Мотивация успешной деятельности

Цель: сформировать понятие мотивация, рассмотреть основные виды мотивации, дать анализ теорий мотивации.

Для чего люди трудятся? В конечном счете, для того, что бы удовлетворить свои потребности.

Потребности – ощущение недостатка в чем-либо, вызывающее у человека состояние дискомфорта.

Потребности могут быть:

§ естественными или физиологическими (в пище, воде и т.п.) и социальными (в признании, в славе);

§ врожденными (в общении) и приобретенными (в обучении);

§ первичными (в факторах, обеспечивающих выживание) и вторичными (в условиях развития личности);

§ материальными и нематериальными.

Однако, наличия одних потребностей еще недостаточно, что бы человек проявил свою активность. Помимо них активную деятельность людей обусловливают следующие факторы:

1. Мотивы – осознанные или неосознанные внутренние побуждения к действиям, направленные на удовлетворение потребностей.

2. Притязания – желаемый уровень удовлетворения потребностей.

3. Ожидания – предположения о том, что результат деятельности будет иметь определенные последствия.

4. Установки – отражают предрасположенность, готовность человека к тем или иным действиям в конкретной ситуации.

5. Оценки степени возможности достижения результата или удовлетворения потребности.

6. Стимулы – блага, с помощью которых человек может удовлетворить свои потребности. Стимулы действую не сами по себе, а предварительно подвергаются сознательной оценке (они могут не повлиять на поведение, если потребуют нереальных действий).

 

Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей, образуют мотивационную структуру, обусловленную уровнем благосостояния, социальным статусом, квалификацией, ценностями и пр. такая структура достаточно стабильна, но поддается целенаправленному формированию, например, в процессе воспитания.

Процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации называется мотивацией.

Схема мотивационного процесса имеет следующий вид (Рисунок 7.4.1).

 

 

Рисунок 7.4.1 -  Схема мотивационного процесса.

 

Добиться от людей желаемого поведения можно двумя путями:

1. подобрать человека с заданным уровнем внутренних установок;

2. воспользоваться внешней мотивацией с помощью стимулов.

В последнем случае говорят о методах мотивации.

Хорошо известен тысячи лет применявшийся «Метод кнута и пряника». До ХХ века было распространено мнение, что люди будут работать лучше, если предоставить им возможность зарабатывать больше. Однако последующие исследования выявили экономическую несостоятельность такого подхода и показали, что мотивация является результатом сложной совокупности потребностей.

 

Т.о. методы управленческой мотивации можно разделить на следующие виды: экономические и неэкономические.

Суть экономических методов состоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним, получают определенные выгоды, повышающие их благосостояние (Рисунок 7.4.2).

Экономические методы мотивации
Прямые
Косвенные
Выгоды (выплаты)  
Основная заработная плата
Формы и системы
Облегчают получение выгод (выплат)


Сокращенный рабочий день
                                                                                  

Неявная заработная плата
Участие в прибылях
Льготы
Дифференциро- ванность
Гибкость
Бонусы
Скользящий и гибкий график
Премии
Отгулы
Увеличенный отпуск
Дополнительная заработная плата
Понятность и справедливость
Ориентированность на реальный вклад
Соответствие целям фирмы
Доплаты


Требования к показателямпремирования


Рисунок 7.4.2 - Экономические методы мотивации.

 

Неэкономические методы сводятся к созданию благоприятных условий труда, здоровому климату в коллективе, формированию высоких целей, выражению личной и публичной благодарности (Рисунок 7.4.3).

Моральные
Признание
«Синтетические»
Высокие цели
Неэкономические методы мотивации
Организационные


Личное

Обогащение труда
Представление руководству
Участие в делах организации
Консультирование
Голос при решении социальных проблем
Информация в многотиражках и на специальных стендах
Персональные подразделения по случаю семейных праздников


Публичное

Туристические поездки, стажировки
Внесение имени в книгу почета организации
Интересная и содержательная работа
Продвижение по должности
Награждение грамотами, почетными знаками

 

 


Рисунок 7.4.3 - Неэкономические методы мотивации.

 

Согласно современным взглядам, исследование поведения человека в труде дает общие объяснения мотивации и позволяет создать модели мотивации сотрудника на рабочем месте. Теории мотивации подразделяются на две категории: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории основываются на выявлении потребностей людей и их роли в мотивации. К содержательным теориям относятся:

§ иерархия потребностей А.Маслоу;

§ теория потребностей Д.Мак-Клелланда;

§ двухфакторная теория Ф.Герцберга.

Процессуальные теории отражают механизмы мотивации. Основные процессуальные теории:

§ теория ожиданий В.Врума;

§ теория справедливости Д.Адамса;

§ синтетическая модель Портера-Лоулера.

Несмотря на расхождения в этих теориях, они не являются взаимоисключающими и эффектно используются в решении задач побуждения людей к эффективному труду.

Осуществляя функцию мотивации, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива. К ним в первую очередь относятся: разнообразие работы по содержанию, рост и расширение профессиональной квалификации работающих, удовлетворение от полученных результатов, повышение ответственности, возможности проявления инициативы и осуществления самоконтроля и т.д.







Вопросы для самопроверки.

1. Дать определение понятия «персонал». Перечислить основные характеристики персонала.

2. Дать определение понятия «управление персоналом». В чем заключается главная задача кадрового менеджмента?

3. В чем заключается современная концепция управления персоналом?

4. Перечислите основные элементы структуры управления.

5. Перечислите функции управления персоналом.

6. Дать определение понятия «организационные отношения». Перечислить типы организационных отношений.

7. Перечислите основные категории персонала. Дайте их краткую характеристику.

8. Дать определение понятия «карьера». Перечислить типы карьеры.

9. Перечислите этапы деловой карьеры. Дайте их краткую характеристику.

10. Сравнить типологии личности Дж.Голланда и Е.А.Климова.

11. Охарактеризовать различные ситуации выбора профессии.

12. Перечислить фазы развития профессионала.

13. Дать определение понятия «планирование карьеры». Перечислить основные мероприятия по планированию карьеры.

14. Объяснить, в чем заключаются объективные условия карьеры.

15. Перечислить факторы, влияющие на активную деятельность людей.

16. Дать определение понятия «мотивация». Описать схему мотивационного процесса.

17. Перечислить методы мотивации.

18. Перечислить теории мотивации и дать их краткую характеристику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: