Можно ли доказать существование бога?

Доказать существование Бога нельзя. Существова­ние Бога принимается на веру, на основе божественно­го откровения, интуитивно, без доказательства, в си­лу авторитета библии. В курсах богословия считается, что в пользу существования Бога можно привести ряд заслуживающих внимания аргументов, суждений. Это не доказательства, а всего лишь аргументы «в пользу». Наиболее часто приводятся следующие из них.

1. Космологический аргумент: все, что существует, имеет причину, бесконечная серия причин немыслима, поэтому должна быть первопричина, это — Бог.

2. Богословский аргумент: Вселенная — неживое и живое — характеризуется системностью, она разум­на. Бог и есть этот разум.

53

3. Онтологический аргумент: все люди обладают иде­ей Бога, этой идее по необходимости должно нечто со­ответствовать, это нечто и есть сам Бог.

4. Нравственный аргумент: каждый человек несет в себе представление об абсолютном нравственном за­коне, этот закон и есть Бог.

5. Аргумент согласованности: вера в Бога лучше все­го объясняет все факты нашей жизни, поэтому необ­ходимо признать реальность Бога.

В рассмотренных аргументах есть изъяны (предла­гаем читателю составить на этот счет свое собственное мнение), именно поэтому они даже богословами, не го­воря о философах, не считаются доказательствами.

Да или нет? Верующий или атеист?

Многовековая история развития религии и филосо­фии полна взаимных обвинений, грубых споров, нео­правданных крайностей, нередко дело доходило до казней. Казнили и за религию, и за философию, от име­ни религии и от имени философии. Вспомните хотя бы бесславные так называемые крестовые походы. Испо­ведующие насилие никогда, берем на себя смелость ут­верждать это, не были по-настоящему сведущими в ре­лигии и философии. Они всегда были невеждами. Невежество рядится в различные одежды. Его излюб­ленным приемом является простое, упрощенное: «Да или нет? Отвечай! Третьего не дано».

Если нашими читателями являются, с одной сто­роны, верующие, а с другой — атеисты, то нам бы не хотелось их противостояния. Они вполне могут найти почву для единения, а именно — оценивая религиоз-

54

ное учение как яркое философское событие, значение которого сказывается по настоящий день.

основные выводы

• В средневековой философии все интерпретирует­ся исходя из одного принципа, принципа абсолютной личности, Бога.

• Человек понимается как единство веры, надеж­ды и любви.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Два центра: Бог и человек

Средние века заканчиваются XIV веком и начина­ется двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час ан­тропоцентризма. В эпоху Нового времени в центре фи­лософских изысканий ставят человека (по-гречески человек называется антропосом). В философии же эпохи Возрождения два центра — Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени.

55


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: