double arrow

Плохо: «Что вы думаете об этом новом ужасном поисковом инструменте?»

Искусство задавать вопросы

Способность проникать в суть - вот что двигает вашу карьеру, организацию или компанию вперед. В чем же тут сложность? Дело в том, что большинство людей не умеют задавать вопросы. Как это делать правильно, учитесь у профессионалов.

 

Спросите у себя: если бы вы умели задавать вопросы, как лучшие профессиональные журналисты, то смогли бы получать больше от деловых встреч? Смогли бы больше узнать от своих учителей? Смогли бы тогда ваши случайные встречи с начальством в лифтах или на конференциях дать реальные результаты и укрепить ваши связи?

Ответ: «да».

 

«Единственное, что помогало и продолжает помогать мне как человеку, имеющему мало опыта в бизнесе, не сойти с ума – это мои навыки журналиста,» - говорит Эван Ратлифф, который писал статьи для таких журналов, как The New Yorker, прежде чем начать свой собственный проект The Atavist. Один из этих навыков, как он говорит, это «способность формулировать вопросы, которые приносят полезные ответы от консультантов, клиентов или других людей».

 

Хорошие вопросы могут двигать вперед ваш бизнес, организацию или карьеру. Они позволяют извлечь максимальную пользу из общения, и полученные знания помогают нам проникнуть в суть дел. Но проблема в том, что мы задаем ужасные вопросы. Мы говорим слишком много и принимаем плохие ответы (или, что еще хуже, отсутствие ответов). Мы стесняемся быть прямыми или боимся показать свою глупость, поэтому постоянно ищем компромисс, уклоняемся от прямого разговора и упускаем возможности для роста.

Но мы не должны так поступать.

 

Следующие советы могут научить вас гораздо лучше задавать вопросы, не говоря уже о том, что вы сможете стать более интересным собеседником.

 

Не задавайте альтернативные вопросы

Когда люди нервничают, их речь часто становится путанной, и их вопросы превращаются в серию возможных ответов. («Какой самый эффективный способ найти хорошего программиста? Поискать на Monster, или обратиться на LinkedIn, или поговорить со знакомыми, или … хм … хм …да, или.. есть еще какой-то хороший сайт с вакансиями?»)

Вы тот, кто задает вопрос, так чего же вы без остановки говорите? Заканчивайте предложение знаком вопроса. Быть лаконичным – хорошая черта.

 

Кратко о хороших вопросах:

  1. Говорите связно и заканчивайте предложение знаком вопроса.
  2. Не тяготитесь молчанием.
  3. Начинайте с вопросительных слов «кто», «что», «когда», «как», «почему», чтобы получать более содержательные ответы.
  4. Перестаньте кивать, если вы не понимаете чего-то, задавайте дополнительные вопросы.
  5. Если вы не получаете ответа, подойдите к вопросу снова под другим углом.
  6. Перефразируйте ответ своими словами.
  7. Не бойтесь задавать вопросы.

В связи с этим, важно, чтобы вы научились не тяготиться молчанием. Позвольте собеседнику подумать, не перепрыгивайте на возможные ответы, как только пройдет пара секунд. Вы не получите никаких ответов, если будете все время говорить, и вы мало что узнаете, если будете сами предлагать все ответы.

 

Вопросы, начинающиеся со слов «кто», «что», «где», «когда», «как» или «почему» значительно повышают шанс получить содержательный ответ, в то время как начало типа «будет ли», «может быть», «вы не думаете» могут ограничить ответы. (Конечно, если вы пытаетесь свести вопрос к ответу «да» или «нет», то можете делать это, но если вам нужен совет или рассказ о чем-либо, выбирайте более открытые вопросы.)

 

Хорошо: «Что бы вы сделали?»

Плохо: «Вы бы сделали А?»

Очень плохо: «Вы бы сделали А, или Б, или В, или Г, или …?»

Всего лишь добавьте простое слово «что» к плохому вопросу «вы думаете, …?», и вы получите открытые ответы. Научитесь задавать вопросы, которые начинаются с этих 6 простых слов.

 

Не задавайте наводящих вопросов
«По-настоящему плохие вопросы – это наводящие вопросы, когда вы задаете вопрос с целью получить какой-то определенный ответ, - говорит опытный журналист Клайв Томпсон, который пишет для Wired и The New York Times, – избегайте их любой ценой.»

 

Прежде всего, если вы сами знаете ответ, то зачем вообще что-то спрашивать?

 

Если вам необходимо подтверждение чего-то, о чем вы догадываетесь, спрашивайте конкретно, спрашивайте прямо. Вы покажете себя уверенным человеком (а не бестолковым), и получите более честные ответы.

 



Хорошо: «Вам нравится этот новый поисковой инструмент?»

Плохо: «Что вы думаете об этом новом ужасном поисковом инструменте?»

 

Вставляйте вопрос, когда это необходимо
«Прервать разговор и задать правильный вопрос – это гораздо лучше, чем кивать, не понимая, о чем речь,» - говорит Ральф.

 

Хороший журналист прервет разговор и задаст вопрос в любой момент, когда ему это нужно. Этот помогает разобраться в нестройном рассказе и прояснить обстоятельства прежде, чем разговор уйдет слишком далеко от непонятного момента. Обратите внимание, как знаменитые интервьюеры, такие, как Ларри Кинг, поддерживают контроль над разговором – почти всегда они это делают, вежливо прерывая собеседника, не какими-то своими утверждениями, а правильными вопросами.

 

Разумные люди редко могут обидеться, когда их прерывают, если им дают продолжать высказываться. Наоборот, дополнительные вопросы показывают людям, что их слушают.

 

Если вы не получили ответа, перефразируйте вопрос чуть позже
Журналисты привыкли говорить с публицистами и хорошо подготовленными бизнесменами, из которых часто бывает сложно вытянуть прямой ответ. Иногда люди намеренно уходят от ответа, часто это происходит просто из-за путаной речи. (Как часто случалось, что вы сами забывали вопрос, который вам задали, на половине ответа?)

 

В таких случаях вы можете либо задать прямой вопрос («Так сколько в месяц это будет стоить?»), либо повторить видоизмененный вопрос позже. Журналистам часто приходится пробовать много раз задавать вопрос под разным углом, прежде чем они получают нужные сведения. Если вы не уверенны, нет ничего плохого в том, чтобы задавать уточняющие вопросы по теме. В любом случае, вы не уйдете с пустыми руками.

 

Повторите ответ собеседника для подтверждения или уточнения
Если вам дают расплывчатые ответы или слишком сложные для данного случая, перефразируйте ответ своими словами. («Так выходит, ваша программа будет присылать мне электронное письмо каждый раз, когда будут появляться важные новости по моей области работы?»)

 

Как правило, за этим следует либо четкое «да, верно», либо объяснение с дополнительными деталями. В любом случае это полезно для получения точного ответа.

 

Некоторые люди нарочно неправильно перефразируют ответы собеседника, чтобы получить быстрый и часто менее внимательный ответ и подловить человека на обмане.

 




Не стесняйтесь

 

Самый худший из вопросов – тот, который остается незаданным.

 

 

«Как правило, нет никакого смысла притворяться, что вы что-то знаете, если вы этого не знаете, - говорит Ральф, - цель репортера – собирать информацию, а не произвести впечатление на того, у кого он берет интервью. Вам может показаться, что в бизнесе по-другому, но это не так.»

 

Люди гораздо добрее, чем мы о них думаем.

 

«Я не позволяю вопросам от предпринимателей выводить меня из себя, - говорит Фред Вилсон, партнер в Union Square Ventures, человек, которого предприниматели часто заваливают вопросами на различных мероприятиях, - ведь все они прилагают так много усилий, чтобы добиться того, к чему они стремятся. Я просто стараюсь дать им самый лучшие ответы, какие могу.»

 

Если вы время от времени задаете плохие вопросы, ничего страшного. Это случается со всеми. Известный бизнес-специалист Сет Годин пишет в ответ на мой вопрос о том, как правильно задавать вопросы: «Я не уверен, что у меня есть для вас полезные ответы!»

 

Источник:

www.fastcompany.com

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: