1. Кто из названных правителей пришел к власти в результате дворцового переворота?
1) Алексей Михайлович, Петр II
2) Петр I, Павел I
3) Федор Алексеевич, Петр III
4) Елизавета Петровна, Екатерина II
2. В каком веке были изданы Жалованные грамоты дворянству и городам?
1) XVI в.
2) XVII в.
3) XVIII в.
4) XIX в.
3. В результате принятия Екатериной II «Жалованной грамоты дворянству»
1) учреждены ассамблеи
2) закреплен широкий круг привилегий дворянства
3) служба для дворян стала обязательной
4) созданы земства, руководимые дворянством
4. Имена Е.Р. Дашковой, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина связаны с царствованием
1) Анны Иоанновны
2) Елизаветы Петровны
3) Екатерины II
4) Александра I
5. Какое из названных событий, явлений связано с царствованием Екатерины II?
1) учреждение Святейшего Синода
2) «бироновщина»
3) «пугачевщина»
4) восстание под руководством Степана Разина
6. Что из названного относилось к причинам поражения восстания под руководством Е. Пугачева?
1) отсутствие поддержки со стороны народов Поволжья и Урала
2) выступление Пугачева под именем императора Петра III
3) недостаток вооружения и организованности в крестьянском войске
4) незначительность территории, охваченной восстанием
7. Политика «просвещенного абсолютизма» связана с царствованием
1) Петра II
2) Анны Иоанновны
3) Екатерины II
4) Алексея Михайловича
8. Восстание под руководством Е.И. Пугачева проходила в царствование
1) Екатерины II
2) Екатерины I
3) Павла I
4) Петра III
9. Кто из названных лиц был государственным деятелем XVIII в.?
1) Г. Потемкин
2) И. Пересветов
3) А. Ордин-Нащокин
4) А. Адашев
10. Названия «Уложенная комиссия», «Жалованная грамота городам» связаны с царствованием
1) Петра I
2) Алексея Михайловича
3) Анны Иоанновны
4) Екатерины II
11. Какая из названных дат относится к царствованию Екатерины II?
1) 1721 г.
2) 1755 г.
3) 1785 г.
4) 1801 г.
12. Прочтите отрывок из сочинения А.С. Пушкина и укажите, чье правление характеризует
«Она уничтожила звание рабства… и закрепостила вольную Малороссию и польские провинции. Она уничтожила пытку, а Тайная канцелярия процветала под ее патриархальным правлением; она любила просвещение, а Новиков, распространивший первые лучи его, перешел в темницу, где и находился до самой смерти».
1) Екатерины II
2) Анны Иоанновны
3) Елизаветы Петровны
4) царевны Софьи
13. Реформа местного управления, проведенная Екатериной II во второй половине XVIII в., имела целью
1) ликвидировать кормления
2) создать земства
3) укрепить государственную власть на местах
4) ликвидировать губернии и уезды
14. Прочтите отрывок из документа XVIII в. и укажите, какому сословию были предоставлены права.
«Подтверждаем благородным дозволение вступать в службы прочих европейских государств нам союзных и выезжать в чужие края. Благородным подтверждается право покупать деревни.
Благородным подтверждается право оптом продавать, что у них в деревнях родится, или рукоделием производится. Иметь фабрики и заводы по деревням. В вотчинах их заводить местечки и в оных торги и ярмарки. Право иметь или покупать домы в городах, и в оных иметь рукоделие».
1) купечеству
2) дворянству
3) духовенству
4) казачеству
15. В каком году произошел переворот, в результате которого на российский престол была возведена Екатерина II?
1) 1742 г.
2) 1725 г.
3) 1762 г.
4) 1801 г.
16. Что из названного было одним из результатов принятия в XVIII в. «Манифеста о вольности дворянской» и «Жалованной грамоты дворянству»?
1) освобождение дворян от обязательной службы
2) введение денежного налога – подушной подати
3) ограничение дворянских прав и привилегий
4) ликвидация белых слобод
17. Уложенная комиссия, созванная Екатериной II, была призвана
1) отменить крепостное право
2) учредить новый порядок престолонаследия
3) разработать новый кодекс законов
4) учредить Государственный Cовет
18. О каких крестьянах идет речь?
«Пишешь ты ко мне, бурмистр <управляющий>, что хотя и приказал я женить крестьянского сына Романа Осипова на дочери… Архипа Игнатьева, но миром крестьяне того не приказали: кто же из вас смеет противиться господским приказаниям..? На сей раз <прощаю>, но снова приказываю вам непременно женить упомянутого Романа на дочери Архиповой и не отдавать его в рекруты. А если вперед осмелится мир не исполнить в точности моих предписаний, то я не оставлю сего без наказания. Всякие господские повеления должны быть святы для вас: я вам отец и судья. Мое дело знать, что справедливо и для вас полезно».
1) государственные
2) удельные
3) посессионные
4) частновладельческие
19. К политике Екатерины II относится
1) ликвидация гетманства на Украине
2) учреждение Сената
3) ликвидация патриаршества
4) учреждение Синода
20. Кто из перечисленных лиц совместно осуществляли государственную политику в ХVIII в.?
1) Екатерина II и Григорий Потемкин
2) Михаил Федорович и патриарх Никон
3) Павел I и Константин Победоносцев
4) Петр I и Михаил Сперанский
21. В чьи годы правления произошли данные события?
«…как всякое добро происходит от просвещенного разума, а напротив того зло искореняется, то следовательно нужда необходимая о том стараться, чтоб способом пристойных наук, возрастало в пространной нашей империи всякое полезное знание; чему подражая для общей отечеству славы, Сенат наш, и признав за весьма полезное к общенародному благополучию, всеподданнейше нам доносил, что действительный наш камергер и кавалер Шувалов подданным в Сенат доношением, с приложением проекта и штата о учреждении в Москве университета для дворян и разночинцев, по примеру европейских университетов, где всякого звания люди свободно наукою пользуются, и двух гимназий, одну для дворян, другую для разночинцев».
1) Екатерины I
2) Петра I
3) Елизаветы Петровны
4) Екатерины II
22. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя императрицы, о которой идет речь.
«Ни у кого из тех, кто когда-либо занимал российский престол, не было так мало прав на царский венец, как у нее… Но ее царствование было одним из самых благополучных в истории России… Это явление уникальное и одновременно характерное для России XVIII столетия. Именно ей суждено было завершить многие дела Петра I и одновременно явить образец новых принципов управления государством».
23. Расположите в хронологической последовательности следующие события.
А) установление урочных лет
Б) учреждение Верховного Тайного совета
В) принятие «Соборного Уложения»
Г) принятие «Манифеста о вольности дворянской»
24. Что из названного характеризует внутреннюю политику Екатерины II?
А) принятие указа об обязательной службе для дворян
Б) проведение губернской реформы
В) учреждение министерств
Г) учреждение Синода
Д) созыв Уложенной комиссии
Е) проведение секуляризации церковных земель
25. Установите соответствие
ИМЕНА ГОСУДАРЕЙ
А) Борис Годунов
Б) Иван Грозный
В) Екатерина II
Г) Петр I
ТЕРМИНЫ
1) опричнина
2) хованщина
3) Смута
4) «золотой век дворянства»
5) семибоярщина
26. Установите соответствие между содержанием исторических документов и их названиями.
СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТОВ
1) определение порядка прохождения службы дворянами
2) освобождение дворян от обязательной службы
3) введение положения об охране главы государства, здоровья и чести царя
4) ограничение свободы перехода крестьян к другому владельцу Юрьевым днем
НАЗВАНИЯ
А) Манифест о вольности дворянской
Б) Табель о рангах
В) Соборное Уложение 1649 г.
Г) Духовный регламент
Д) Судебник 1497 г.
27. Установите соответствие между именами государей и понятиями.
ГОСУДАРИ
1) Иван Грозный
2) Анна Иоанновна
3) Екатерина II
4) Алексей Михайлович
ПОНЯТИЯ
А) «просвещенный абсолютизм»
Б) опричнина
В) полки «иноземного строя»
Г) бироновщина
Д) министерства
28. Установите соответствие между именами монархов и документами.
ИМЕНА
А) Алексей Михайлович
Б) Петр I
В) Петр III
Г) Екатерина II
ДОКУМЕНТЫ
1) «Манифест о вольности дворянской»
2) «Соборное Уложение»
3) «Жалованная грамота дворянству»
4) «Табель о рангах»
5) «Русская правда»
29. Ниже приведён список терминов (названий). Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) XV–XVII
1) Земский собор;2) Приказ Тайных дел;3) Боярская дума;4) Коминтерн;
5) Верховный тайный совет;6) «Совет всея земли».
30. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
|
|
31. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Грюнвальдская битва
2) принятие конституции США
3) начало Ливонской войны
32. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
А) «Главным представителем этой партии была... ученица Симеона Полоцкого, личность, безусловно, умная и энергичная, которой душно было в тесной полумонашеской обстановке, окружавшей московских царевен; образование расширило её умственный кругозор, выработало в ней широкие запросы жизни, а отсутствие стесняющего внешнего авторитета родительской власти позволило... искать ответы на эти вопросы вне терема. Она тесной сердечной связью сблизилась с замечательнейшей личностью того времени, князем В. В. Голицыным, и вмешивалась в общественную жизнь. Кровными узами привязанная к дворцовой партии Милославских... прониклась её интересами. Как сильная и страстная натура, она лучше и сильнее всех чувствовала эти интересы и стала руководительницей этой партии».
Б) «По инициативе Шувалова была создана Комиссия для составления нового свода законов (Уложенная комиссия)....Проект не был утверждён императрицей, всё более к этому времени занятой не столько государственными делами, сколько своей меркнущей красотой. Она слыла первой красавицей того времени и очень переживала, когда довольно быстро стала стареть... Что же касается экономических реформ Шувалова, то они были прерваны начавшейся Семилетней войной».
1) В документе идет речь о дочери Петра I.
2) Описанные события происходили и XVIII в.
3) В документе идёт речь о дочери Алексея Михайловича.
4) Описанные события происходили в XVII в.
5) В документе идёт речь о Екатерине II.
6) Описанные события происходили в XIX в.
33. Установите соответствие между терминами, понятиями и именами правителей, с чьим царствованием связано их появление. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ТЕРМИНЫ | ИМЕНА ПРАВИТЕЛЕЙ | |
A) бироновщина Б) рекрутская повинность B) «просвещённый абсолютизм» Г) церковный раскол | 1) Пётр I 2) Екатерина II 3) Анна Иоанновна 4) Пётр III 5) Алексей Михайлович |
34. Установите соответствие между именами правителей и документами, появившимися в их царствование.
ИМЕНА | ДОКУМЕНТЫ | |
А) Алексей Михайлович Б) Петр Первый В) Петр Третий Г) Екатерина Вторая | 1) «Наказ» Уложенной комиссии 2) «Указ о престолонаследии» 3) «Соборное Уложение» 4) «Манифест о вольности дворянства» 5) «Крестоцеловальная запись» |
35. Установите соответствие между историческими личностями и их современниками.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ | СОВРЕМЕННИКИ | |
А) Иван III Б) император Петр I В) Иван IV Г) Петр III | 1) Екатерина Вторая 2) царевна Софья 3) Марфа Борецкая 4) Елена Глинская 5) боярыня Морозова |
36. Установите соответствие между историческими деятелями и событиями.
ДЕЯТЕЛИ | СОБЫТИЯ | |
А) Дмитрий Пожарский Б) Елизавета Петровна В) Пётр I Г) Екатерина II | 1) созыв Уложенной комиссии 2) освобождение Москвы от интервентов 3) дворцовый переворот 1741 г. 4) Указ о трёхдневной барщине 5) Северная война |
37. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей XVIII в. и их ролью в событиях отечественной истории: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ФАМИЛИИ | РОЛЬ В СОБЫТИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ | |
А) А. Д. Меньшиков Б) Э. Бирон В) Н. И. Панин Г) Г. А. Потёмкин | 1) фаворит императрицы Екатерины II, руководил обустройством присоединенных к России Новороссии и Крыма 2) воспитатель наследника престола Павла Петровича, руководил внешней политикой России в 1760–1770-х гг. 3) один из сподвижников Петра I, генерал-губернатор Петербурга, в 1725–1727 гг. фактический правитель России 4) первый генерал-прокурор Сената при Петре I, «око государево» 5) фаворит императрицы Анны Иоанновны |
38. Одним из самых важных событий первых лет царствования Екатерины II был созыв________________, депутатами которой были представители всех слоёв населения, кроме крепостных крестьян и духовенства.
39. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Правитель | Годы правления | Современник правителя |
Император Петр I | 1682−1725 | __________(А) |
__________(Б) | __________(В) | патриарх Никон |
Императрица Елизавета Петровна | __________(Г) | М. Ломоносов |
__________(Д) | 1774−1792гг. | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) царь Алексей Михайлович
2) Людовик XVI
3) А. Д. Меншиков
4) Робеспьер
5) 1645−1676 гг.
6) 1741−1761 гг.
7) 1762−1796 гг.
8) кардинал Ришелье
9) 1613−1645 гг.
40. Прочтите отрывок из приказа главнокомандующего царскими войсками.
«Всех взбунтовавшихся и заразившихся сим бунтом Её Величества подданных, изменников и сообщников его, предполагаю я сим по государственным законам поступать по нижеписанному.
Всех поселян, возвращённых сими средствами в прежнюю верноподданическую верность к всемилостивейшей нашей императрице и в должное повиновение своих начальников, помещиков утвердить в том целованием Евангелия и креста, объявив, что, кто и за сим дерзнёт впредь каким-либо образом приобщаться к бунтовщикам или утверждать самозванца Петром Третьим, который двенадцать уже тому лет, всему государству известно, подлинно скончался, или кто сделает малейшее ослушание воеводам, канцеляриям, всяким над собою начальникам и собственным помещикам, а другие таковых заводчиков или подсыльных от государственных бунтовщиков не свяжут и в ближайшую канцелярию или в воинскую команду не представят, за то в самой скорости присланными из войск команды генерала графа Панина, все в таковых селениях без изъятия возрастные мужики, будут казнены мучительнейшими смертями, жёны и дети их — отданы в рабство, а земли — во владение в верности пребывшим всегда к Её императорскому Величеству подданным и помещикам...»
1) Приказ был издан в первой половине XVIII в.
2) Самозванцем, выдававшим себя за Петра III, был С. Т. Разин.
3) На подавление бунта, о котором идёт речь в отрывке, был отправлен А. В. Суворов.
4) Бунт, о котором идёт речь в отрывке, был самым крупным народным восстанием в истории Российской империи.
5) Одним из последствий подавления бунта, о котором идёт речь в отрывке, было переименование реки Яик в Урал.
6) Императрицей, упоминаемой в отрывке, является Елизавета Петровна.
41. Одна из точек зрения на деятельность Екатерины II состоит в том, что она имела четкий план реформирования России, которому неукоснительно следовала.
Какая другая точка зрения на деяния Екатерины вам известна? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
42. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке
«Типичные черты политики «просвещённого абсолютизма» за короткое царствование Петра III обнаружились особенно эффективно... Так называемый Век Екатерины начался, по существу, ещё за несколько лет до её восшествия на престол».
(А. Б. Каменский, историк)
43. Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её
44. Ниже указана одна из точек зрения на характер восстания (крестьянской войны) 1773—1775 гг.
Повстанцы во главе с Е. И. Пугачевым казнили воевод и помещиков, но при этом пытались копировать существовавшую модель государственного устройства.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её