Спецкурс «Пятикнижие»Ф.М. Достоевского. Психологизм поздней прозы писателя

Спецкурс рассчитан на 32 академических часа = 16 пар = 8 встреч по 2 пары. В рамках спецкурса рассматриваются поздние произведения писателя, так называемое «Пятикнижие», к которому относятся «Преступление и наказание» (1866 г.), «Идиот» (1868 – 69 гг.), «Бесы» (1871 – 72 гг.), «Подросток» (1875 г.), «Братья Карамазовы» (1879 – 80 гг.). 

Цели спецкурса:

рассмотреть художественные произведения Ф.М. Достоевского с точки зрения разнообразия психологических типов; выявить архетипические черты центральных героев романов; рассмотреть конфликт как совокупность внешних и внутренних причин; проследить отсылки к ранним повестям писателя; осознать актуальность произведений писателя для настоящего времени

1 лекция +семинар (22 февраля, четверг + 2 марта, пятница):

«Преступление и наказание»: система персонажей; особенности композиции; полифонизм романа; психология преступника;проблема веры и безверия; опасности крайних проявлений коллективизма \\ индивидуализма;мотив двойничества; «бедные люди» и их жизненные драмы; проблема пьянства и игровой зависимости;автобиографические приметы в произведении;символизм в романе; влияние «Преступления и наказания» на мировую литературу

Литература:

1. Соколов Борис Родион Раскольников: воскрешение великого грешника // Расшифрованный Достоевский – М.:Эксмо, 2007. – 38 – 103 с.

2. Карякин Юрий Самообман Раскольникова // Достоевский и Апокалипсис. – М.: Фолио, 2009. – 18 – 227 с.

3.Мысляков В.А. Как рассказана история Родиона Раскольникова // Материалы и исследования. Т. 1. – СПб: Наука, 1974. – 147 – 163 с.

4. Назиров Р.Г. О прототипах некоторых персонажей Достоевского // Материалы и исследования. Т. 1. – СПб: Наука, 1974. – 202 – 219 с.

5. Назиров Р.Г. Реминисценция и парафраза в «Преступлении и наказании» // Материалы и исследования. Т. 2. – СПб: Наука, 1976. – 88 – 95 с.

6. Поддубная Р.Н. О проблеме наказания в романе «Преступление и наказание» // Материалы и исследования. Т. 2. – СПб: Наука, 1976. – 96 – 106 с.

7. Орнатская Т.И. К истории создания романа «Преступление и наказания» // Материалы и исследования. Т. 7. – СПб: Наука. – 48 – 52 с.

8. Миджиферджян Т.В. Раскольников – Свидригайлов – Порфирий Петрович: поединок сознаний // Материалы и исследования.Т. 7. – СПб, Наука, 1987. – 65 – 80 с.

9. Осмоловский О.Н. Из наблюдений над символической типизацией в романе «Преступление и наказание» // Материалы и исследования. Т. 7. – СПб: Наука, 1987. – 81 – 90 с.

10. Ковсан М.Л. «Преступление и наказание»: «все» и «он» // Материалы и исследования. Т. 8. – СПб: Наука, 1988. – 72 – 86 с.

11. Такахаси С. Проблема совести в романе «Преступление и наказание» // Материалы и исследования. Т. 9. – СПб: Наука, 1992. – 56 – 62 с.

12.Лодзинский В.Э. «Тайна» Свидригайлова// Материалы и исследования. Т. 9. – СПб: Наука, 1992. – 63 – 76 с.

13. Ветловская В.Е. Приемы идеологической полемики в «Преступлении и наказании» Достоевского // Материалы и исследования. Т.12. – СПб: Наука, 1996. – 78 – 98 с.

14. Ветловская В.Е. Логическое опровержение противника в «Преступлении и наказании» Достоевского // Материалы и исследования. Т.13. – СПб: Наука, 1996. – 74 – 87 с.

15. Ветловская В.Е. «Хождение души по мытарствам» в «Преступлении и наказании» // Материалы и исследования. Т. 16. – СПб: Наука, 2001. – с. 97 – 117.

16. Ветловская В.Е. «Хождение души по мытарствам» в «Преступлении и наказании» (статья 2) // Материалы и исследования. Т. 18. – СПб: Наука, 2007. – с. 143 – 160.

17. Ясенский С.Ю. О некоторых особенностях литературного и культурологического контекста романа «Преступление и наказание» // Материалы и исследования. Т. 15. – СПб: Наука, 2000. – с. 372 – 381.

18.Иванчикова Е.А. Автор и его герои в повествовательной структуре «Преступления и наказания» // Материалы и исследования. Т. 16. – СПб: Наука, 2001. – с. 118 – 136.

19. Магомедова Д. Переписывание сюжета «Преступление и наказание» в русской литературе конца XIX– начала XXвека // Аспекты поэтики Достоевского в контексте литературно-культурных диалогов (под ред. КаталинКроо, Тюнде Сабо и Гехы Ш. Хорвата). – СПб: Дмитрий Буланин, 2011. – 298 – 305 с.

Экранизации:

1. «Преступление и наказание», 2-серийный фильм Льва Кулиджанова (1969 год, Россия)

2. «Тихие страницы» Александра Сокурова – вольная трактовка сюжетов Достоевского (1994 год, Россия)

3. «Преступление и наказание», сериал Дмитрия Светозарова (2007 год, Россия)

4. «Студент», фильм режиссёра ДарежанаОмирбаева по «Преступлению и наказанию» (2012, Казахстан)

2лекция + семинар (16 марта, пятница + 30 марта, пятница)

«Идиот»: рождение замысла, история создания произведения;образ «положительно прекрасного человека», тип мечтателя, проблема несовместимости идеалов с действительностью, душевная болезнь князя Мышкина (в прямом и переносном значении слова);Женские образы – достоверные или фантастичные?Антитезы и противопоставленные образы в романе. Различные проявления любви – от «вселенской», бесплотной любви князя до одержимости Парфена Рогожина. Второстепенные персонажи произведения: семья Епанчиных и семейство Иволгиных; драма Ипполита, интриги Лебедева; детские образы (функции, роль, смысл).  

Литература:

1. Соколов Борис Князь Мышкин: поражение и победа «абсолютно прекрасного человека» // Расшифрованный Достоевский – М.: Эксмо, 2007. – 103 – 170 с.

2. Джоунс М. К пониманию образа князя Мышкина // Материалы и исследования, Т. 2. – СПб: Наука, 1976. – с. 106 – 112.

3.Опитц Р. Человечность Достоевского (Роман «Идиот») // Материалы и исследования. Т. 3. – СПб: Наука, 1978. – с. 75 – 95.

4. Володин В.Ф. Пети-же в «Идиоте» // Материалы и исследования. Т. 6 – СПб: Наука, 1985. – с. 73 – 80.

5. Альми И.Л. К интерпретации одного из эпизодов романа «Идиот» (рассказ генерала Иволгина о Наполеоне) // Материалы и исследования. Т. 10. – СПб: Наука, 1992. – с. 163 – 172.

6. Кириллова И.А. К проблеме создания христоподобного образа (князь Мышкин и Клавдий Каллистратов) // Материалы и исследования. Т. 10. – СПб: Наука, 1992. –с. 172 – 176.

7. Киносита Т. Понятие «красоты» в свете идей эстетики Достоевского // Материалы и исследования. Т. 11. – СПб: Наука, 1994. – с. 96 – 101.

8. Тихомиров Б.Н. О «христологии» Достоевского // Материалы и исследования. Т. 11. – СПб: Наука, 1994. – с. 102 – 121.

9. Кириллова И.А. Христос в жизни и творчестве Достоевского // Материалы и исследования. Т. 14. – СПб: Наука, 1997. – с. 17 – 25.

10. Кори Р. Смерть в сюжетном построении романа «Идиот» // Материалы и исследования. Т. 14. – СПб: Наука, 1997. – с. 130 – 138.

11. Левина Л.А. Два князя (Владимир Федорович Одоевский как прототип Льва Николаевича Мышкина) // Материалы и исследования. Т. 14. – СПб: Наука, 1997. – с. 139 – 152.

12. Ермилова Г.Г. Идея «приобщенной личности» в романе Достоевского «Идиот» // Материалы и исследования. Т. 16. – СПб: Наука – с. 137 – 149.

13. Есаулов И.А. «Родное» и «вселенское» в романе «Идиот» // Материалы и исследования. Т. 17. – СПб: Наука. – с. 92 – 101.

14. Борисова В.В. Эмблематический строй романа Достоевского «Идиот» // Материалы и исследования. Т. 17. – СПб: Наука. – с. 102 – 107.

Экранизации:

1. «Идиот» реж. Петра Чардынина (Россия, 1910)

2. «Идиот» реж. Сальваторе Аверсано (Италия, 1919)

3. «Идиот» реж. Жоржа Лампена (Франция, 1946)

4. «Идиот» реж. Акиры Куросавы (Япония, 1951)

5. «Идиот» реж. Ивана Пырьева (СССР, 1958)

6.«Идиот» реж. А. Ремизовой (СССР, театр им. Вахтангова, 1979)

7. «Настасья» реж. Анджея Вайды (Польша, 1994)

8. «Даун Хаус» – пародия Романа Качанова (Россия, 2001)

9. «Идиот» – телесериал Владимира Бортко (Россия, 2003)

3 лекция + семинар (6 апреля, пятница)

«Бесы» – роман-предупреждение:идеи «нечаевщины»; политические протагонисты в романе; любовный конфликт; герои-двойники;снова «бедные люди» (Хромоножка).Вставные эпизоды произведения. Глава «У Тихона». «Бесы» как политический памфлет и как психологическая драма.

Литература:

1. Бердяев Н.А. Духи русской революции (1918): http://az.lib.ru/b/berdjaew_n_a/text_1918_duhi.shtml

2. Гессен С.И. Трагедия зла (Философский смысл образа Ставрогина) // Путь. Париж, 1932. № 36. – с. 44—74.

3. Гроссман Л.П. Спешнев и Ставрогин // Спор о Бакунине и Достоевском. – СПб, 1926. – с. 162 – 168: http://kotbeber.livejournal.com/2667506.html

4. Иванов Вяч. Основной миф в романе «Бесы» // Достоевский и роман-трагедия – М., 1916: http://www.vehi.net/dostoevsky/ivanov.html#a3

5. Мережковский Д.С. Пророк русской революции (М., 1906): http://az.lib.ru/m/merezhkowskij_d_s/text_1906_prorok_revolutzii.shtml

6. Карякин Ю.Ф. «Бесы». Как работает роман сегодня // Достоевский и Апокалипсис – М.: Фолио, 2009. – с. 227 – 364.

7. Соколов Б.В. «Бесы». Блеск и нищета русских революционеров // Расшифрованный Достоевский. – М.: Эксмо, 2007. – с. 170 – 350.

8. Сараскина Л. Русский нигилизм и эхо европейских революций в романе «Бесы». Тирания во имя справедливости как канон и тупик // Достоевский в созвучиях и притяжениях. – М.: Русский путь, 2006. – с. 118 – 139.­­

9. Дудкин В.В. Литературные предвестники «Бесов» // Материалы и исследования. – СПб: Наука, 2007. – с. 180 – 190.

10. Фридлендер Г.М. «Доктор Фаустус» Т. Манна и «Бесы» Достоевского // Материалы и исследования. Т. 14. – СПб: Наука, 1997. – с. 3 – 16.

11. Буданова Н.Ф. Проблема «отцов» и «детей» в романе «Бесы» // Материалы и исследования, Т. 1. – СПб: Наука, 1974. – с. 164 – 188.

12. Буданова Н.Ф. О некоторых источниках нравственно-философской проблематики романа «Бесы» // Материалы и исследования. Т. 8. – СПб: Наука, 1988. – с. 93 – 106.

13. Буданова Н.Ф. Творчество и спасение (Ставрогин в интерпретации Николая Бердяева) // Материалы и исследования. Т. 11 – СПб: Наука, 1994. – с. 145 – 155.

14. Ермакова М.Я. «Двойничество» в «Бесах» // Материалы и исследования. Т. 2. – СПб: Наука, 1976. – с. 113 – 118.

15. Муравьев А.П. Ставрогин Достоевского и Каразин М. Горького // Материалы и исследования. Т. 6. – СПб: Наука, 1985. – с. 154 – 167.

Экранизации:

1. «Одержимый» реж. Михаэля Кельманна – по «Бесам» Достоевского и пьесе Альбера Камю «Одержимые»(1962 год, ФРГ)

2. «Бесы» реж. Анджея Вайды (1988, Польша)

3. «Бесы» реж. Игоря и Дмитрия Таланкиных (1992, Россия)

4. «Бесы» телесериал реж. Владимира Хотиненко (2014, Россия)

4 лекция + семинар (13апреля, пятница)

«Подросток»: внутренние и межличностные конфликты;кризисы взросления; от «наполеонизма» до комплекса неполноценности; нравственное формирование личности; тема «отцов и детей»; власть моноидеи; игра в рулетку; духовные искания; автобиографические приметы в романе.

Литература:

1. Мочульский К. Глава 20. «Подросток» // Гоголь. Соловьев. Достоевский. – М.: Республика, 1995. – с. 464 – 489.

2. Архипова А.В. «Подросток» в творческом восприятии Александра Блока // Материалы и исследования. Т. 3. – СПб: Наука, 1978. – с. 114 – 125.

3. Якубович И.Д. К характеристике стилизации в «Подростке» // Материалы и исследования. Т.3. – СПб: Наука, 1978. – с. 136 – 143.

4. Якубович И.Д. Нравственно-философские искания Аркадия Долгорукова // Материалы и исследования. Т. 13. – СПб: Наука, 1996. – с. 90 – 105.

5. Иванчикова Е.А. «Подросток»: Повествование с лирическим рассказчиком./Иванчикова Е.А. Вопросы языкознания. — М.: Наука, 1995. — №3.— с.70 – 76.

6. Кантор В. Трагические герои Достоевского в контексте русской судьбы (Роман «Подросток») // Вопросы литературы. — М., 2008. — с.119-151.

7. Касаткина Т.А. Два образа солнца в романе «Подросток»/Т.А. Касаткина//Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»: Возможности прочтения: Сб.ст. – Коломна: КГПИ, 2003. — с.53 –62.

8. Кирпотин В.Я.Роман Достоевского «Подросток»/В.Я. Кирпотин//Ф.М.Достоевский. Подросток. Роман в трех частях. — М.: Художественная литература, 1972. – 594 с.

9. Лепахин В. Икона в творчестве Достоевского («Братья Карамазовы», «Кроткая», «Бесы», «Подросток», «Идиот» // Материалы и исследования. Т. 15. – СПб: Наука, 2000. – с. 237 – 263.

Экранизации:

«Подросток»реж. Е.И. Ташкова (1983, СССР)

5 лекция + семинар (20, 27 апреля, пятн.)

«Братья Карамазовы»:«случайное семейство»;проблемы взросления; сплав реализмаи фантастики; мотив разрушающей любви-ненависти; мотив веры – безверия; нравственные поиски; «проклятые вопросы»;поиски своего пути. Тема детства в романе. Мотив памяти.

Литература:

1. Соколов Б.В. «Братья Карамазовы»: воскрешение великих грешников // Расшифрованный Достоевский – М.: Эксмо, 2007. – с. 351 – 508.

2. Сараскина Л. «Подлый ум» между верой и безверием // Достоевский в созвучиях и притяжениях. – М.: Русский путь, 2006. – с. 228 – 273.

3. Альми И.Л. Поэтика образов праведников в поздних романах Достоевского (пафос умиления и характер его воплощения в фигурах странника Макара и старца Зосимы) // Материалы и исследования. Т. 15. – СПб: Наука, 2000. – с. 264 – 272.

4. Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романа «Братья Карамазовы» // Материалы и исследования. Т. 15. – СПб: Наука, 2000. – с. 273 – 304.

5. Ветловская В.Е. «Идеал Мадонны» в «Братьях Карамазовых» // Материалы и исследования. Т. 15. – СПб: Наука, 2000. – с. 305 – 326.

6. Галаган Г.Я. Сад Федора Павловича Карамазова // Материалы и исследования. Т. 15. – СПб: Наука, 2000. – с. 327 – 333.

7. Боград Г.Л. Предположения о Смердякове (К вопросу об отношении Достоевского к расколу) // Материалы и исследования. Т. 18. – СПб: Наука, 2007. – с. 161 – 169.

8. Григорьев Дмитрий (протоирей) Преподобный Амвросий и старец Зосима Достоевского // Материалы и исследования. Т. 16. – СПб: Наука. – с. 150 – 163.

9. Галаган Г.Я. «Царство» раздора и слуга Павел Смердяков // Материалы и исследования. Т. 16. ­–­ СПб: Наука.­– с. 175 – 187.

10. Ковач Л. Иван Карамазов: Фауст или Мефистофель? // Материалы и исследования. Т. 14. – СПб: Наука, 1997. – с. 153 – 163.

11. Беляев В.В. Имя «Грушенька» в «Братьях Карамазовых» как антропоним // Материалы и исследования. Т. 10. – СПб: Наука, 1992. – с. 176 – 181.

12. Куплевацкая Л.А. Символика хронотопа и духовное движение героев в романе «Братья Карамазовы» // Материалы и исследования. Т. 10. – СПб: Наука, 1992. – 90 – 100 с.

13. Пономарева Г.Б. Житийный круг Ивана Карамазова // Материалы и исследования. Т. 9. – СПб: Наука, 1991. – с. 144 – 166.

14. Беловолов Г.В. Старец Зосима и епископ Игнатий Брянчанинов // Материалы и исследования. Т. 9. – СПб: Наука, 1991. – с. 167 – 178.

15. Джексон Р.-Л. Проблема веры и добродетели в «Братьях Карамазовых» // Материалы и исследования. Т. 9. – СПб: Наука, 1991. – с. 124 – 131.

16. Любимов В.Н. Еще раз об одном источнике «Братьев Карамазовых» Материалы и исследования. Т. 7. – СПб: Наука, 1987. – с. 207 – 210.

17. Аидо А. К истории создания образа Петра Верховенского // Материалы и исследования. Т. 7. – СПб: Наука, 1987. – 174 – 193 с.

18. Савельева В.В. Поэтические мотивы в романе «Братья Карамазовы» // Материалы и исследования. Т. 7. – СПб: Наука, 1987. – 125 – 134 с.

19. Кийко Е.И. К творческой истории Братьев Карамазовых. // Материалы и исследования. Т. 6. – СПб: Наука, 1985. – 258 – 263 с.

20. Кийко Е.И. Из истории создания «Братьев Карамазовых» (Иван и Смердяков). // Материалы и исследования. Т. 2. – СПб: Наука, 1976. – с. 125 – 129.

20. Якубович И.Д. «Братья Карамазовы» и следственное дело Ильинского // Материалы и исследования. Т. 2. – СПб: Наука, 1976. – с. 119 – 124.

21. Семенов Е.И. К вопросу о месте главы «Бунт» в романе «Братья Карамазовы» // Материалы и исследования. Т. 2. – СПб: Наука, 1976. – с. 130 – 136.

22. Джонсон Р.-Л. Вынесение приговора Федору Павловичу Карамазову // Материалы и исследования. Т. 2. – СПб: Наука, 1976. – с. 137 – 153.

23. Соина О.С. Исповедь как наказание в «Братьях Карамазовых» // Материалы и исследования. Т. 6, 1985. – с. 129 – 136.

Экранизации:

«Братья Карамазовы» реж. ДжакомоДжентилимо (Италия, 1947)

«Братья Карамазовы» реж. Ричарда Брукса (США, 1958)

«Братья Карамазовы» реж. Антона Петерса (Бельгия, 1968)

«Братья Карамазовы» реж. Ивана Пырьева (СССР, 1968)

«Братья Карамазовы» реж. Марселя Блюваля (Франция, 1969)

«Мальчики» реж. Рениты Григорьевой (СССР, 1990)

«Братья Карамазовы» (телесериал) Юрия Мороза (Россия, 2008)

«Карамазовы» Петра Зеленка (Чехия, 2008)

«Братья Карамазовы», сериал (Япония, 2013)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: