды может сказаться лишь при определенных условиях, а именно: если она содержит возбудителей инфекционных заболеваний, химические вещества в концентрациях, опасных для здоровья человека, обладает необычными органолеп-тическими свойствами.
На основе этих представлений в середине XX в. в гигиене была сформулирована триада гигиенических требований к качеству питьевой воды: питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом отношении, безвредна по химическому составу и обладать благоприятными органолептическими свойствами [71].
Эта триада ныне нашла признание во всем мире; на ее базе создаются национальные нормативные документы в области качества питьевой воды и контроля качества. На этих же принципах основано «Руководство по контролю качества питьевой воды», изданное Всемирной организацией здравоохранения в 1984 и 1994 гг. [62, 63].
В нашей стране триада требований была положена в основу нормативных документов в области контроля качества питьевой воды — ГОСТ «Вода питьевая» начиная с 1954 г. С середины 80-х гг. в процессе подготовки очередной редакции нормативного акта по качеству питьевой воды отдельные ученые попытались расширить триаду за счет введения новых критериев (радиационной безопасности и физиологической полноценности). Эти попытки успеха не имели.
Однако следует подчеркнуть, что перечисленные рекомендации справедливы лишь для условий умеренного климата. Они не могут быть строго соотнесены с полом, возрастом, профессией потребителя воды, временем года и множеством других факторов внутренней и внешней среды, определяющих физиологические потребности человека. На современном уровне развития медицины и гигиены, в частности, затруднительно дать заключение о физиологической полноценности рациона питания в целом, а суждение о «физиологической полноценности питьевой воды» не может быть принято и из теоретических соображений.
|
|
Новый нормативный акт — СанПиН 2.1.4.1074—01 разработан на основе общепризнанной триады и является дальнейшим развитием отечественного физиолого-гигиенического направления в профилактической медицине.
Нормативные правовые aкты управления в области
питьевого водоснабжения (СанПиН)
Детали механизма реализации права человека на обеспечение питьевой водой раскрываются в нормативных правовых актах, которые издаются Департаментом государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава РФ, Государственным комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации РФ и Министерством строительства РФ.
Нормативные правовые акты — это основанные на законах государственные акты управления, выполняющие роль инструмента органов государственного надзора, с помощью которого осуществляется государственная защита прав человека.
Санитарные требования к источникам питьевого водоснабжения изложены в ГОСТ 2761—84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора» и в СанПиН 2.1.4.1175—02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».
Основополагающим документом среди подзаконных нормативных актов в области питьевого водоснабжения, заменившим в соответствии с Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» действовавший ГОСТ 2874—82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль качества», стали СанПиН 2.1.4.1074—01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
СанПиН 2.1.4…… разработаны на принципиально ином подходе к регламентированию качества питьевой воды по сравнению с тем, на котором основывались все предшествовавшие ему аналогичные документы в стране.
Итак, суть регламентации качества питьевой воды — достоверные, научно обоснованные нормативы ее состава (химического, микробиологического) с позиций безопасности и безвредности для человека и порядок, механизм контроля состава подаваемой населению воды, наиболее полно учитывающий региональные условия формирования и состава воды источника и применяемые методы водоподготовки и транспортировки.
В основу СанПиН 2.1.4.1074—01 положены следующие принципы.
· Принцип гигиенических критериев качества питьевой воды выражен в триаде требований, а именно: - питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом отношении, - безвредна по химическому составу и - иметь благоприятные органолептические свойства.
· Второй принцип — невозможность создания эталона состава питьевой воды. Ее химический, бактериальный состав и свойства зависят от геохимических условий, времени года и даже от погодных условий. При нормировании состава питьевой воды речь может идти лишь о пределах безопасности и безвредности ее состава, критерии которых устанавливают на основании медицинских исследований. Другими словами, нормативы состава питьевой воды — это не те ингредиенты, которые должны в ней присутствовать, а наоборот, вещества, присутствие которых в воде нежелательно и допустимо лишь в пределах норматива. Поэтому приведенная в СанПиН совокупность нормативов — это не эталон качества питьевой воды, а федеральный банк данных, который используют при разработке Рабочей программы контроля качества питьевой воды конкретного водопровода.
|
|
· Третий принцип — региональный подход к регламентации состава питьевой воды. Его суть заключается в принятии единых в масштабе страны гигиенических нормативов и индивидуальном для каждого конкретного водопровода выборе из них совокупности контролируемых показателей. Выбор показателей обусловливается региональными природными и антропогенными факторами, определяющими состав воды источника водоснабжения.
Адаптированный Перечень включен в СанПиН 2.1.4.559—96 в виде приложения 2 и стал его неотъемлемой частью. В Перечень не включены товарные продукты и разного рода смеси, идентификация которых в воде невозможна. Перечень составлен не по алфавиту, а в соответствии с химической классификацией.
· Пятый принцип СанПиН — приоритетность микробиологических критериев безопасности перед химическими. Несомненно, что химическое загрязнение питьевой воды может вызвать нарушение здоровья человека, однако популяционный риск химического загрязнения во много раз меньше, чем микробиологического.
· И последний принцип — регламентация органолептических показателей качества питьевой воды имеет своей целью обеспечение нормального протекания физиологических функций, а также эпидемической безопасности водоснабжения населения, а не только соблюдение определенных потребительских свойств воды, как это часто понимают.
Необходимо подчеркнуть, что требования СанПиН устанавливают лишь верхние пределы содержания в питьевой воде химических веществ или биологических агентов, которые, однако, позволяют выдержать гигиенические критерии ее качества.
По структуре документ состоит из 5 разделов и 3 приложений.
· Первый раздел «Область применения» распространяется лишь на питьевую воду, производимую и подаваемую централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
|
|
Под централизованной системой питьевого водоснабжения понимают комплекс устройств и сооружений для забора, обработки (или без нее) воды, хранения, подачи к местам расходования и открытый для общего пользования гражданами и юридическими лицами.
Под нецентрализованной системой питьевого водоснабжения следует понимать устройства и сооружения (колодец, скважина, водоочистная установка и др.) для забора и подготовки (или без нее) воды без подачи ее к местам расходования и открытые для общего пользования гражданами и юридическими лицами.
Автономная система питьевого водоснабжения — устройства и сооружения для забора и подготовки (или без нее) воды с подачей (или без нее) ее к месту расходования, находящиеся в индивидуальном (для отдельного дома, фермерского хозяйства, дачного участка или иного индивидуального отдельного объекта) пользовании и закрытые для общего пользования иными лицами.
Эпидемиологическая безопасность питьевой воды в СанПиН оценивается по нескольким показателям. Большая роль среди них отводится термотолерантным колиформам как истинным показателям фекального загрязнения и общим колиформам.
Общая численность микроорганизмов (общее микробное число — ОМЧ) определяется по росту на мясопептонном агаре при температуре инкубации 37 °С. Этот показатель используют для характеристики эффективности очистки питьевой воды, его необходимо рассматривать при наблюдении за качеством воды в динамике.
Показатели безопасности химического состава питьевой воды даны в СанПиН (табл. 2 и 3 и приложение 2).
В табл. 2 СанПиН перечислены химические вещества, вероятность присутствия которых в питьевой воде водопроводов страны наибольшая. Сюда вошла группа природных ингредиентов химического состава, наиболее характерных для вод России (алюминий, барий, бериллий, бор, железо, марганец, медь, молибден, мышьяк, нитраты, свинец, селен, стронций, сульфаты, фториды, хлориды и цинк), а также наиболее опасные антропогенные загрязнения, получившие, к сожалению, глобальное распространение. К последним относят кадмий, ртуть, никель, хром, цианиды, а также органические соединения — линдан, ДДТ и 2,4-Д.
В табл. 2 включены и так называемые «обобщенные показатели» химического состава воды (рН, общая минерализация, жесткость, перманганатная окисляемость, содержание нефтепродуктов, ПАВ и фенольный индекс).
В приложении 2 СанПиН приведены компоненты воды, присутствие которых обусловлено антропогенным загрязнением источника водоснабжения.
В табл. 3 приведены нормативы остаточных количеств наиболее часто применяющихся в технологии водоподготовки реагентов и продуктов их трансформации.
Учет комбинированного действия веществ с одинаковым лимитирующим признаком вредности (п. 4.4.4) ограничен только химическими соединениями, относящимися к 1 -му и 2-му классам опасности.
Радиационная безопасность воды оценивается по показателям суммарной альфа- и бета-активности. Их нормативы представлены в табл. 5 СанПиН. При превышении нормативов общей активности питьевой воды необходимо идентифицировать конкретные радионуклиды и измерять их индивидуальные уровни радиоактивности.
В пятом разделе «Контроль качества питьевой воды» определен порядок производственного контроля и государственного санитарно-эпидемиологического надзора за качеством питьевой воды.
Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Как отмечалось выше, безусловное соблюдение требований ГОСТ 2761—84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора» — одно из непременных условий гарантированного получения воды питьевого качества.
Важнейшие гигиенические характеристики источника водоснабжения — качество воды и его санитарная надежность, т. е. подверженность влиянию природных и антропогенных факторов. Кроме того, важной характеристикой источника является его водообильность, позволяющая определить объем воды, который можно получить из него при организации водоснабжения.
В качестве источников водоснабжения используют подземные и поверхностные пресные воды.
При выборе источника вновь проектируемого или реконструируемого водопровода нужно учитывать особенности качества воды и санитарной надежности различных водных объектов. Решение вопроса выбора источника водоснабжения требует компетентной оценки гидрогеологической (при подземном источнике) или гидрологической (при поверхностном источнике) ситуации, анализа данных гидрохимического, гидробиологического состава, методов водоподготовки и т. д. Поэтому в выборе источника питьевого водоснабжения участвуют наряду с гигиенистами гидрологи, гидрогеологи, технологи в области очистки воды, экономисты и другие специалисты.
В ГОСТ 2761—84 изложены как гигиенические, так и технические требования к источникам водоснабжения, а также определены правила выбора источника. В основе гигиенических требований лежит следующий принцип: качество воды источника водоснабжения в совокупности с адекватно примененной технологической схемой обработки должно гарантировать получение воды, соответствующей СанПиН 2.1.4.1074—01. Таким образом, гигиенические требования к качеству воды источника, по существу, находятся в непосредственной зависимости от уровня развития техники водоподготовки.
ГОСТ 2761—84 распространяется на источники централизованного водоснабжения как с пресной, так и с солоноватой и соленой водой. Возможность использования солоноватых и соленых вод появилась лишь в последнее время в связи с разработкой новых методов опреснения воды. Однако следует подчеркнуть, что практика опреснения питьевой воды еще крайне мала, нуждается в совершенствовании и его технология. Тщательной всесторонней гигиенической оценки требует также сама опресненная вода. В связи с этим ГОСТом предусмотрено использование таких источников только в особых случаях, при наличии адекватных методов обработки, надежность которых подтверждена специальными технологическими и гигиеническими исследованиями. Основное же внимание в ГОСТе уделено традиционным источникам водоснабжения, а именно подземным и поверхностным источникам пресной воды.
Требования к качеству воды источников в ГОСТе представлены двумя группами показателей.
· Первая группа, общая для подземных и поверхностных источников, включает в себя показатели, не изменяющиеся при традиционных методах обработки воды. В нее включены показатели, характеризующие солевой состав воды: сухой остаток — не более 1000 мг/л (по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы допускается до 1500 мг/л), концентрация хлоридов и сульфатов — не более 350 и 500 мг/л соответственно, общая жесткость — не более 7 ммоль/л (по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы допускается до 10 ммоль/л), а также показатели химических веществ (кроме тех, что входят во вторую группу показателей), в отношении которых не имеется надежных методов очистки. Это в основном химические соединения, которые могут оказаться в источнике в результате его промышленного, сельскохозяйственного или бытового загрязнения. Концентрации этих веществ не должны превышать ПДК для воды питьевого водоснабжения, утвержденных МинздравомРФ.
· Вторая группа показателей, характеризующих качество воды источников, включает в себя показатели и их уровни для веществ, в отношении которых, наоборот, имеются эффективные методы очистки. Именно количественные уровни этих показателей определяют принадлежность источника к тому или иному классу, а следовательно, и необходимую степень обработки воды.
Поскольку подземные и поверхностные источники имеют свои природные особенности, а также в разной степени защищены от неблагоприятного воздействия антропогенных факторов, в ГОСТе на них дается раздельная классификация.
При классификации подземных источников к 1 -му классу отнесены такие, вода которых по всем показателям соответствует требованиям СанПиН 2.1.4. 1074—01, отличается постоянством состава по временам года и вследствие этого не требует обработки.
Источники 2-го класса содержат воду с отклонениями от требований на питьевую воду либо по химическому составу (концентрации железа до 10 мг/л, марганца до 1 мг/л, сероводорода до 3 мг/л), либо по микробиологическим показателям (число бактерий группы кишечных палочек до 100 в 1 л). Ее качество может быть доведено до требований СанПиН 2.1.4. 1074—01 такими методами обработки, как аэрирование, фильтрование, обеззараживание.
Ко 2-му классу относят также подземные источники, качество воды которых отвечает требованиям на питьевую воду, однако показатели солевого состава непостоянны и зависят от времени года. Такие колебания солевого состава подземного источника свидетельствуют о его недостаточной защищенности от поверхностного загрязнения и косвенно говорят о его ненадежности в эпидемическом отношении. Вода такого источника в обязательном порядке требует профилактического обеззараживания.
Вода подземных источников 3-го класса имеет такие отклонения от показателей СанПиН 2.1.4. 1074—01, которые требуют более сложной обработки с применением реагентных методов. Например, для удаления сероводорода, железа, марганца используют специальные аэраторы или окисление перед фильтрованием; для удаления фтора — контактно-сорбционную коагуляцию и др.
Поверхностные источники также делят на три класса.
К 1-му классу отнесены источники с маломутной (до 20 мг/л) и малоцветной (до 35°) водой, которая может быть доведена до питьевой путем фильтрации без коагуляции или с применением малых доз коагулянта и обеззараживания.
Ко 2-му классу относят источники с более мутной (до 1500 мг/л), более цветной (до 120°) водой или содержащей значительные количества планктона, но сравнительно чистой в отношении промышленных и бытовых загрязнений. Для очистки такой воды применяют традиционные методы обработки: коагулирование с последующим отстаиванием и фильтрование, контактное осветление, обеззараживание, для удаления планктона — микрофильтрование.
К 3-му классу отнесены источники, качество воды которых не может быть доведено до нормируемого с помощью традиционных схем и методов очистки, в связи с чем требуется дополнительная обработка. Для высокомутных вод — дополнительная ступень отстаивания; для устранения запаха или органических промышленных загрязнений — применение окислителей и сорбентов; при повышенной бактериальной загрязненности — более эффективное обеззараживание.
В стандарте указано, что класс источника определяется организацией, разрабатывающей проект водоснабжения.
Важнейшее гигиеническое требование помимо рассмотренных выше — требование ГОСТа о защите источника водоснабжения от загрязнения путем организации зоны санитарной охраны (ЗСО). Порядок организации ЗСО регламентирован СанПиН 2.1.4.1110 — 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения».
В третьем разделе ГОСТ 2761—84 изложены правила выбора и оценки пригодности источника для питьевого водоснабжения. Порядок выбора источника определяется его санитарной надежностью и проводится в следующей последовательности: межпластовые напорные воды, межпластовые безнапорные воды, грунтовые воды, искусственно пополняемые и подрусловые подземные воды, поверхностные (реки, водохранилища, озера, каналы) воды.
Важнейшим является требование о выборе источника с учетом реальной возможности организации зоны санитарной охраны и соблюдения соответствующего режима в пределах ее поясов.
Надежность работы водопровода во многом зависит от постоянства состава воды источника водоснабжения. Для предупреждения загрязнения воды источников организуют зону санитарной охраны источника питьевого водоснабжения (ЗСО), под которой понимают специально выделенную территорию, связанную с источником и водозаборными сооружениями.
На этой территории устанавливают особый режим, для поверхностных источников ограничивающий, а для подземных — исключающий возможность загрязнения воды в месте водозабора или уменьшения дебита, а также предохраняющий водозаборные сооружения водопровода от преднамеренных или случайных действий, в результате которых может быть нарушена их нормальная работа.
Согласно СанПиН «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения» ЗСО устанавливают в составе трех поясов.
Назначение первого пояса (зона строгого режима) одинаково для поверхностных и подземных источников и заключается в защите места водозабора и водозаборных сооружений от загрязнения и повреждения.
Задача второго и третьего поясов ЗСО подземных источников (зона ограничений) — сохранение постоянства природного состава воды, которую, как правило, без обработки используют для питьевых целей. Размеры второго пояса позволяют предупредить микробное загрязнение источника, размеры третьего — его химическое загрязнение.
Основная задача второго и третьего поясов ЗСО поверхностного источника — ограничение микробного загрязнения в створе водозабора до степени, требуемой ГОСТ 2761—84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения», с учетом возможностей улучшения качества воды на очистных сооружениях данного водопровода. Ведущим принципом при установлении верхних границ этих поясов является закономерность отмирания поступающей со сточными водами микрофлоры в реке.
В заключение необходимо подчеркнуть, что в соответствии с Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» нормативные правовые акты органа Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (СанПиН), как направленные на обеспечение безопасности для населения, играют доминирующую роль. Все нормативные правовые акты других государственных органов управления не могут им противоречить или предъявлять требования менее жесткие, чем нормативы СанПиН.
Водоотведение
Еще более острые и труднорешаемые проблемы возникают при отводе и сбросе в водные объекты загрязненных сточных вод. Загрязняющие вещества поступают от населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Сброс загрязненных вод осуществляется в водоприемники - обычно это реки, озера, водохранилища, пруды, иногда - бессточные котловины, подземные водоносные горизонты. При этом могут и,как правило, производятся очистка и другие водоохранные мероприятия, но полностью очистить воды и исключить сбросы загрязняющих веществ невозможно.
Системы отведения промышленных, сельскохозяйственных и бытовых вод могут могут включать в себя пруды-накопители. По своему назначению пруды-накопители разделяются на:
- накопители-регуляторы, которые перераспределяют во времени сброс сточных вод, аккумулируя их в маловодные периоды и сбрасывая в многоводные;
- накопители-испарители, отдача воды из которых происходит только через испарение и которые в результате аккумуляции поступающих загрязняющих веществ имеют ограниченный срок эксплуатации - до исчерпания объема пруда;
- накопители-отстойники, используемые для очищения вод от взвешенных веществ.
С водоохранных и экологических позиций наиболее важным моментом является разработка такого режима отдачи из пруда загрязненных вод, чтобы в контрольном створе реки-водоприемника не происходило превышение норм ПДК загрязнителя.
Например для того, чтобы происходило не только разбавление сбрасываемых вод, но и сохранялись благоприятные условия нереста рыбы, необходимо производить отдачу из пруда в первой половине половодья.
При создании прудов важным моментом является недопущение фильтрации из них в подземные водоносные горизонты и близлежащие водные объекты. Это достигается выбором места с соответствующими геологическими и гидрогеологическими условиями, созданием ограждающих дамб, укреплением берегов и т.п.
При создании пруда-накопителя в районе рассредоточенного поверхностного загрязнения - сельскохозяйственное производство, промышленные и горнорудные отвалы, свалки и т.п. - необходима организация специальной системы сбора поверхностного стока с загрязненной территории.
Снижение загрязнения водных объектов сточными водами от различных видов хозяйственной и бытовой деятельности человека достигается, в основном, по следующим направлениям.
1 - это изменение технологических процессов, их совершенство-вание с целью снижения количества загрязняющих отходов. Внедрение малоотходных и безотходных производств.
2 - переход на ресурсосберегающее водообеспечение с максимально возможным использованием последовательной и оборотной системы водоснабжения, местной доочистки вод.
3 - это совершенствование методов очистки использованных вод. Причем, следует отметить, что локальная очистка вод, однородных по характеру загрязнения, намного эффективнее, проще и дешевле, чем очистка смеси сточных вод на централизованных очистных сооружениях.
И, наконец, в случаях неполноты или невозможности очистки сточных вод, водоприемники, их гидрологический режим, режим сброса или сточных вод должны быть выбраны так, чтобы обеспечить соблюдение водоохранных и экологических норм.
После сброса сточных вод в водные объекты они вовлекаются в процесс разбавления, перемешивания и самоочищения.
Интенсивность процесса самоочищения зависит от природных ус-ловий, в которых расположен водный объект. Главным фактором, определяющим интенсивность процесса очищения, является наличие свободного кислорода в воде. Большую роль играет сорбция загрязняющих веществ на взвешенных твердых частицах и осаждение их на дно.
При увеличении концентрации загрязняющих веществ интенсивность процесса очищения наоборот замедляется. В этом отношении показательно загрязнение органическими веществами, когда при очень большом их количестве процесс очищения не просто замедляется, а от аэробного может перейти в анаэробный, т.е. окислительный процесс сменяется восстановительным с образованием метана, сернистого газа и т.д.
При сбросе сточных вод в озера и водохранилища учет и оценка роли разбавления и самоочищения осложняется из-за неустойчивого и сложного характера течений, ветрового волнения и большой роли биологических факторов. Наиболее благоприятные условия создаются в периоды безветрия и ледостава. В некоторых случаях и при сильных ветрах возникают сложные ситуации, когда сформировавшееся вдольбереговое течение направлено от места сброса загрязненных вод в районы водопользования.
Практика показывает, что любое водопотребление и водопользование ведет к изменению водного режима и ухудшению качества воды. Эффект воздействия меняется от вида хозяйственной деятельности.
РЕГЛАМЕНТАЦИЯ СБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ВОДОЕМЫ
Объемы предельно допустимых и сбросов (ПДС) вредных веществ и микроорганизмов, загрязняющих воды устанавливают с учетом производственных мощностей объекта и данных о вредных последствиях по каждому источнику загрязнения.
При формировании территориально-производственных комплексов, развитии промышленности и сельского хозяйства, строительстве и другой хозяйственной деятельности должны устанавливаться предельно допустимые нагрузки (ПДН) на окружающую природную среду. Цель расчетов ПДН - обеспечение наиболее благоприятных условий жизни населения, предотвращение разрушения и необратимых изменений естественных экологических систем (ст. 33 Закона ООПС).
Без создания экологических нормативов эта статья останется лишь декларацией. Согласно действующим правилам основной принцип, заложенный в расчеты ПДС и ПДН, - это обеспечение таких объемов поступления загрязнений в окружающую среду, при которых не нарушаются требования природопользователей (ПДК). Следовательно, в основе всех расчетов лежат действующие ПДК.
• Расчеты ПДС в водоемы. Согласно действующим Правилам санитарно-гигиенические требования к качеству воды относятся только к местам или створам водопользования, а не ко всей акватории водного объекта. В водотоках контрольный створ, в котором состав и свойства воды должны соответствовать нормативным, расположен на расстоянии 1 км выше ближайшего по течению пункта водопользования.
Для водоемов рыбохозяйственного назначения контрольный створ устанавливается на расстоянии 500 м от выпуска сточных вод. В непроточных водоемах контрольная зона должна соответствовать нормативам в радиусе 1 км от пункта водопользования.
Требования к составу и свойствам воды в контрольных створах и зонах зависят от вида водопользования. Основной принцип определения условий сброса сточных вод в водоемы заключается в том, что уже на первом этапе проектирования, т.е. при выборе площадки для нового объекта или реконструкции существующего, должны быть представлены материалы, характеризующие:
1) объект, его производительность; количество, состав, свойства и степень изученности сточных вод; место предполагаемого их выпуска; наличие эффективных методов очистки, обезвреживания, утилизации, возможности оборотного и повторного использования сточных вод; наличие ПДК для загрязняющих веществ;
2) санитарное состояние водного объекта; его гидрологический режим; наличие выпусков других объектов, влияющих на проектируемый; перспективу использования водного объекта, возможность изменения гидрологического режима, появление на нем новых водопользователей и др.
ПДС устанавливаются для каждого контролируемого вещества с учетом фоновой концентрации, категории водопользования, норм качества воды и ассимилирующей способности водного объекта.
Определение условий отведения сточных вод основывается на расчетах, которые позволяют решить следующие основные задачи:
1) в какой мере будет достаточна степень разбавления в контрольном створе, обеспеченная местными природными условиями;
2) до какой степени следует очищать сточные воды, чтобы в расчетном контрольном створе не нарушалось условие С ≤ ПДК.
Основное расчетное уравнение имеет вид
qСст + yQCф = (q+yQ)Ск.ст. (10.12)
где О и q - соответственно расходы воды в водном объекте и сточных вод; С - соответственно концентрации веществ одинакового вида в сточных водах, в водном объекте до сброса сточных вод (фоновая) и в контрольном створе; у - коэффициент смешения.
Примеры расчетов, основанных на уравнении (10.12).
Прогноз санитарного состояния водного объекта при проектировании выпуска сточных вод. Прогноз санитарного состояния водоема в контрольном створе может быть выполнен при решении уравнения относительно С к.ст.:
Если С к.ст ≤ ПДК, то прогноз благоприятный. В противном случае необходимы специальные меры, в основном по очистке сточных вод (или снижению их объема). Степень очистки и характер технологических и санитарно-технических мероприятий определяются степенью несоответствия Ск.ст. и ПДК.
Расчет сброса нескольких загрязняющих веществ. Возможны два случая.
Первый случай - загрязняющие вещества относятся к 1-му и 2-му классам вредности и к одной группе по ЛПВ. Вначале рассчитывают концентрацию веществ в контрольном створе С1 к.ст. и С2 к.ст
После этого проверяют, соблюдается ли условие суммации:
Если сумма отношений концентраций всех веществ одного ЛПВ к соответствующим ПДК оказалась больше единицы, то следует рассмотреть возможные способы снижения концентрации каждого вещества. При этом в процессе проектирования имеется возможность выбора такой схемы очистки, при которой уменьшаются концентрации лишь наиболее легко удаляемых веществ.
Затем, как и в предыдущих случаях, выполняют повторный проверочный расчет с учетом эффективности осуществленных мероприятий, чтобы удостовериться, что сумма отношений концентраций к ПДК в створе водопользования не больше единицы.
Второй случай - в промышленном стоке содержатся вещества разных групп по ЛПВ. Тогда сначала вещества (только 1-го и 2-го классов опасности) группируют по лимитирующим признакам вредности. Затем задачу решают, определяя предельные концентрации в стоке каждого вещества.
При большом количестве выпусков и сбрасываемых загрязняющих веществ такие расчеты могут приводить к абсурдным результатам, когда концентрации сбрасываемых веществ становятся неизмеримо малы. Так, допустимые концентрации некоторых веществ всточных водах значительно меньше, чем допустимое содержание их в питьевой воде, т. е. сброс даже городской водопроводной воды в Неву должен быть запрещен, не говоря уже о сточных водах. Это свидетельствует о том, что методология, заложенная в действующих нормативных документах, пригодна только для простых случаев сброса сточных вод через небольшое число выпусков и требует пересмотра.
Расчет кратности разбавления сточных вод в водных объектах. На предварительном этапе, когда обсуждается вопрос о выборе места выпуска сточных вод в один из ближайших водных объектов, одним из ориентиров является степень разбавления сточных вод у ближайшего пункта водопользования.
Чем меньше рассчитанная степень необходимого разбавления соответствует местным условиям, тем более жесткими должны быть мероприятия по очистке сточных вод. Технические и экономические трудности на пути осуществления этих мероприятий могут указать на необходимость переноса проектируемого строительства в район более благоприятных гидрологических условий.
Сточные воды запрещается сбрасывать в водные объекты также в следующих случаях: 1) при возможности повторного использования; 2) при содержании ценных отходов, которые могут быть утилизированы; 3) при содержании вредных веществ, для которых не установлены ПДК; 4) при возможности использования для орошения.
Как видим, при расчетах ПДС учитываются в основном интересы людей. Между тем, при воздействии вредных веществ на природные экосистемы «вторичные» эффекты, не имеющие первостепенного значения для человека, приобретают решающее значение. Определяющими факторами могут оказаться не первоначальная концентрация вещества, а его накопление и трансформация в различных звеньях экосистемы.