Общественный строй. Восточные славяне были язычниками. Они обожествляли различные силы природы. На ранней ступени своего развития они верили в добрых и злых духов. Впоследствии

Верования, культура

Восточные славяне были язычниками. Они обожествляли различные силы природы. На ранней ступени своего развития они верили в добрых и злых духов. Впоследствии сложился довольно развитый пантеон славянских богов, включавший как местных, так и общеславянских богов. Главными божествами восточных славян являлись: божество Вселенной — Род, божество солнца Даждь-бог (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорос), бог скота и богатства — Велес, бог огня — Сварог, бог грозы и войны — Перун, богиня земли и плодородия — Мокошь.

Славяне изготавливали деревянные и каменные изваяния своих богов. Местами поклонения служили священные рощи, источники.

У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота.

Важное место в религии древних славян занимал культ предков. Широко был распространен обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами земляных насыпей — курганов. Вера в загробное существование проявлялась в том, что в погребальный костер вместе с умершими клали вещи - оружие, пищу. При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жен или рабыню. В честь умершего устраивали пир — тризну и военные состязания

Столетиями древние славяне жили родовым строем. во главе рода стояли старейшины, призванные управлять и разрешать споры между членами рода. Важную роль в жизни племени имело народное собрание вече – и племенной вождь выступавший как военный предводитель.

Постепенное совершенствование орудий труда,усложнение структуры общественных отношений привели к упадку родовых отношений. На смену родовой общины пришла территориальная или соседская община. Обширные жилища,где жили все члены рода,сменяются небольшими постройками. Вожди возвышаются над сородичами,вокруг них сплачиваются боевые соратники-воины, составляющие дружину. Все большее значение приобретает военная добыча. Часть ее князь распределял между межу соплеменниками,что упрочивало его престиж не только как предводителя походов,но и как щедрого дарителя.

О кризисе родовых отношений также говорит начало образовывания племенных союзов, призванных защищать территорию или осуществлять крупные военные предприятия. Союзы племен решали задачи политические, не свойственные родовому строю. Иными становились взаимоотношения и между племенами, входившими в союз: эта форма объединения, способствовала возвышению отдельных племен, родов и их вождей. отсюда Уже был один шаг до появления племенных княжений.

Новое качество приобрели межплеменные отношения. С возникновением союзов племен,возникает борьба за первенство. Обычаи и традиции,самодостаточные для решения конфликтов в эпоху родовую, с усложнением общественной и социальной жизни уже не могли выступать регулятором. Эту функцию берет на себя публичная власть. она готова переступить родовые традиции и прибегнуть к насилию. Формируется гос-во, призванное регулировать отношения внутри общества и защищать территорию и население от внешней опасности.

Первые предгосударственные образования-племенные княжения- возникли у восточных славян на рубеже 8-9 веков. Эти ранние княжения не отличались прочностью. Княжеская власть здесь лишь выделилась, но она еще не обрела династической приемственности. Подчеркивая промежуточное состояние-еще не гос-во, но уже не родовое общество(предгосударственное образование).

Б. Племенные союзы восточных славян в VIII—IX вв., их занятия и социальные отношения

1. В середине I тысячелетия племена восточных славян занимали огромную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке.

2. В VIII—IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наиболее крупных союзов племен или, как их называет летописец Нестор, «племенных княжений». Согласно «Повести временных лет», картина их расселения выглядела следующим образом:

> поляне — по среднему течению Днепра;

> древляне — на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем Поднепровье;

> славяне (славяне ильменские) — по берегам реки Волхов и озера Ильмень;

> дреговичи — между реками Припять и Березина;

> вятичи — в верховьях Оки, по берегам Клязьмы и Москвы-реки;

> кривичи — в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги;

> полочане — по Западной Двине и ее притоку реке Полота;

> северяне — в бассейнах Десны, Сейма, Суды и Северного Донца;

> радимичи — на Соже и Десне;

> волыняне, бужане и дулебы — на Волыни, по берегам Буга;

> уличи, тиверцы — на самом юге, в междуречьях Буга и Днестра, Днестра и Прута;

> белые хорваты — в предгорьях Карпат.

3. Рядом с восточными славянами жили угрофинские племена: весь, карела, чудь, мурома, мордва, мерь, черемисы. Их отношения со славянами строились в основном мирно.

Важной отраслью хозяйства было производство железа. Его добывали из железной руды, залежи которой часто обнаруживали в болотах. Из железа изготовляли железные наконечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы, косы. Гончарство также было традиционной отраслью хозяйства древних славян. Главной формой посуды у славян на протяжении всего Средневековья были горшки. Их использовали для приготовления пищи, хранения продуктов и в качестве ритуальной утвари: в дохристианские времена умерших сжигали, а прах помещали в горшок. На месте сожжения насыпались курганы.

Низкий уровень развития сельскохозяйственной техники обусловливал и характер организации хозяйственной жизни. Основной единицей хозяйственной жизни была родовая община, члены которой сообща владели орудиями труда, сообща обрабатывали землю и совместно потребляли полученный продукт. Однако по мере совершенствования способов обработки железа, изготовления сельскохозяйственных орудий происходит постепенное вытеснение подсечноогневого земледелия пашенной системой. Следствием этого явилось то, что основной хозяйственной единицей стала семья. На смену родовой общине пришла соседская сельская община, в которой семьи селились не по принципу родства, а по принципу соседства. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы. Но пашня делилась на наделы, которые каждая семья обрабатывала своими орудиями труда и сама распоряжалась полученным урожаем. Дальнейшее совершенствование орудий труда и технологии выращивания различных культур обусловило возможность получения прибавочного продукта и его накопления. Это привело к имущественному расслоению внутри сельскохозяйственной общины, зарождению частной собственности на орудия труда и земельные угодья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: