Социальные задачи образования

Антропология образования.

1. Личность человека как результат образования. Критерии результатов образования и образованности.
2. Качество образования как критерий образования. Общественное измерение результатов образования.


Личность человека как результат образования. Критерии результатов образования и образованности

Антропологический подход исходит из принципа целостности человека. Человек - это не только разум, но и тело, душа, дух. Поэтому знания- только один из элементов этой сложной и многогранной структуры, причем не самый существенный. В нее включаются ценностные ориентации личности, ее нравственно-волевые черты, эмоциональные и физические характеристики.

“Личностные достижения” - достижения во всех сферах структуры личности; это:

  • умение применять знания на практике;
  • умение принимать решения и нести за них ответственность;
  • умение противостоять обстоятельствам и находить выход в сложных ситуациях;
  • способность выстраивать свою жизненную стратегию и следовать ей;
  • способность отстаивать свои убеждения;
  • способность контактировать с другими людьми и др.

Ведущая функция образования - функция социализации; образование, как и культура, выполняет защитную функцию.

Человек - 1. индивидуальное существо,  2. социальное существо.

Сформировать эти сущности - задача образования.

Социокультурный тип образования определяется системой ценностей общества. Например, такой главной ценностью в системе образования Германии является наука, в Англии - это формирование гражданина, закалка характера, во Франции - это прежде всего прикладное знание, техника и т.д. (см. Гессен С.И. Основы педагогики).

Социальный характер целей образования определяет и социальный характер средств образования. Э. Дюркгейм: “В школе та же дисциплина, те же правила и обязанности, те же поощрения и наказания, тот же тип отношений, что и в обществе”. Таким образом, школа- это “своеобразный зародыш социальной жизни”(60-61)

По мнению Э. Фромма, экзистенциальные потребности человека состоят в следующем:

  • потребность в единении с другими живыми существами, с людьми, в приобщенности к ним;
  • потребность в укорененности и братстве;
  • потребность в преодолении и созидательности, творчестве (в противовес разрушительности);
  • потребность в чувстве тождественности, в индивидуальности, развитии (в противовес стандартному конформизму);
  • потребность в системе ориентации и поклонении (которая реализуется в наличии высших целей, ценностей и идеалов общества, а также в религии).

Здоровое общество - то, которое способствует реализации этих потребностей. Современное западное общество - больное общество, т.к. в нем происходит фрустрация экзистенциальных потребностей человека.

В отношнеии целей, идеалов и личностного смысла образования существуют две основные модели образования:

Антропоцентристская модель образования Системоцентристская модель образования

Цель образования

Развитие человека, личности как субъекта культуры Формирование «винтика» социальной системы, средства достижения целей ее целей

Назначение образования

Создание условий для развития личности и конструктивного удовлетворения ее потребностей в самоутверждении Социализация и профессионализация личности с позиций максимальной общественной полезности

Цель обучения

Приобщение к культуре Овладение знаниями, умениями и навыками, т.е. нормативами, заданными системой и носящими характер универсальных требований

Ценность личности

В ее уникальности, неповторимости, индивидуальности В соответствии ее общепризнанным нормам, стандартам

Современная ситуация может быть охарактеризована как переход от 2 к 1 модели образования. Если раньше мы только говорили как о сверхзадаче образования о формировании гармонично развитой личности, а на деле формировали “колесико” и “винтик” единой социальной системы, то теперь общество все более зримо приходит к сознанию того, что человеческая жизнь - высшая ценность в мире, а система образования должна быть адаптирована не только к потребностям государства, но и к потребностям самой личности.

Качество образования как критерий образования. Общественное измерение результатов образования.

Сложность адекватной оценки ментальных приобретений личности, не говоря уже об оценке ментальных параметров социума, вполне очевидна. Говорить о непосредственных способах контроля и оценки столь глобальных результатов образования, по-видимому, пока не приходится, тем более в режиме синхронной оценки (в режиме реального времени) и с учетом побочного влияния на ментальные характеристики не только образовательных, но и многих других факторов (исторических, национально-этнических, религиозных, философских, культурных, политических, экономических и т.д). Но и оставлять без внимания именно этот уровень оценки социальной отдачи образовательной сферы тоже нельзя. В связи с этим речь должна идти о разработке междисциплинарных критериев опосредованной, косвенной, пролонгированной (мониторинговой) оценки ментальных параметров по их проявлениям в конкретных жизненных ситуациях и в системе разнообразных отношений личности и общества в целом к тем или иным жизненным коллизиям. Нет необходимости доказывать, насколько трудоемкой является эта задача. Но без ее решения говорить о целостной оценке результативности образовательной сферы фактически невозможно, как невозможно рассчитывать и на доказательное внесение необходимых корректив в политику и стратегию образовательной деятельности.

Социальные задачи образования

  1. Постепенный переход от все более глубокого понимания основных религий мира, терпимости и плюралистичности существования различных, изолированных друг от друга и нередко противостоящих друг другу религиозных конфессий, к поиску единых, объединяющих начал этих религий, их сближению и интеграции при сохранении, вместе с тем, свободы в развитии каждой религии в отдельности. Сказанное означает, что речь идет не о некой попытке искусственной или насильственной унификации религий, подавлении или дискредитации той или иной из них, а только и исключительно о возможном диалоге религий, их взаимообогащении и примирении. Вновь и вновь необходимо подчеркнуть, что интеграция - это не ассимиляция, не поглощение или нивелировка интегрируемых компонентов системы, а лишь признание целостности этой системы в ее многообразии, отнюдь не исключающем самостоятельного развития каждого отдельного компонента, уже самим фактом такого развития обогащающего всю систему в целом.
  2. Проведение в жизнь идеи диалога культур с ориентацией на все большую детализацию взаимодействующих компонентов культуры и их интеграции в целостном культурном пространстве мировой цивилизации. Огромное значение при этом имеет обращение к общепризнанным классическим образцам культуры, вошедшим в мировой цивилизационный фонд, сокровищницу культурного наследия человечества и представляющих универсальные общечеловеческие ценности для всех народов Земли, при бережном сохранении и создании условий для развития культуры каждой страны, каждого социума в отдельности.
  3. Постепенное совмещение и унификация политических доктрин, интеграция которых призвана подтвердить незыблемый принцип политической стратегии - мирное сосуществование государств, стран и народов - и безусловно отвергнуть силовые методы решения любых межгосударственных, внутригосударственных и межнациональных конфликтов.
  1. Развитие человеческих контактов на всех уровнях, с акцептацией внимания на активных формах взаимовыгодного сотрудничества в экономике, науке, культуре, политической деятельности, образовании и т.д. Поощрение совместных исследовательских проектов и технологических разработок, направленных на решение глобальных общецивилизационных проблем (защиты окружающей среды, борьбы с голодом, болезнями, безработицей, неграмотностью, осуществления проектов мирного использования космического пространства, разоружения, поиска новых видов энергии и т.п.), создание совместных авторских коллективов по различным проблемам науки, техники, технологии, культуры, образования.
  2. Поиск путей совмещения и постепенной интеграции различных философских доктрин и стратегий развития цивилизации, создание мирового "банка идей", направленных на взаимодействие и интеграцию социумов. Организация и последовательное осуществление широкомасштабных исследований по всей совокупности проблем ментальности.
  3. Все более широкое использование на всех уровнях управления и самоуправления социума инструментария экспертных оценок с привлечением наиболее компетентных специалистов в соответствующих областях, представляющих высший мировой уровень достижений в тех или иных сферах. Такой мировой, общецивилизационный Экспертный Совет должен приобрести в перспективе верховные функции управления человеческой цивилизацией, исключая тем самым случайности и непредсказуемость действий политических лидеров. Создание такого Совета возможно только на основе всемерного укрепления уже существующих структур Организации Объединенных Наций, постепенного перехода от сугубо организационных мероприятий ко все более разнообразным по содержанию видам международных интегративных акций.
  4. Последовательная интеграция правовых норм функционирования социумов и на этой основе разработка действенных средств упреждения и предотвращения глобальных преступлений против человека и человечества - подготовки и ведения войн в любых их видах, осуществления политики геноцида, международного терроризма, организованной экономической преступности, разжигания межнациональной вражды, варварского отношения к природе и т.п.
  5. Дальнейшее развитие уже в значительной мере продвинутой планетарной системы информации - уникального и наиболее эффективного вида коммуникативного взаимодействия людей, человеческих сообществ и социумов. В силу своей специфики и непрерывного совершенствования технических возможностей информационное поле взаимодействия социумов, не знающее архаичных границ, "железных занавесов" и расстояний, представляется технологически наиболее перспективной материальной базой духовной интеграции социумов.
  1. Развитие и совершенствование универсальных форм человеческого общения на основе инвариантных для всех народов планеты популярных и привлекательных видов досуговой деятельности (международные спортивные соревнования, мировые фестивали искусств, международный туризм и т.п.). Постепенное сближение языков общения на основе реанимации и интенсивного развития идей по созданию международного языка (типа эсперанто или аналогичных удобных для взаимодействия языков) без какого-либо подавления и унижения национальных языков и диалектов.
  2. В качестве первого и, несомненно, наиболее ответственного, но, вместе с тем, и вполне реального шага на пути духовного взаимодействия и интеграции социумов могла бы стать целенаправленная работа по формированию единого мирового образовательного пространства, интеграции национальных образовательных систем на началах возможно более полной совместимости, международного консенсуса в признании универсальных образовательных идеалов и ценностей на всех ступенях обучения, воспитания и развития человека. Особое значение при этом имеет воспитательный, гуманитарный, нравственный аспект образования,интеграция филосoфско-образовательных, аксилогических идей.

Необходимо подчеркнуть: в конечном счете, все без исключения обозначенные выше (и возможные другие) факторы и направления, способствующие духовной конвергенции и интеграции социумов, прямо или косвенно связаны с состоянием и перспективами развития именно образовательной сферы, оказывающей решающее влияние на осознание людьми, участвующими в тех или иных акциях интеграции, необходимости их поистине мессионерской функции и деятельности для будущего человеческой цивилизации.

Единство образовательных идеалов и ценностей, интегративное начало в философии, политике и стратегии в сфере образования не должны означать посягательств на дифференциацию и вариатизацию путей достижения этих целей.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: