Стратегия и направления экономического развития ЕАЭС: состояНие и перспективы

Резюме. В статье выявлены направления для дальнейшего перспективного развития ЕАЭС. Проанализирован опыт Евросоюза и других интеграционных объединений. Определена готовность ЕАЭС к формированию единой валютной системы, внедрению перераспределения таможенных пошлин.

Түйін. Мақалада ЕАЭҚ-тың болашақ даму бағыттары көрсетілген. Еуропалық Одақ пен басқа интеграциялық бірлестіктердің тәжірибесі талданды. ЕурАзЭҚ-тың бірыңғай валюталық жүйені қалыптастыруға дайындығы, кедендік баж салығын қайта бөлуді енгізу қарастырылған.

Annotation. The article reveals the directions for the future development of the EAEU. The experience of the European Union and other integration associations is analyzed. The readiness of the EAEU to form a single currency system, the introduction of redistribution of customs duties was determined.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, ЕАЭС, интеграция, интеграционные объединения, Евросоюз, инвестиции, единая валютная зона, свободная торговля.

Түйінді сөздер: Еуразиялық экономикалық одақ, ЕАЭҚ, интеграция, интеграциялық бірлестіктер, Еуропалық Одақ, инвестициялар, бірыңғай валюта аймағы, еркін сауда.

Keywords: Eurasian economic union, EAEU, integration, integration associations, European Union, investment, common currency area, free trade.

       

В январе месяце 2015 года начал осуществлять свою деятельность Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в состав которого входят Россия, Казахстан, Беларусь и Армения. В дальнейшем к ЕАЭС был присоединен Кыргызстан, а в недалёком будущем может присоединиться и Таджикистан.

Основными целями союза, согласно статье №4 Договора ЕАЭС, являются три основные цели:

1) Стабильное развитие экономической сферы стран-участниц ЕАЭС, предполагающее повышение жизненного уровня населения;

2) Формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов стран-участниц ЕАЭС;

3) Модернизация и повышение конкурентоспособности национальных экономик стран-участниц ЕАЭС в условиях глобализации.

Очевиднаямиссия ЕАЭС состоит в том, чтобы сформировать на бывшем постсоветском пространстве новый геополитический центр,альтернативный по своей силе американскому и европейскому центрам. В случае успеха ЕАЭС, вокруг России будет создана новая геополитическая реальность с особой, отвечающей исторической и культурной специфике региона моделью экономического развития. Региональная интеграция станетмощным инструментом, при помощи которого постсоветские государства смогут максимально использовать преимущества глобализации для минимизирования её неизбежных издержек[2, c.192].

Стратегическая линия ЕАЭС соответствует общей логике региональной интеграции, несмотря на различия в экономическом развитиирегионов. Традиционно экономическая интеграция представляет собой процесс взаимного переплетения различных национальных экономик и создания качественно нового хозяйственного пространства. Региональная интеграция,помимо экономической,включает также политическую, социальную, научно-техническую, культурную интеграцию, предполагающуюсистемный процесс создания универсальныхсоциально-политических и культурно-научных норм и правил региона. При этом интеграция предусматриваетсоздание масштабной территориальной дифференциации стран-участниц ЕАЭС, включающейпреодоление внутренних барьеров и возможное создание новых барьеров для других стран. Такая дифференциация ведёт к существенному развитию уже имеющейся или к созданию новой региональной идентичности, которая позволяет странам-участницам объединиться в единое целое, а также осуществлять разграничения во всех общественных сферах с остальнымигосударствами.

Кроме вышеперечисленных задач в Договоре к основным задачам ЕАЭС можноотнести следующие:

−создание нового силового центра в рамках единой глобальной системы управления, который позволит его странам-участницам эффективно реагировать на процессымировой глобализации;

−формирование универсальной системы норм и практик, соответствующей внутренним и внешним интересам региона;

− сохранение национального менталитета, научного и культурного своеобразия региона, способствующих укреплению суверенитета страны-участницыЕАЭС на мировой арене.

Последняя задача имеет решающее значение для будущего развития ЕАЭС, хотя и не является экономической.

Разработка долгосрочной интеграционной стратегии ЕАЭС подразумевает осуществлениетрёх направлений действий:

− Первое направление предполагает критическое осмысление обязательных интеграционных мер, осуществление расчёта современных выгод и издержек этих мер, а также разработку недостающих инструментов для интенсификации процесса интеграции.

− Второе направление – это осуществление максимальной адаптации стратегии и тактики интеграции к условиям переходной рыночной экономики, или экономики стран с формирующимися рынками.

− Третье направление обуславливается спецификой исходных условий евразийской интеграции.

При развитии евразийской экономической интеграции целесообразно учитывать опыт других, особенно успешно функционирующих таможенных и экономических объединений, не только Евросоюза, но и таких, как МЕРКОСУР, НАФТА, Южноафриканский таможенный союз.

Положительный результат процесса интеграции основан на реальных экономических результатах. В первое время торговые результаты были весьма значительными. На сегодняшний день можно наблюдать тенденцию снижения роста первичных торговых и инвестиционных результатов, связанных со снятием в 2011 году торговых барьеров между его странами-участницами. По оценкам за последний год ЦИИ ЕАБР, после нескольких лет экономического роста, объём накопленных странами СНГ взаимных прямых инвестиций сократился на 10%. Данный результат отражает окончание успешного  конъюнктурного цикла, завершение ряда экономических проектов и финансовую переоценку тех или иных торговых сделок.

В теории, подтверждённой практикой Евросоюза и НАФТА, после краткосрочных (0.5-2 года) торговых результатов наступает время среднесрочных результатов интеграции, связанных со структурными изменениями (3-7 лет и более) [2]. Эффективность данных среднесрочных результатов интеграции, в первую очередь, зависит от реализации четырех видов свобод – движения товаров, услуг, капитала и труда при создании единого рынка с универсальными правилами, а также проведения скоординированной экономической политики. При этом огромное значение имеет осуществление взаимовыгодных инвестиций, свидетельствующих оболее долгосрочных формах экономического сотрудничества, например, чем торговля. Торговля услугами также имеет существенный потенциал.Для её реализации необходимо проводить долговременную систематическую работу по уменьшению нетарифных барьеров в проведении торговых сделок.

Единыйденежный фундамент в форме эффективного согласования макроэкономических политик является основой создания единой валютной зоны. Согласно статье 64 Договора о ЕАЭС, страны-участницыосуществляют согласованную валютную политику[3]. Договор в своём сегодняшнем виде, не предусматривает создания валютного союза, то есть такого уровня экономической интеграции, когда создается единый эмиссионный центр и вводится единая валюта.  Причиной чего является существование на сегодняшний деньряда препятствий, мешающих формированию единой валютной системы. К ним можно отнести, прежде всего, отсутствие эффективной координации макроэкономической политики различных государств и широкого использования национальных валют во взаимных расчетах.

В ЕАЭС планируется внедрение системы перераспределения таможенных пошлин или создание иного механизма прозрачного субсидирования крупнымифинансовыми вложениями в экономику небольших стран-участниц Евросоюза. Примером чего является не только политика осуществления механизма структурных фондов Евросоюза, но имеющая столетнюю историю политика  старейшего в мире Южноафриканского таможенного союза, осуществляющую механизм перераспределения таможенных пошлин. При этом страны-участницы с наличием экономики-донора, должны получать преференции инвестиционного и политического характера.

Одним из важных аспектов является тот факт, что процесс интеграциимежду странами-участницами Евразийского экономического союза не подразумевает изоляцию от внешнего мира. Так как концепция «Крепости Евразии» имеет разрушительный характер для долгосрочного устойчивого роста[10, c.348].Для продвижения интересов евразийских партнеров необходиможестко отстаиватьих во время переговоров.

Главным вопросом торговой политики ЕАЭС остаётся режим свободной торговли ЕАЭС с другими странами и даже интеграционными объединениями. Что подразумевает собой, прежде всего, ведение свободной торговли, дополняемой такими компонентами как – благоприятный инвестиционный режим, снижение нетарифных барьеров, регулирование перемещением трудовых ресурсов. В этом отношении наиболее перспективными для сотрудничества ЕАЭС могут выступить государства с наличием небольшой экономики, такие как Вьетнам, Израиль и Сербия.

 

Список литературы:

1.Быков А.Н. Постсоветское пространство: стратегии интеграции и новые вызовы глобализации. – СПб., 2009. – 192 с.

2.Официальный сайт НАФТА. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.naftanow.org/ (дата обращения: 20.10.2016).

3.Официальный сайт Европейского союза. Раздел законодательства. [Электронный ресурс]. – URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?uri =URISERV:xy0026 (дата обращения: 20.10.2016).

4.Экономическое взаимодействие стран–членов СНГ в контексте Евразийского интеграционного проекта: Сборник научных статей /Отв. ред. Л.Б. Вардомский, А.Г. Пылин. – М.: ИЭ РАН, 2015. – 348 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: