Практическое занятие 2 ч

Тема № 1.

Административное право как отрасль права и его место в правовой системе

Российской Федерации.

Семинар - круглый стол 2 ч.

Вопросы для обсуждения

 

Что Вы понимаете под субъектом и объектом государственного управления?

Чем отличается государственное управление от общественного, от самоуправления?

Есть ли различие между терминами «государственное управление» и «государственное регулирование»?

Согласны ли Вы с мнением немецкого ученого Вернера, что административное право есть конкретизированное конституционное право?

Почему в предмет административного права включаются дисциплинарные отношения государственной службы? Не нужно ли их отнести к отрасли «Служебное право»? Какие институты административного права Вы знаете?

Отграничьте административно-правовой метод правового регулирования от метода гражданско-правового, от договорного метода.

Какой метод правового регулирования применяется при назначении Президентом РФ судей, министров, губернаторов, Председателя Центральной избирательной комиссии и других должностных лиц государственного аппарата?

Отграничьте административное право от конституционного, гражданского, уголовного, финансового, земельного и других отраслей российской правовой системы.

Источники – 1.

Литература - основная; дополнительная – 2-4, 6. 9-11, 13, 14; рекомендуемая – 3, 8, 10, 12, 13, 17, 19.

 

Тема № 2.

Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения.

Практическое занятие 2 ч.

 

Вопросы для обсуждения

 

Что такое правовая норма?

Кто является субъектом нормотворчества?

Что такое административно-правовая норма?

Какова структура административно-правовых норм?

Всегда ли все элементы логической структуры административно-правовой нормы предусмотрены конкретной статьей или пунктом нормативно-правового акта?

По каким критериям можно классифицировать административно-правовые нормы?

Какие особенности административно-правовых норм вы можете назвать?

Что такое подзаконная норма?

Что является отраслевой нормой?

Что такое локальная норма?

Чем отличается регулятивная норма от охранительной нормы?

В чем разница между материальной и процессуальной нормами?

Как соотносятся федеральные административно-правовые нормы и нормы субъектов РФ?

 Какие формы реализации административно-правовых норм вы можете назвать?

 Каково соотношение между собой таких форм реализации административно-правовых норм, как исполнение и соблюдение?

 Тождественны ли понятия и «источники административного права», «административное законодательство», «административное право»?

 Какие официальные издания, в которых содержатся административно-правовые нормы, вы знаете?

Что такое административно-правовое отношение?

Из каких элементов состоит административно-правовое отношение?

Что входит в содержание административно-правового отношения?

Кто может быть субъектом административно-правовых отношений?

Как соотносятся между собой понятия «объект» и «предмет» правоотношения? Имеются ли беспредметные правоотношения?

Какие особенности характерны для административно-правовых отношений?

По каким критериям можно подразделить административно-правовые отношения на отдельные виды?

Какие административно-правовые отношения считаются «вертикальными», а какие «горизонтальными»?

Что такое отношения субординации?

 Возможны ли административно-правовые отношения, обеими сторонами которых являются субъекты, не осуществляющие функции исполнительной власти?

 Какие существуют виды коллективных субъектов административного права?

 Идентичны ли понятия «субъект административного права» и «субъект административного правоотношения»?

 Что такое юридические факты?

 

Решение задач:

1. Инспектор ГИБДД старший лейтенант полиции Новиков составил протокол об административном правонарушении в отношении водителя Щербакова, превысившего скорость движения на 30 км/час. В соответствии с ч. 2 ст. 12.9 и п. 6 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ наложил на Щербакова административный штраф в размере 500 р.

Какими нормами руководствовался инспектор ГИБДД: материальными или процессуальными?

2. На имя директора педагогического колледжа поступили следующие документы:

 – заявление о допуске к вступительным экзаменам в колледж;

 – приказ из департамента образования мэрии об утверждении новой

структуры училища;

 – заявление преподавателя о предоставлении ему отпуска;

 – приказ Министерства образования и науки о порядке вступительных экзаменов и зачисления в училище;

 – приказ Министерства образования и науки о награждении директора почетной грамотой.

Какие из этих документов содержат административно-правовые нормы?

3. На студенческой научно-практической конференции студент Николаев категорично утверждал, что основным источником административного права является Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Прокомментируйте данный тезис Николаева.

4. Приведите примеры источников административного права, изданных в форме:

1) Федерального конституционного закона;

2) Федерального закона;

3) закона субъекта РФ;

4) постановление;

5) указа;

6) устава;

7) приказа;

8) положения.

5. В курсовой работе, характеризуя особенности административно-правовых отношений, студент написал, что одной из сторон данных отношений всегда выступает орган исполнительной власти или его представитель. По мнению студента, административно-правовые отношения всегда возникают по инициативе субъекта управления и носят вертикальный характер.

Какую ошибку допустил студент?

6. Проанализируйте юридическую природу нижеследующих отношений, классифицируйте их:

1) Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав оштрафовала гражданина N за злостное уклонение от воспитания детей.

2) Областная избирательная комиссия зарегистрировала Семенова кандидатом в депутаты областной думы.

3) Студент Шаповалов обратился с жалобой в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки на незаконное отчисление из вуза.

4) Управление железной дороги заключило договор с ремонтно-строительным трестом на строительство жилого дома.

5) Начальник управления коммунального хозяйства города объявил в приказе выговор секретарю управления за волокиту, допущенную при подготовке отчетной документации.

7. В семье частного предпринимателя Мухина18 августа родилась дочь, 1 сентября его сыну Ивану исполнилось 14 лет, а 25 октября умерла мать Мухина.

Имеют ли данные факты юридическое значение. Какие отношения возникают на их основе?

8. На основе и во исполнение Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Президент РФ ежегодно издает указы об очередном призыве на действительную военную службу и об увольнении в запас военнослужащих, отслуживших установленные сроки действительной военной службы. Исполняя Указ Президента, главы администраций городов и районов своими постановлениями создают медицинские и призывные комиссии, а военные комиссариаты приказами устанавливают точные сроки явки граждан, приписанных к призывным участкам.

Проанализируйте юридические факты и систему административно-правовых отношений, возникающих на их основе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: