double arrow

Философия Н. Кузанского


«Первый философ Возрождения», по происхождению немец, Николай Кузанский (1401-1464 гг.) великолепно знал схоластику, усвоил философию античности и неоплатонизма, знал восточных Отцов церкви, профессионально владел математикой. С его именем связывают переход от средневекового к ренессансному стилю мышления.

Его онтологические взгляды называются гилозоизмом, он считал, что мир погружен в Бога. Как диалектик, Н. Кузанский разрабатывает важнейший методологический принцип: совпадение противоположностей в едином предмете, а значит единое тождественно беспредельному и бесконечному – Богу. Божественное бытие-потенция – абсолютная возможность всего. Об этом всеобщем источнике и его творчестве можно что-либо высказывать только в виде предположений или догадок, поскольку безграничность его проявлений рано или поздно опровергнет любое частное утверждение, превзойдет любое определение: он все может, сам мир – произведение Бога. Бог как сущность этого мира, как чистая духовность есть форма всех возможных форм. Чтобы приблизиться к сущности Бога надо стать выше разума, чувства, и тогда Он сам обнаружит Себя перед теми, кто ищет Его в вере (эти воззрения очень близки к мистике М. Экхарта – средневекового философа).

Человек рассматривается Кузанским как особый микрокосмос, как своеобразное подобие природы и Бога. Человеческий ум состоит из системы способностей, главными из которых являются чувство, рассудок и разум. Каждая из этих сил ума не действует обособленно, а функционирует при помощи других. Но именно разум – главное отличие человека от животных.

Поскольку Бог, создав человека, отделил, освободил его от Себя, говорит Кузанский, постольку сам акт Его творчества был призывом к диалогу, сотворчеству. Лишь когда человек выходит за собственные рамки, отказывается от себя, своего маленького «я» (собственной точки зрения, мироощущения, пристрастий), – тогда он способен к тому, что принято называть творчеством.

В философии Кузанского бытие и свобода предельно конкретны, поскольку подлинная жизнь человека начинается в будущем, а настоящее и прошлое раскрываются только в связи с ним. В учении Кузанского о человеке жизнь не дается готовой, она богата необычайными возможностями, позволяющими многое сделать для себя, для других, «во имя Бога».

Философские идеи Кузанского настолько выходили за пределы существующих воззрений XV века, что они дали импульс не одному поколению философов к разработке сложных проблем бытия и познания. В частности, он оказал большое влияние на Дж. Бруно, которому особенно импонировало учение о бесконечности мира и гелиоцентрическое мировоззрение.


Сейчас читают про: