Эдикт магистратов как источник римского частного права

Сенатусконсульт как источник римского частного права. Конституции императоров как источник римского частного права.

Законы народного собрания как источник римского частного права.

В Древнем Риме законом являлось решение комиций – народного собрания. Для этого требовалось содействие трех органов римского государства. Такими являлись:

1).Магистрат, имевший право созывать народное собрание (консул, диктатор, претор), должен был сначала выработать письменный проект закона.

2).Народ, собранный магистратом в комиций, мог принять или отверг­нуть проект целиком, но не обсуждал его, так что весь процесс прохождения закона сводился к вопросу магистрата, предлагающего закон, и поло­жительного или отрицательного ответа со стороны народа.

3)Наконец, закон, предложенный магистратом и принятый наро­дом, нуждался в ратификации или одобрении со стороны сената. Испрошенным законам противополагались к концу рес­публики законы, устанавливавшиеся по делегации законодателя пол­ководцами в завоеванных провинциях.

Сенатусконсульты – постановления римского сената основной формой законодательных актов были с I по III в. н. э. в связи с невозможностью частого созыва народных собраний. В сенатусконсультах давались общие принципиальные положения, некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами. Се­нат не имел законодательной инициативы. Его постановления чаще всего являлись лишь оформлением предложений императора.

Императорские конституции – единоличные распоряжения императора, которые стали признаваться законом с III в. н. э.

Императорские конституции издавались в 4 формах: а) эдикты— общие распоряжения; б) декреты— решения по судебным делам; в) рескрипты ответы на по­ступавшие к императорам вопросы; г)мандаты— инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам.

Императорские конституции были позднее кодифицированы римскими юристами. Наиболее известными являются: кодекс Грегориана. Он собрал конституции, начиная с Адриана. Кодекс Гермотениана был выпущен в дополнение к кодексу Грегориана. Кодекс Феодосия (16 томов) был составлен Восточно-римским императором в начале V в. н. э. получил распространение как на Востоке, так и в Риме. Кодекс Юстиниана вышел в 529 г. н. э. После его составления было запрещено пользоваться другими кодексами.

Одной из форм правообразования для римского права, являются эдикты магистратов.

Термин «эдикт» происходит от слова говорю и первоначально обозначал устное объявление магистрата по тому или иному вопросу. С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, какое делали республи­канские магистры при вступлении в должность. Юрист Гай писал, что особенно важное значение имели эдикты: 1) преторов правителей провинций, а также 2) куруль­ных эдилов, ведавших гражданской юрисдикцией по тор­говым делам.

Эдикт, содержав­ший годовую программу деятельности магистрата, называли постоянным. Формально эдикт был обязателен только для того магистрата, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находил­ся у власти.

Закон не может исходить от магист­рата, закон выражает волю народа; магистрат же в силу принадлежащей ему особой власти, именуемой imperium, руководит деятельностью суда и в этом порядке дает су­дебную защиту новым общественным отношениям, нуж­давшимся в защите и заслуживавшим ее.

Правотворческая деятельность судебных магистратов развивалась постепенно. Сначала пре­тор не посягал на авторитет и силу цивильного права и только помогал их осуществлению, подкрепляя общест­венные отношения, урегулированные цивильным правом, также и своими исками. Далее претор сделал следующий шаг: с помощью своего эдикта он за­полнял пробелы цивильного права. Наконец, эдикт претора стал включать такие пункты, которые были направлены на изменение и исправление цивильного пра­ва. Таким образом, преторский эдикт, не отменяя фор­мально норм цивильного права, указывал пути для при­знания новых отношений и этим становился формой правообразования. Давая средства защиты вопреки ци­вильному праву, преторский эдикт создавал новые нормы права.

В результате такой правотворческой деятельности преторов, курульных эдилов, правителей провинций сложилась новая система норм, получившая название преторское право.

Та особенность правотворчества преторов что они, не имея за­конодательной власти создавали новые нормы и ин­ституты права.

Нормы преторского праваполучали значение обычного права и воспри­нимались цивильным правом.

Во II в. н.э. император Адриан возложил на юриста Юлиана кодификацию отдельных постановлений, содер­жавшихся в преторских эдиктах. Выработанная Юлианом окончательная редакция «постоянного эдикта» была одобрена императором и объявлена по­становлением сената неизменной.

С этого времени правотворческая деятельность прето­ра (и других магистратов) прекратилась и противополож­ность цивильного и преторского права стала утрачивать значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: